Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Становление искусства



§1. Теории происхождения человека.

§2. Антропогенез.

§3. Социогенез.

§4. Культурный синкретизм.

ВВЕДЕНИЕ

Принципиальной основой исторических исследований является определение относительно законченных периодов в развитии человечества и их внутренняя динамика, т.е. решение вопроса о периодизации.

Периодизационная сетка первобытности и древности человечества – вопрос чрезвычайно спорный. Предлагаем принятый в классической истории вариант:

КАМЕННЫЙ ВЕК Палеолит (древнекаменный век) 2,6 млн. л.- 12 тыс. л. до н. э.
Мезолит (среднекаменный век) 12-7 тыс. л. до н.э.
Неолит (новокаменный век) 7-4 тыс. л. до н.э.
Энеолит (медный век) 4-3 тыс. л. до н.э.
БРОНЗОВЫЙ ВЕК   2- нач. 1 тыс. л. до н.э.
ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК   сер. 1 тыс до н.э.

В разговоре о собственно первобытном этапе в развитии культуры мы остановимся только на периоде каменного века. Причиной такого временного ограничения является отсутствие на этом этапе развития национально-этнических расхождений и, напротив, существование единых культурных стереотипов. На рубеже 4-3 тысячелетий (период энеолита, или медный век) происходит формирование первых государств древности, усложнение культурных форм, обособление и спецификация национальных культур.

§1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Вопрос о происхождении человека – существа разумного – до сих пор остается открытым, несмотря на то, что существует большое количество гипотез и еще больше фантазий на эту животрепещущую тему.

В современном научном мире наибольший интерес представляют следующие теории: эволюционная, теория скачков, теория мутаций; – не исключаются также космическая, библейская и теория рас. Последние чаще рассматриваются в религиозной, мистической и эзотерической литературе и исследованиях.

Космическая теория в разных вариациях говорит о возникновении разумной жизни на Земле под воздействием внешних космических (внеземных) сил или цивилизаций.

Мистическая теория (в частности библейская) также утверждает о возникновении человека благодаря внешнему воздействию, объясняя феномен через акт божественного творения (например, из праха земного).

Блаватская Е. в «Тайной доктрине» изложила собственную теорию, на основе личного мистического опыта, теорию рас. Следуя размышлениям Блаватской, человечество – это пятая раса на Земле, которая сменила великих атлантов и обречена на самоуничтожение, являясь эволюционным тупиком.

Более традиционна с точки зрения классической науки первая группа теорий, опирающаяся на косвенные знания о далеком историческом прошлом, а также на данные материальных останков того времени.

Теория скачков и теория мутаций основаны на известных фактах, связанных с глобальными катастрофами древности – столкновение с космическим телом, изменение полярности, направления вращения, отклонение оси, изменение орбиты и др., а также с экологическими аномалиями – великое оледенение. Так, увеличение под воздействием природных катаклизмов радиационного фона вполне могло привести к мутированию целого ряда организмов. Именно это допущение легло в основу теории мутации. Глобальные изменения экологической среды также могли привести к изменениям на генном уровне. Учитывая, что эти катаклизмы были радикальными, как и благоприобретаемые качества человекообразных существ, известных по археологическим раскопкам, то, возможно, что развитие фауны шло не плавно и однолинейно направленно, а скачкообразно, что и утверждает теория скачков.

Эволюционная теория, во многом опирающаяся на научные построения Ч. Дарвина, происхождение человека разумного осмысливает как результат эволюционного процесса животного мира, предполагая в качестве прародителя современного человека разновидность человекообразной прямоходящей обезьяны. Исходя из этого предположения, родовые качества человека – мышление, сознание, речь – это благоприобретенные в процессе развития и естественного отбора свойства.

§2. АНТРОПОГЕНЕЗ

Современная наука располагает значительными археологическими данными, на основе которых была составлена возможная эволюционная лестница происхождения «человека разумного». Таким образом, были определены основные виды доисторического человека. Тем не менее, до сих пор остается открытым вопрос о причинах эволюционирования.

Остановимся на основных этапах в становлении человека:

§ Австралопите́к – человекообразная обезьяна, характеризующаяся прямохождением, многофункциональным использованием передних конечностей, а также использованием подручных орудий труда.

§ Питека́нтроп – «человек умелый» – вел уединенный образ жизни и объединялся с другими представителями данного вида в стада лишь на время, для решения насущных задач коллективными усилиями (охота, спаривание и проч.), занимался сбором плодов, охотой, обладал навыками изготовления орудий труда в природной форме.

§ Сина́нтроп – в отличие от других видов древнего человека, он не сменял предшествующие на эволюционной лестнице виды, а параллельно развивался, сосуществуя с питекантропами (и это еще один факт против теории эволюции в ее классическом звучании); синантропы образовывали устойчивые коллективы, образовывая постоянные поселения, вследствие чего вели оседлый образ жизни; культурным прорывом было, несомненно, использование природного огня.

§ Неандерта́лец – «человек социальный», кроме общего жилища и коллективной добычи пищи и труда, характеризуется умением добывать огонь, существованием социального регламента и, возможно, элементов культуры.

§ Кроманьо́нец – «человек культурный», о чем свидетельствует в первую очередь табуирование (система запретов) интимно-половой сферы, т.е. одного из мощнейших инстинктов животного мира; к периоду существования кроманьонцев относят формирование родовой общины, зарождение религиозных представлений и искусства.

§ Хо́мо са́пиенс – «человек разумный» осваивает природную среду, занимаясь земледелием и скотоводством; он характеризуется наличием мышления, сознания и речи.

Таким образом, этапами прогресса являются: прямохождение, индивидуальный труд, оседлость, коллективный труд, система половых запретов, сознание.

§3. СОЦИОГЕНЕЗ

В своем развитии человек менялся не только морфологически, он менялся и социально. Традиционно выделяют три основные формы древнейших человеческих сообществ: стадо, род и племя.

Стадо – это нестабильное объединение древних людей на основе общности территории и целей. Известны стада кочевые и оседлые, и в их смене также просматривается внутренняя эволюция.

Род – это коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка, который нередко обожествляется.

Племя – это автономное объединение родов на основе общности территории, некоторых элементов хозяйства, обычаев и культов.

Очевидно, что на первом месте в данных «коллективах» стоит фактор родства: кровного – в родовой структуре, более опосредствованного – в племенной, но отнюдь не проблема власти. Следовательно, здесь отсутствует принцип формального объединения людей. Тем самым, можно выделить два ведущих принципа стабильности в человеческом сообществе: этнический (по происхождению, в том числе по кровной близости) и формально-общественный, или политический.

Соответственно, эволюция человеческого сообщества будет выглядеть следующим образом:

 
 


Одной из наиболее весомых причин эволюционирования первобытного коллектива является введение системы половых запретов – табу. Табу налагалось на половые отношения между партнерами при следующих обстоятельствах:

- во-первых, если партнеры принадлежат различным возрастным группам, т.е. разница в возрасте между ними значительна;

- во-вторых, если они являются ближайшими родственниками.

Введение первого запрета привело к формированию родовой организации – коллектива родственников, интимное общение в котором осуществлялось в рамках «колена», т.е. брат – сестра. Введение, параллельно с первым, второго запрета вызвало к жизни племенное хозяйство, в котором основной причиной объединения нескольких родов стала проблема «супружества», т.к. интимные отношения внутри рода были запрещены.

Таким образом, введение половых запретов можно рассматривать как культурную революцию, как победу человека над своими животными инстинктами. Причем причиной являются не морально-нравственные нормы, а стремление к выживанию через контроль за деторождением (генетическим качеством потомков).

§4. КУЛЬТУРНЫЙ СИНКРЕТИЗМ

Культурный синкретизм – это родовое, нерасторжимое единство всех видов культурной деятельности, всех форм человеческого сознания: науки, религии, искусства; теории и практики.

Одной из главных причин синкретичности культуры первобытного мира является нерасчлененность бытия и сознания архаичного человека.

В основе первобытных знаний (науки) всегда лежал личный практический опыт. Соответственно, эти знания носили не отвлеченный характер, а естественнонаучный, или эмпирический.

В основе механизма зарождения представлений первобытности (религиозных форм) находилась, возможно, борьба со страхом перед неизвестностью. Исходя из этого утверждения, основой формирования первобытных представлений явился поиск причины явления или установление взаимосвязи разных явлений, объединенных пространством и временем.

И в первом, и во втором случаях наблюдается общность причины – борьба за жизнь, – но применены различные способы – знание о мире и мистическое представление о нем.

Ранних форм религии существует большое количество, но если попытаться систематизировать бесконечное число вариантов и выделить наиболее древние из них, то мы получим следующие формы первобытных верований и представлений:

¨ Анимизм – принцип одушевления природы и отождествления себя с ней; наиболее общее и глобальное для Первобытного и Древнего мира представление о первородстве всего окружающего пространства. Причиной анимистичности представлений может быть все то же нерасчлененное бытие и сознание первобытного человека.

¨ Тотемизм – вера в существование природого первопредка – тотема; это существенное «доказательство» кровных уз человека и природы-матери.

¨ Магия – действие человека через духов-посредников. В зависимости от цели магического действа и посвященности в него пассивного участника (на которого направлено действие магических сил), различают ведовство́ и знаха́рство, или черную и белую магию соответственно.

¨ Культ – первоначально означал умилостивание сил природы. В контексте анимистических представлений об одухотворенности мира, любая акция, направленная на поклонение объектам и явлениям природы – это культовое действо, представляющее под час развернутый спектакль с шествиями, молитвами, жертвоприношениями и др.

¨ Идолопоклонство – поклонение идолу, который мыслится как рукотворное тело, вместилище духа бога. Таким образом, идолопоклонство – это поклонение богу в материальном обличии.

¨ Фетишизм – поклонение фетишу, сутью которого является вера в возможность насильственного переселения души человека в мертвый предмет – телесный двойник. Наиболее впечатляющий вариант фетишизма – это кукла Вуду, суть которой заключается в овладении душой человека и полное господство над ним и над его реальным телом.

¨ Шаманизм – действие духов через человека-посредника. Одна из самых поздних форм ранней религии, в случае с которой человек выступает в роли медиума, проводника воли духовского мира в мир людей.

Несмотря на большое разнообразие и вариативность первобытных верований, наблюдается по крайней мере два общих качества: во-первых, все они основаны на вере в автономное существование телесной оболочки и духовной субстанции; во-вторых, они вошли так глубоко в сознание человека, что в различных формах дошли до сегодняшнего дня.

Возникновение первобытного искусства относят к эпохе верхнего палеолита (40-20 тыс. лет до н.э.). Для зарождения искусства, как свободного творчества нового, еще небывшего, необходимо наличие определенного уровня развития у человека отвлеченного мышления, при котором возникает способность распознавать не только предметы, но и их подобия.

Вопрос о происхождениии искусства, также как и вопрос о происхождении самого человека до сих пор открыт, несмотря на существование многих теорий. Среди наиболее крупных теорий происхождения искусства можно назвать следующие:

- Магическая теория – рассматривающая искусство как универсальный способ общения (в том числе человека и Бога), как носитель информации, как часть ритуала.

- Теория “игры” – которая рассматривает возникновение и развитие искусства как способ адаптации человечества к окружающему пространству по аналогии с адаптационной деятельностью ребенка, через игру познающего мир взрослых.

- Трудовая теория – рассматривает искусство как одну из сторон человеческого труда, а формирование свободного искусства – как его эмансипацию из производственной сферы.

- Биологическая теория – приписывает человеку врожденное чувство прекрасного и стремление преображать мир по внутренним законам красоты и гармонии.

Если соотнести теории происхождения искусства, возможные трактовки предметов первобытного искусства по их назначению, то нетрудно выявить те возможные функции, которое оно призвано было выполнять:

Теории происхождения искусства Трактовка предметов искусства Функции искусства  
Теория «игры» Подражание окружающему миру Познавательная  
Биологическая Воплощенная красота Эстетическая  
Трудовая Ритуальное изображение Коммуникативно-мемориальная   Образовательная   Социальная   Идеологическая  
Магическая  
Магико-ритуальная  
Фетиш  

Основным методом при определении истоков зарождения разных форм искусства, ныне существующих дискретно (обособленно), является соотнесение современного знания о видовой структуре искусства с возможными первоэлементами, вписанными в повседневную жизнь первобытного человека.

Предлагаем вариант зарождения разных форм искусства:

- танец – трактуется как часть ритуала, с использованием ритмической организации и экспрессивных возможностей пластики тела, с драматургическим замыслом и эффектами переодеваний и «грима».

- театр – также является развитой формой ритуального действа с использованием элементов костюмов, грима, драматургии развития, сюжетной основы; элементы театрального искусства просматриваются в охотничьем ритуале с использованием маскировки (эффект костюма и грима); ярче всего театральная основа просматривается в шаманских обрядах, связанных с перевоплощением.

- музыка – берет свое происхождение в ритмизованном труде и оповестительных сигналах; соответственно, первыми музыкальными инструментами могли быть трубы, барабан, лук (тетива-струна).

- изобразительное искусство, скульптура – осмысливается как форма познания через подражание объектам окружающего мира, атрибут ритуала, мистический атрибут. Основными темами изобразительного искусства были сначала отдельные объекты животного мира (палеолит), затем сцены жизни, в том числе с включением человека как элемента целого (мезолит). Только в эпоху неолита появляются попытки проникнуть за видимость мира, постичь тайну психической деятельности человека через отдельные изображения людей, а также через создание абстрактного искусства орнамента.

Многофункциональность первобытного искусства, его вписанность в естественное бытие человека, также как и лишенность современного человека синкретии мышления, добавляет интерес и мистический трепет в изучение и осмысление культуры архаического периода. Тем не менее, все еще не существует однозначной оценки первобытного периода в развитии культуры и искусства.

Вопросы для повторения:

1. Назовите основные периоды в истории первобытного мира в их логической последовательности.

2. Объясните происхождение названий основных периодов в истории первобытного мира.

3. Назовите основные теории происхождения человека.

4. Раскройте суть космической теории происхождения человека.

5. Раскройте суть эволюционной теории происхождения человека.

6. Раскройте суть мистической теории происхождения человека.

7. Раскройте суть теории рас происхождения человека.

8. Раскройте суть теории скачков происхождения человека.

9. Раскройте суть теории мутации происхождения человека.

10. Назовите виды древнего человека в их логической последовательности.

11. Назовите типы человеческих сообществ первобытного мира в их логической последовательности.

12. Назовите синоним слова табу и раскройте его смысл и содержание в первобытном мире.

13. Назовите определяющую черту первобытной культуры и мышления.

14. Назовите все известные вам ранние формы религии.

15. Раскройте смысл анимизма первобытных верований.

16. Раскройте смысл тотемизма как ранней формы религии.

17. Раскройте смысл культа как ранней формы религии.

18. Раскройте смысл магии как ранней формы религии.

19. Раскройте смысл фетишизма как ранней формы религии.

20. Раскройте смысл идолопоклонства как ранней формы религии.

21. Раскройте смысл шаманизма как ранней формы религии.

22. Что является предусловием художественной деятельности?

23. Охарактеризуйте танец и театр как элемент первобытной культуры.

24. Охарактеризуйте музыку и изобразительное искусство как элемент первобытной культуры.

25. Назовите основные теории происхождения искусства.

26. Охарактеризуйте мистическую теорию происхождения искусства.

27. Охарактеризуйте биологическую теорию происхождения искусства.

28. Охарактеризуйте трудовую теорию происхождения искусства.

29. Охарактеризуйте теорию «игры» происхождения искусства.

30. Назовите основные функции искусства.

ЛИТЕРАТУРА

История

1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

2. Всемирная история. В 10-ти т. Т. 1. М., 1955.

3. Тойнби А. Постижение истории. Избранное. М., 2002.

Религия

4. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. М.-Л., 1967.

5. Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1984.

6. Донини А. Люди, идолы и боги. Очерки истории религий. М., 1966.

7. Мифы народов мира. Т.1. М., 1987.

8. Токарев С.Н. Ранние формы религии. М., 1990.

9. Токарев С.Н. Религия в истории народов мира. М., 1976.

Искусство

10. Авдеев А.Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. М., 1959.

11. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусства. М., 1948.

12. Всеобщая история искусства. В 6-ти т. Т.1. М., 1956.

13. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. Теоретические очерки. М., 1970.

14. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество; Древний Восток; Античность. Под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. М., 1980.

15. Мириманов В.Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.

16. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

17. Шерстобитов В.Ф. У истоков искусства. М., 1971.


Глава 2





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 892 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...