Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Искусство средневековой Европы



§1. Становление западноевропейского Средневековья.

§2. Христианство западной ветви.

§3. Христианство и искусство.

§1. СТАНОВЛЕНИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Средневековый период в развитии Европейской цивилизации начинается в конце V в. н. э. в связи с падением Рима и крушением Римской империи. Верхняя граница западноевропейского средневековья приходится на середину XVI столетия и связана с началом и первыми завоеваниями Реформации.

В истории принято следующее внутреннее дробление тысячелетнего периода средневековья в развитии Европейской цивилизации:

- раннее средневековье – V-IX вв.;

- зрелое средневековье – X-XIII вв.;

- позднее средневековье – XIV-XVI вв.

Проследим эволюцию европейского средневековья, выявив культурообразующие принципы и завоевания в каждом из обозначенных периодов.

Раннее средневековье

Первый период в развитии культуры средневековой Европы был связан не столько с процессом созидания, сколько разрушения – и материальной культуры, и человеческих ресурсов, и устоев общества, в том числе, нравственных принципов и духовных ценностей. Процесс разложения античного типа культуры сопровождался активной борьбой за власть и сферы влияния, что в свою очередь приводило к широкой миграции населения. Не случайно, что во II половине VI в. Европа пережила ужасный мор вследствие эпидемии чумы.

Все это затронуло самую основу культуры – ценностные ориентации, – и привело к тотальному падению нравов.

Лишь на рубеже VIII-IX вв. происходит относительная стабилизация жизни, символом которой стало формирование империи Карла Великого и сложение нового типа взаимоотношений в обществе. Время правления Карла Великого и его сыновей вошло в историю Европы под ярким названием – Каролингский ренессанс.

В чем же исторические заслуги Карла? Во-первых, это было первое, после падения Рима, стабильное объединение Европы в мощное централизованное государство имперского типа. Во-вторых, Карл способствовал, вместо канувших в лета античных стереотипов социальных отношений, сложению взаимоотношений нового типа. Сформулируем основные принципы нового социального канона:

1. Власть на основе землепользования.

2. Зависимость вассала от сеньора.

3. Верность на основе нравственности.

Таким образом, к середине IX в. мы можем говорить о сложении не только новой формы взаимоотношений, но и основ новой культуры – феодальной.

Зрелое средневековье

Период X-XIII вв. связан с процессом становления и развития средневекового христианского мира, а также с активным созиданием его культурных форм (материальные, художественные и духовные ценности).

Это время сложения наций и государств в Европе, определения в целом их границ. С другой стороны, это и постоянная борьба за сферы влияния между отдельными феодалами-правителями. В этой связи неоценимую помощь оказала папская церковь, выступив не только в качестве крупнейшего феодала, а, следовательно, и политического лидера, но и явив собой духовную, консолидирующую силу и, тем самым, способствуя стабилизации жизни в Европе.

Папская церковь в средневековой Европе была крупнейшим монополистом и непререкаемым авторитетом. Ее монополия охватывала все сферы жизни: политику (на основе огромного землевладения), экономику (церковно-монастырские хозяйства вели активный обмен, формируя рыночные связи в рамках всей Европы), идеологию (выступая «напрямую» от имени Бога) и в целом культуру (монополия на знание, образование и художественную практику).

Наибольшее влияние церкви приходится на X-XII вв. Жизненный уклад этого времени ярко воплотился в архитектурной стилистике: монастырский (или замковый) тип культуры с доминирующим романским (или римским) стилем.

На рубеже XII-XIII вв., с появлением и ростом городских коммун, зарождается новый тип культуры – городской; и романский стиль уступает место готическому.

Смена стилей не была сменой приоритетов лишь эстетического свойства. Изменилось соотношение сил на внутриполитической арене, произошло смещение культурообразующего центра из монастырских хозяйств в средневековые города. И культура поменяла свой характер: церковное начало уступило свое главенствующее место светскому.

Как отражение пошатнувшегося авторитета, церковь предпринимает радикальные меры: крестовые походы, учреждает инквизицию.

Позднее средневековье

По всем законам логики развития, за детством и зрелостью следует старение и смерть. В рамках средневековой европейской культуры это культурное умирание представляло собой отнюдь не уродливую эклектику, но скачок на качественно новый уровень своего развития. В то же время, с точки зрения приоритетов христианской церковной культуры, это, несомненно, период кризиса, затронувшего ее глубинные основы.

В качестве причин этого кризиса, которые в тоже время являются и веяниями нового времени, выступают:

- территориальная стабилизация и окончательное решение проблемы государственных границ;

- научно-технический прогресс, спровоцированный небывалым взлетом интеллектуальной мысли (начиная с XIII в.);

Все это привело, с одной стороны, к государственной централизации и, с другой, к формированию нового миропонимания. Оба «приобретения» времени подрывали беспрекословный авторитет церкви, лишая ее части былых монополий: монополии на знание, монополии в политической и экономической сферах.

§2. ХРИСТИАНСТВО ЗАПАДНОЙ ВЕТВИ.

В своем развитии единая соборная (кафолическая) христианская церковь претерпела значительные изменения, пережив ряд потрясений. Одним из первых событий этого ряда стал раскол церкви в 1054 г., в результате которого из состава Вселенской церкви вышла ее восточная ветвь, именуемая православием. Пятью столетиями позже, в середине XVI в., римско-католическая церковь пережила еще один раскол, ставший результатом общественно-религиозного движения Реформации. В результате еще одного потрясения христианской церкви образовалась ее третья ветвь – протестантизм.

Таким образом, христианская церковь, первоначально выступив единой духовной силой, раздробилась, и ныне представляет собою систему конфессий, группирующихся относительно трех основных направлений – католицизм, православие, протестантизм.


Остановимся на проблеме расхождения западной и восточной ветви христианства подробнее.

Одной из принципиальных точек преткновения между Римом и Константинополем, ведущих свой отсчет еще с V в. н. э., стал вопрос о воздаянии. Православие утверждало, опираясь на текст Библии, возможность обретения воздаяния человеком посмертно, как оценку его жизненного пути. Римско-католическая церковь признавала наряду с посмертным воздаянием возможность достижения земного благополучия уже при жизни человека, как аванс в счет окончательного спасения после смерти. Причем это благополучие мыслилось далеко не всегда в духовной области. На деле оказывалось, что «божественную поддержку» получали люди именитые и весьма не бедные, и это явно расходилось с библейскими словами о сложности обретения Царствия Божия богатым человеком («Легче верблюду пройти сквозь угольное ушко, чем богатому обрести Царствие Божие»).

В последствии это расхождение усилилось благодаря целому ряду богословских идей, способствовавших обособлению церкви и духовенства. Так, исходя их идеи предопределения, Богом, одномоментно с сотворением человека, была сотворена и его история. Таким образом, изначально был определен круг избранных, кто будет спасен. Тем самым, нарушался один из основных принципов мира – равенство людей перед лицом Бога.

Еще более спорным стал феномен непогрешимости слова Римского Папы как наместника Бога на земле. Святость давала право духовному иерарху судить людей и отпускать им грехи уже при жизни. Духовенство же, действующее от имени Папы, также ставилось в неравные условия относительно всех остальных людей, особенно небогатых.

Обособление духовенства окончательно оформляется с разработкой учения о «сокровищнице преизбыточной благодати». Эта «сокровищница», наполняемая за счет сверх благих поступков людей, находилась в ведении церкви; и священники могли распоряжаться богом данною благодатью по своему усмотрению. В том числе они могли за ее счет прощать грехи, даже самые тяжкие.

С одной стороны, человек в контексте этой идеи выступал лишь в качестве посредника, проводника божественной воли. С другой, церковь получала полную свободу в деле спасения людских душ, угодных ей. Постепенно папская церковь превращается в институт по универсальному спасению, закрепленному через осуществление продажи индульгенций (письменное свидетельство об отпущении конкретного греха).

Все это свидетельствует о явных расхождениях основ Священного Писания и церковной практики в рамках католицизма. Налицо проблема соотношения земного и потустороннего воздаяния, смещение акцента с духовных благ на блага материальные в противовес завету Христа: «Кесарю – кесарево, Богу – Божие».

§3. ХРИСТИАНСТВО И ИСКУССТВО.

Церковь в эпоху средневековья особое внимание уделяла красоте культа, т.к. искусство рассматривалось как важнейшее условие приобщения людей к христианской вере.

Проблема искусства в церковной практике наиболее убедительно и обоснованно изложена в трактате «Ареопаг» Псевдо-Дионисия. Главная идея трактата – познание непознаваемого, или Бога. Искусство в этой связи выступает одним из способов достижения молитвенно-экстатического состояния как условия познания Высшего Начала. Главную задачу искусства Псевдо-Дионисий видит в воплощении христологических догм.

У каждого вида искусства – своя функция, определяемая силой и способом воздействия. Архитектура является символом Вселенной, в которой миры – духовный и физический – соединяются в стройной гармонии. Изобразительное искусство выполняет сразу несколько функций: это и священная реликвия, и часть литургии, оно является и иллюстрацией Писания, и воплощенной красотой.

Особое значение уделяется музыке. Музыка выступает в качестве носителя сверх информации, соединяя напрямую Бога и человека. В то же время она выполняет роль организатора эмоциональной установки на восприятие информации человеком.

В основу средневекового искусства положен принцип синтеза искусств на основе подчинения отдельных ее видов архитектурной форме.

Европейское средневековое искусство имеет ярко выраженную специфику. Римско-католический храм сохраняет первоначальную базиликальную форму, символизируя Град Божий. Внутреннее пространство храма являет собой, в отличие от православного, преддверие рая, так называемое чистилище.

Изобразительное искусство, представленное почти исключительно монументальными формами, служит своеобразным дополнением к архитектурной форме, но в то же время играет роль немой проповеди, повествуя на исторические и догматические темы. Особенностью западноевропейской живописи является отсутствие строго разработанного канона и следование позднеантичным традициям. В силу этого, мастера часто обращаются к образам-символам, а также используют прием аллегории и метафоры.

Христианское искусство, развиваясь в тесном контакте с другими формами культуры и являясь своеобразной реакцией на общественно-политические процессы, имеющиеся в обществе, претерпело значительные изменения. Ярче всего их проследить на смене двух основных средневековых стилей – романского и готического.

Эстетический образ романики

Романский стиль, получивший распространение в X - сер. XIII вв., ярко воплотил идеалы и жизненные стереотипы своего времени: строгость, функциональность, монументальность и обороноспособность.

Центрами культуры в это время были замки и монастыри, имевшие условия для защиты от возможных нападений соседей. В силу этого обстоятельства романский стиль именуется также монастырским, или замковым. Карл Великий, возродивший традиции Римской империи и, в том числе, проводивший активную строительную политику, основанную на заимствованиях из римского наследия, определил и эстетические предпочтения следующего периода – собственно романского. Романский стиль (или, правильно, римский) основывается, в том числе и на древнеримской эстетике с ее монументальностью, мощью, тяжеловесностью. Все же романский стиль более аскетичен и суров, он лишен изысканности и аристократизма.

Во многом, показателями стиля являются следующие принципы:

1. использование стеновых конструкций (верхнее перекрытие опирается на мощные толстые стены).

2. первоначально использованные балочные верхние перекрытия постепенно заменяются на тяжеловесные каменные полуцилиндровые своды.

3. в решении внешней формы и внутреннего пространства преобладают простые линии, гладкие поверхности и полуциркульные (полукруглой конфигурации) арки.

4. окна щелевидные с перспективными откосами и полуциркульным завершением, применяется малое их количество и небольшой размер.

Декоративное решение интерьера храма частично совпадает с православным. Так западная стена украшена Сценой Страшного Суда; напротив, в апсиде находится изображение распятия вместо привычной Богоматери Оранты; трансепт посвящен Житию Христа. Таким образом, храмовое пространство развивает одну мысль: Иисус Христос – образ праведного человека, его жизнь – путь к святости, как образец и наставление для всех людей.

Фасад был решен гораздо скромнее: резные карнизы, перспективные порталы, аркатурный фриз, чуть позже появляется использование фасадной резьбы – сначала орнаментальной, затем фигуративной.

Эстетический образ готики

Формирование нового стиля – готического – относится к середине XII в. и связано с развитием городской культуры. Именно поэтому готику иногда именуют городским стилем. Существует еще одно синонимическое определение готического стиля по принципу контраста противоположностей с романским: монастырский → городской, замковый → дворцовый. Тем самым, подчеркивается публичный характер и городской жизни, и собора как центра общественной жизни средневекового города.

Будучи символом единства городской общины, собор должен был быть вместительным. Это привело к поиску способов расширения храмового пространства. Результатом поиска стала каркасная система, позволившая, с одной стороны, увеличить размеры церковного помещения за счет облегчения сводов. Во-вторых, появилась возможность оптически расширить пространство благодаря эффектам освещения через большие оконные проемы с вставленными в них витражами, а также в связи с истончением, дроблением и декоративным решением внешних стен и внутренних перегородок.

Основными элементами каркаса готического собора являются – нервюра, аркбутан и контрфорс.


Готический стиль определяется следующими принципами:

1. Кажущаяся дематериализация храма за счет отказа от излишней тяжеловесности, лаконизма и целесообразной логики.

2. Равновесие рационального начала, выраженного в конструкции, и мистико-спиритуалистического, достигнутого через решение внутреннего пространства.

3. Вертикальное решение композиции за счет использования башен и башенок с остроконечными шпилями, высоких остроконечных фронтонов над окнами и порталами, стрельчатых арок.

4. Динамика фасада, достигаемая активным использованием круглой скульптуры, и интерьера, благодаря моделированию его объема фильтрацией света цветными витражами.

Замена большей части стеновых панелей на окна с витражами, а также невозможность адекватного восприятия изображения, выполненного в этой технике, привели к замене привычных фресок и мозаик алтарными стенками и фасадными рельефами. Постепенно формируется канон оформления фасада:

- Западный фасад – изображение сцены Страшного Суда,

- На боковых порталах, справа – Дева Мария, слева – местный святой,

- Южный фасад – сцены и образы из «Нового Завета»,

- Северный фасад – сцены и образы из «Ветхого Завета».

В целом, готический стиль характеризуется мощью, величием, но в тоже время благородством, аристократизмом и даже изяществом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Назовите временные рамки средневековья в Европе и укажите причины.

2. Выявите особенности раннего средневековья.

3. Выявите особенности зрелого средневековья.

4. Выявите особенности позднего средневековья.

5. Сформулируйте причину расхождений западного и восточного христианства.

6. Перечислите основные идеи в рамках европейского богословия.

7. Осветите основные идеи «Ареопага» Псевдо-Дионисия.

8. Охарактеризуйте церковное искусство зрелого средневековья.

9. Выявите особенности романского стиля.

10. Выявите особенности готического стиля.

литература:

1. История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение. М., 1982.

2. Кожин Н.А. и Сидоров А.А. Архитектура средневековья. М., 1940.

3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

4. Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М., 1984.

5. Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и центральной Европе. М., 1981.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 411 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...