Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русское искусство XVIII-XIX веков



§1. Искусство XVIII века: реформы Петра I в сфере культуры; борьба за петровские завоевания; русская просвещенная монархия.

§2. Искусство XIX века: «Золотой век» русской культуры; русский академизм середины века; критический реализм второй половины века.

§1. ИСКУССТВО XVIII ВЕКА

Восемнадцатый век в истории России – это время колоссальных перемен во всех сферах жизни: в экономике, в социальных отношениях, в общественной мысли и в культуре в целом. В это время происходит окончательный отход от средневековых стереотипов и распространение идей западноевропейского Просвещения.

Светская направленность и привнесение идей рационализма, открытость к контактам и преодоление национальной замкнутости и локальности культурного развития, внимание к человеческой личности и демократизация культуры, – принципиально отличают культуру эпохи Просвещения.

Преобразования Петра I в области культуры

В деле культурного строительства и преобразований XVIII века главенствующую роль играл первый император России Петр I Великий. Наряду с активизацией внешней политики, он провел целый ряд реформ, направленных на формирование нового общества, нового человека, обновленного сознания.

В своей реформаторской политике император сделал ставку на человека, его способности и энтузиазм. Он заставил его смотреть вперед, в будущее, а не цепляться за дедовские авторитеты и традиции. Тем самым, поставив перед обществом проблемы, он в кратчайшие сроки (около четверти века) смог получить первые и значительные результаты. Остановимся на реформах Петра I в области культуры.

Большое значение для проведения военной и экономической реформ Петр придавал формированию и развитию отечественной науки и образования. Преимущество было отдано отраслям знания, необходимым для развития производства и пополнения сырьевой базы государства. В этом смысле лидировали естественные науки: минералогия, ботаника, география, этнография. Тем не менее, не только прикладной уровень знания интересовал императора; он прозревал будущее. Одним из последних, подписанных уже смертельно больным царем, был указ об учреждении Академии наук, открытой уже после смерти Петра, в 1725 году.

В образовании также главенствовал принцип «прикладного знания» для подготовки новых отечественных кадров. В 1701 г. открывается «Школа математицких и навигацких наук», Пушкарская школа в Москве. Также были основаны профессиональные отраслевые школы – инженерная, медицинская, горные. Петром была заложена основа системы светского образования, окончательно оформившаяся во время правления Екатерины II. В 1714 г. в провинциях открываются «цифирные школы» для дворянских и подьячих детей. Впрочем, в 1720 г. на смену им приходят епархиальные, гарнизонные и солдатские школы грамоты, – утвердившие сословную структуру общества.

Не менее важным Петр считал развитие книжного дела и печати, как фактор распространения и популяризации знаний и отечественных завоеваний. Предпочтение среди печатных изданий отдавалось учебным и справочным изданиям. Значимым событием с точки зрения распространения и повышения грамотности населения было введение в 1710 г. гражданского шрифта, значительно более простого в сравнении с церковным. В 1702 году начинает выходить газета «Ведомости», причем Петр намеренно наказал издавать ее на дешевой бумаге, дабы увеличить круг ее читателей вследствие дешевизны.

Ратуя за светскость в культуре, Петр I провел целенаправленную реформу церкви. Она затрагивала проблему как церковных владений и богатств (секуляризация церковных земель и принуждение к финансовой поддержке государственных проектов), так и ее организации и встроенности в систему государственных институтов (учреждение Святейшего Синода, введя в него государственного чиновника с самыми широкими полномочиями).

В искусстве петровского времени прослеживаются те же тенденции – светская направленность и европеизм. Символом нового искусства стал Санкт-Петербург. Именно здесь проявили себя наиболее ярко новые тенденции в архитектуре и изобразительном искусстве первой четверти XVIII века.

Для постройки новой русской столицы по лучшим европейским стандартам были приглашены крупные иностранные архитекторы Доменико Трезини и Жан Батист Леблон. Впервые в истории России город строился по Генеральному плану, а не спонтанно. Таким образом, город представлял собой рационально спланированный ансамбль с правильной сеткой улиц, системой кварталов, площадей, парков. Забота Петра о регламентированности сословных отношений нашла отражение в строительстве по «образцам» – для именитых, зажиточных и подлых, а также в делении городской застройки на зоны – по сословной принадлежности.

С точки зрения стилистики, архитектура петровского времени неоднородна. В это время продолжают развиваться старорусские барочные традиции, в то же время осуществляется активное привнесение западного классицистического наследия.

В живописи также продолжают уживаться старые и новые традиции. Это особенно заметно в парсунном письме и провинциальном портрете. Тем не менее, произошли кардинальные изменения. Это касается как технического оснащения (масляная техника живописи), так и технологии с использованием таких приемов, как прямая перспектива, анатомическая точность, передача фактуры поверхностей, светотеневая моделировка объема.

Для преодоления русского отставания от западных художественных технологий, Петр предпринимает те же шаги, что и в науке и ремеслах – обучение за границей. Отличие состояло в том, что художеству обучались не дворянские дети, и велось оно на государственный счет. Эта система получила название пенсионерства, т.е. получение от государства пенсии (денежного довольства) для обучения за границей. Одним из первых пенсионеров был Иван Никитин.

Ведущим жанром в изобразительном искусстве долгое время остается портрет. И это не случайно. Портрет в определенном смысле продолжает идею иконы: в центре внимания по-прежнему находится человек. Но в портрете человек мыслится конкретно, осязаемо, что вполне совпадает с идеологическим стержнем эпохи – «человек – творец истории».

Различают парадный и камерный портреты, парный и двойной. На протяжении большей части XVIII века главенствовал парадный портрет, который фиксировал не столько личные качества портретируемого, но его общественный статус. В середине века с расцветом усадебной культуры усиливается внимание к парному портрету, посвященному обычно хозяевам – мужу и жене. В конце века с усилением сентиментальных тенденций в искусстве развиваются традиции двойного портрета с привнесением в него жанрового элемента (малого события или действия).

Борьба за петровские завоевания

Послепетровское время, а именно II четверть XVIII века именуют эпохой дворцовых переворотов. Борьба за власть и сферы влияния – одна из характерных черт этого периода. С точки зрения культурного развития можно говорить об отходе от петровских заветов и завоеваний. Те культурные контакты, которые установил Петр, стали не средством для развития отечественной культуры, но самоцелью. Такая неразумная антинациональная политика привела к засилью иностранцев при дворе на наиболее значимых постах, а также в научных и художественных кругах, что неминуемо вело к выхолащиванию всего русского.

С восхождением на трон дочери Петра I Елизаветы Петровны связан второй расцвет национального искусства и общий подъем культуры. Она явилась продолжательницей начинаний первого русского императора.

Одна из наиболее ярких страниц в художественной культуре середины века – это русская архитектура. В ней нашло свое отражение увлечение и, в некотором смысле, подражание русской аристократии французскому двору. Именно блестящий французский дворцовый стиль (барокко) в его русской интерпретации стал основой архитектурной стилистики 40-50-х годов XVIII в.

Барокко, являясь универсальной художественной системой, известной с конца XVI века, претерпел значительные изменения и получил местную окраску как во Франции, так и в России.

Остановимся на его характерных чертах:

1. Четкая графика плана устройства здания, его подчиненность простым геометрическим формам – прямоугольник, круг, квадрат, – и принципу осевой симметрии.

2. Аналогичная графика фасадов с четкой линией карнизов, дроблением на этажи, регулярным чередованием окон и осевой симметрией.

3. Ордер, как основной архитектурно-декоративный акцент.

4. Двуцветность окрашивания фасадов (белый в контрасте с каким-либо светлым тоном).

5. Анфиладная организация внутреннего пространства (нанизывание зал на единую ось, дверь в дверь).

6. Законченное декорирование внутренних помещений, гармония всех его компонентов для создания микромира.

Для полноты картины отметим также национальные традиции в рамках западноевропейского барокко:

1. высокая кровля («домиком»),

2. деление здания по высоте на две части: 1+2 этажа (подклет и клеть),

3. оформление портала (входа) на манер «крылец» с взъездами, навершиями и характерным декорированием.

Проанализировав систему организации и декорирования архитектуры середины века, становится очевидным синтетичность сложившегося стиля. Он впитал в себя традиции западноевропейского барокко с его пышностью, масштабностью. В то же время, архитектуре свойственна рациональная организованность, уравновешенность и баланс формы и ее декоративного решения, что апеллирует к другому стилю – классицизму. Мы также отмечали и влияние местных национальных традиций. Все это делает архитектурный стиль середины века уникальным и чрезвычайно своеобразным.

Наиболее ярко искания в архитектуре запечатлелись в творчестве Франческо Барталамео Растрелли, работавшего преимущественно в жанре дворцового ансамбля.

В изобразительном искусстве также находят свое продолжение петровские начинания. При дворе сохраняется штат приглашенных художников, но и продолжается традиция пенсионерства. Также большее значение получает обучение местных мастеров (часто крепостных) у иностранных приезжих художников.

Одним из наиболее ярких художников-пенсионеров того времени был Андрей Матвеев, продемонстрировавший совершенное владение всеми приемами западноевропейской техники. Среди крепостных художников этого времени можно назвать Ивана Вишнякова, Алексея Антропова, Ивана Аргунова.

Русская просвещенная монархия

Вторая половина XVIII века – время правления Екатерины II не безосновательно называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Действительно в это время происходит окончательное сложение русской нации и национальной культуры, основанной не только на глубоком постижении самобытности народной культуры, но и на осознании единства ее с мировой культурой.

Во второй половине века происходит окончательное, начатое еще при Петре Великом, оформление системы образования. Эта система представляла собой трехступенное обучение:

- малое народное училище(1-2 класса);

- главное училище (3-4 класса);

- университет.

В целом образование носило сословный характер: существовали школы грамотности для простонародья (кроме крепостных), профессионально-художественные училища для детей крепостных, закрытые учебные заведения для детей дворян. Впервые появляются учебные заведения по подготовке педагогических кадров: в 1779 г. открывается Учительская семинария при Московском университете, а в 1782 г. – Педагогический институт в Петербурге. В начале XIX в. педагогические институты открываются при всех университетах, которых к тому моменту было уже немало (в Москве, Казани, Харькове, Тарту).

Период расцвета во второй половине века переживает общественная мысль России, в рамках которой особое место занимали идеи просвещения и рационализма. Среди наиболее важных событий и проблем в общественной жизни этого времени следует отметить следующие:

1. Вопрос о государственной власти и судьба самодержавия.

2. Просветительская идеология и ее антикрепостническая направленность.

3. Масонство (30-е годы XVIII века – 1822 г.) и идея социального равенства.

В связи с новыми тенденциями в политической и общественной жизни России, произошли кардинальные изменения и в художественной культуре. По-прежнему лидирующее место в системе искусства занимает архитектура. В 60-е гг. в качестве официального стиля утверждается классицизм. Он эволюционировал вплоть до начала XIX века:

- 60-е – нач. 80-х гг. – ранний классицизм,

- сер.80-х – 90-е гг. – строгий классицизм,

- начало XIX в. – ампир (имперский стиль).

Происходят изменения и с точки зрения типа построек: дворцы уступают свое господство общественным зданиям. Лишь к концу века частный городской дворец и усадебная постройка восстанавливают свои права.

Среди наиболее ярких представителей русского классицизма имена таких архитекторов, как Василий Баженов и Матвей Казаков – основоположники русского классицизма; Александр Кокоринов – представитель раннего классицизма; Джакомо Кваренги, Иван Старов, в чьем творчестве классицизм обрел свои законченные формы; Андрей Воронихин, Андреян Захаров, Карл Росси, составившие славу русского ампира.

Важным завоеванием эпохи был расцвет отечественной скульптуры. В русском искусстве предыдущих эпох скульптура не занимала должного места. В средние века она не соответствовала церковному канону, своей материальностью и откровенной телесностью опрощая церковную догму и смущая верующих. В начале XVIII века Петр пригласил итальянского скульптора Растрелли-отца, но говорить о расцвете скульптуры было еще рано. Только с появлением плеяды отечественных художников стало возможным заявить о появлении национальной скульптурной школы.

Во второй половине века скульптура наконец-то обрела самостоятельное значение и была востребована. Славу русской школы скульптуры составили Федор Гордеев, Михаил Козловский, Феодосий Щедрин, Иван Мартос, Этьен Фальконе, Федот Шубин.

Развитию изобразительного искусства во многом способствовало открытие в 1757 г. Академии художеств – первого профессионального специализированного учебного заведения. В рамках Академии художеств ведущее место занял классицизм, сохранявший свое «единовластие» более полутора столетий.

В конце века наметился стилевой сдвиг в сторону сентиментализма. Но если в поэзии и литературе он проявил себя довольно ярко (Николай Михайлович Карамзин, Александр Николаевич Радищев, Василий Андреевич Жуковский), то в живописи он находит специфическое решение в рамках традиционной классической схемы (лирические портреты Владимира Боровиковского).

Екатерининское время выдвигает плеяду замечательных художников: Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, Антон Лосенко. С точки зрения жанра, по-прежнему лидирует портрет. Но он во многом преодолевает узко жанровую направленность – парадный и камерный, – расширяя рамки каждого из вариантов и образуя бесконечные комбинации (например, «Портрет заводчика Демидова с лейкой» Д. Левицкого).

В творчестве А. Лосенко получает свое развитие исторический жанр, до этого представленный работами иностранных художников, а также гравюрами петровского времени (Александр Федорович Зубов). Но истинного расцвета этот жанр достигнет лишь через столетие.

§2. ИСКУССТВО XIX ВЕКА

XIX век в русской культуре сопряжен с целым рядом судьбоносных событий: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, промышленный переворот второй половины века.

С точки зрения динамики развития культуры, XIX век распадается на две фазы, закономерно сменяющие друг друга. Первая половина века проходила под знаменем расцвета дворянской культуры. Именно в рамках этого сословия оформились наиболее значимые идеи общественного развития, и проходило осмысление судьбы России в целом. После Манифеста 1861 года происходит демократизация движущих сил культурного развития, и формирование разночинной культуры.

Художественная культура живо реагировала на происходившие в обществе изменения. Смена типов культур запечатлелась в художественной стилистике: романтизм первой половины века сменился реализмом второй половины столетия.

«Золотой век» русской культуры

Отечественная война 1812 года во многом определила развитие культуры России на ближайшую половину века. Она продемонстрировала активность и самостоятельность социальных низов (мужичество) русского общества и столкнула русскую культуру с прогрессивной европейской. Закономерны итоги войны: небывалый патриотический подъем, с одной стороны, и неудовлетворенность русской действительностью, с другой.

Дабы пресечь вольнодумство в дворянской среде, Александр I, а затем Николай I предпринимают ряд мер. Эти меры затронули, прежде всего, образование (усиление сословной зависимости и полицейского контроля) и просвещение (учреждение в 1817 году Синодальной цензуры).

Тем не менее, XIX век в целом и его первая половина в частности ознаменован взлетом общественно-политической мысли и формированием целого ряда общественных движений. Главные вопросы, которые они решали – это отношение к самодержавию и к крепостничеству.

Выразителем передовых идей того времени стала литература. На волне нового отношения к простолюдину (как к личности), но с чувством глубокой неудовлетворенности состоянием дел в стране, рождается романтизированные образы и особое чувствование. Новые веяния нашли отражение в творчестве русских романтиков-сентименталистов Василия Андреевича Жуковского, Кондрата Федоровича Рылеева, молодого Александра Сергеевича Пушкина.

Аналогичные либеральные тенденции наблюдаются и в изобразительном искусстве. Ведущей темой становится человек – неординарный, свободолюбивый, духовно независимый, глубоко чувствующий и страстно выражающий свои чувства.

Впервые в рамках высокого искусства появляется интерес к незначительным бытовым событиям, а также к народной жизни и быту. Тем не менее, ведущим жанром по-прежнему остается портрет. И в этом жанровом предпочтении проявил себя русский либерализм: акцент делался на чувственном, а не на активном, действенном начале, как, например, во Франции (сравните «Свободу на баррикадах» Э. Делакруа и «Бедную Лизу» О. Кипренского).

Именно в жанре портрета проявили себя виднейшие отечественные художники этого времени: Орест Кипренский, Василий Тропинин, Алексей Венецианов. Венецианов вошел в историю отечественной культуры еще и как родоначальник жанровой живописи на темы народной жизни. В полном согласии с эстетикой романтизма написаны замечательные римские пейзажи Сильвестра Щедрина.

Русский академизм середины века

В середине XIX века сказалась реакционная политика правительства в сфере культуры. Художественный мир, всегда зависимый от властей и типа заказа, это переживал особенно остро. В это время олицетворением «закона и порядка», а вместе с ними и художественной правды была Академия художеств. Идеалы и художественные методы классицизма, пропагандировавшиеся в ней, находили поддержку правящей структуры. Направляющей силой политики Николая I в сфере искусства становится официальный заказ. Таким образом, искусство оказалось в очередной раз на службе у власти.

Не смотря на это, завоевания искусства, в частности романтизма, Академия не смогла отринуть. Она поступила как истинный царедворец, пойдя на компромисс. Академическая школа обогатилась за счет романтизированной тематики и спецэффектов в духе романтизма (цветовые контрасты, частичное освещение и пр.), тем самым, подчинив его себе, своей классической схеме. Этот стилевой симбиоз (срастание) в русском искусстве середины века принято именовать академизмом.

Одним из наиболее ярких и удачливых представителей академизма был Карл Брюллов. Его картина-эпопея «Последний День Помпеи» является иллюстрацией этого срастания классической схемы (деление массы на мелкие группы, а пространства – на планы, их детальная проработка, подчинение законам классического оформления) и романтического пафоса (человек перед лицом смерти).

Не менее значимо и симптоматично творчество его современника Александра Иванова, пережившего настоящую душевную драму из-за внутреннего творческого разлада между академической выучкой и творческим прозрением. Он создал художественную утопию – картину-мистерию «Явление Миссии» («Явление Христа народу»). И в этом он истинный романтик, верящий не только в безусловную преобразующую силу искусства, но и во власть одного над многими. Кроме того, А. Иванов в своих исканиях ближе всего подошел к открытиям следующего периода в развитии русской культуры: тотальной власти художника над миром, использование законов пленэризма.

Критический реализм второй половины века.

Если А. Иванов пытался реформировать традиционные нормы и схемы в поисках объективной правды, то другой художник пришел к этому совсем иным путем. Будучи самоучкой-любителем Павел Федотов избежал влияния Академии и ее школы мастерства. После увольнения из армии (П. Федотов был кадровым офицером), он заканчивает Академию художеств, вынеся из нее только то, чего недоставало уже сложившейся личности художника. Во многом, поэтому его искусство лишено типично академической застылости и высокопарности. Его герои живы, а их чувства понятны, естественны и близки даже простому зрителю.

П. Федотов считается родоначальником реалистической живописи в России, хотя он опередил его официальное рождение почти на два десятилетия. Он впервые в русской живописи, работая в рамках бытового жанра, подчеркивал не особенное (как А. Венецианов), а улавливал и акцентировал наше внимание на типическом, характерном. Повествуя об обыденной жизни маленького человека, он проявляет истинно христианскую любовь к своему герою и, в то же время, ненависть и негодование к тем, кто загнал несчастного в «клетку» его жалкого бытия («Вдовушка»).

Становление и расцвет реализма приходится на пореформенное время – 60-90-е годы XIX столетия и заканчивается компромиссом с Академией. Выразителем идей реализма стало «Товарищество передвижных художественных выставок», учрежденное в 1871 году.

Проследим процесс становления и трансформацию передвижничества:

1. 50–60-е годы связаны с деятельностью лидеров будущего движения передвижников Василия Григорьевича Перова и Ивана Николаевича Крамского. К 60-м годам складывается небольшой круг близких по духу художников, воспитанников Академии, главой которого становится И.И. Крамской. Они назовут себя «Артелью», подчеркивая тем самым свободу и, одновременно, общность ее членов. В 1863 году после отказа Совета Академии писать дипломную работу на свободную (а не на заданную академическую) тему, артельщики демонстративно вышли из Академии. Затем, с целью популяризации своего искусства, они организовали выездную выставку в Саратове, предложив публике картины со сценами народной жизни, быта и пр. Искусство «Артели четырнадцати» (по количеству членов) заложило основу эстетики реализма с активной позицией художника-обличителя.

2. 70–80-е годы связаны с деятельностью первого поколения «Товарищества передвижных художественных выставок». Передвижники развили идеи Артели, поставив своей целью просвещение народа средствами искусства. Эта цель предъявляла определенные требования, как для самого искусства, так и для форм его существования. Основной формой приобщения масс к высокому искусству были выставки, причем преимущественно в провинциальных городах. Доступность искусства и, следовательно, его востребованность, достигалась тематикой, актуальной для самых широких слоев населения. Предпочтение отдавалось героям из народа, сценам народной жизни, зачастую с элементом социального обличения в бесправии народных масс. Среди художников-жанристов этого времени особенно выделяются Василий Максимов, Григорий Мясоедов, Константин Савицкий, Владимир Маковский, Николай Ярошенко и др.

3. В 80–90-е годы происходит некоторое расширение тематики и, одновременно, растворение первоначальных идеалов и задач. Искусство обращается к страницам национальной истории, и образам отечественной природы. Расширение тематического спектра продиктовано скорее самим временем грядущих перемен, нежели желанием повысить «дух народного самосознания». Интерес и гордость за наше прошлое позволяют увидеть и, возможно, разрешить проблемы настоящего. Расцвет национального пейзажа во многом обязан творчеству Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Архипа Куинджи, Василия Поленова, Исаака Левитана. Мастера исторического жанра Илья Репин, Василий Суриков, Виктор Васнецов поднимают наиболее «сложные вопросы» (выражение С. Дягилева) русской истории, ища ответа на проблемы современности. К 80-90 гг. относится наиболее плодотворный период в творчестве крупнейшего отечественного баталиста Василия Верещагина, оставившего миру потрясающую и, в то же время, ужасающую военную хронику как современных, так и удаленных во времени событий. В тоже время передвижничество как художественное и общественное движение мельчает, плодя посредственность и предавая былые идеалы. Так в искусство постепенно проникает академическая салонность, а социальная тематика и обличение вырождаются в повествовательность и жанровость.

вопросы для повторения

1. Сформулировать главные отличительные черты культуры русского Просвещения.

2. Раскрыть главную идею реформ Петра I и перечислить ее основные направления в сфере культуры.

3. Охарактеризовать искусство петровского времени.

4. Раскрыть причины и составляющие стилевого синтетизма архитектуры елизаветинского времени.

5. Назвать основные направления екатерининских реформ в сфере культуры, их связь с петровскими.

6. Выявить специфику в искусстве екатерининского времени с точки зрения стилистики, соотношения видов искусства и жанров.

7. В чем состояло стилевое своеобразие искусства второй половины XVIII века?

8. Раскрыть внутреннюю динамику развития культуры в XIX веке.

9. Каковы были итоги Отечественной войны с точки зрения духовной культуры России первой половины XIX века?

10. Охарактеризовать состояние общественно-политической мысли в России после Отечественной войны.

11. Раскрыть и выявить причины специфики романтизма в России.

12. Раскрыть значение понятия «академизм».

13. Выявить роль П. Федотова в становлении реализма в России.

14. Раскрыть смысл эволюции движения передвижничества.

Литература

1. Бенуа А. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.

2. Варакина Г. Образ войны в отечественном искусстве XIX века. В. Верещагин. Рязань, 2002.

3. Всеобщая история искусств в 8-ми т. Т. 5. Под ред. Ю.Д. Колпинского и Н.В. Яворского. М., 1964.

4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. Вып. 1. М., 1983.

5. Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. Пятьдесят кратких биографий мастеров русского искусства. Л., 1970.

6. Долгополов И. Мастера. Новеллы о художниках. М., 1981.

7. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России в I четверти XVIII века. М., 1987.

8. Жидков В.В. Русское искусство XVIII века. М.-Л., 1951.

9. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин.B.C. История русской культуры. М., 1990.

10. Ильина Т.В. История искусства. Русское и советское искусство. М., 1989.

11. История русского искусства. М., 1987.

12. Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство петровской эпохи. Л., 1990.

13. Коваленская Н. Русский классицизм. М., 1964.

14. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ: (Опыт сравнительного исследования). М., 1980.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 711 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...