Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение 5 страница. В августе 1958 года из Алматы он прислал мне только что вышедшее в Москве издание в двух книгах – «Пусть Абая»



В августе 1958 года из Алматы он прислал мне только что вышедшее в Москве издание в двух книгах – «Пусть Абая». Открываю первый том, вижу надпись, слово сначала слились, потом отчетливо отделились друг от друга. Я уже не в том возрасте, чтоб бояться прислать честолюбивым. Чего не было, того не будет. Но надпись безмерно обрадовала меня тогда, радует и по сей день. В той надписи Мухтар Ауезов назвал меня «дорогой, любимый брат». Чем же я мог ответить на это?

При его жизни старался не огорчать учителя. Теперь стараюсь оставаться верным ему, не памяти его, а ему самому.

Газет Советская Башкирия 4 январь 1953 год

Лирика Мустая Карима

Поэзия М. Карима дышит современностью, овеяно чувством нового, проникнута советским потратизмом и национальной гордостью. О самых будничных фактах сложных явлениях, Карим умеет рассказывать в простой, поэтически совершенной форме стиха, он не навязывает свои чувства читателям, а сливаясь с ними воедино, выразительно передает светлое настроения, новую мораль и новые отношение к жизненным явлениям, который вызывает у художника вдохновение и поэтическую взволнованность.

«В поэзии нельзя притвориться взволнованным – говорил один из выдающихся советских поэтов Александр Твардовский, - если не взволнован по –настоящему, чувствующими, если не чувствуешь на самом деле. Такие чудеса не возможны, чтоб заставить других через посредство построенных тобою в известным порядке слов и строчек испытать те чувства, которых ты сам не испытываешь».

Мустай Карим – один из тех великих поэтов, кто по-настоящему взволнован в поэзии. Поэт участвовал в Великой Отечественной войне от начала до ее победного конца. О том, как зарождались стихи он писал:

Все яростней кромсают мрак глубокий

Раскаты орудийного огня.

Пройдя сквозь сердце, в песенные строки

Они переливаются звеня.

В его стихах звучат и любовь к просторам родных степей, и удивление перед искусной ловкостью джигита и гордость за свою страну, за неисчислимые нефтяные и хлебные богатства Башкирии».

Образы в стихотворениях М.Карима простые, но оригинльные, выражающие большие идеи. Так, например рисую пшеничное поле, поэтизируя колосья, автор говорит о великой силе колхозного строя, о плодотворном труде, на который способен крестьянин в стране социолизма.

Под сильным эстетическим впечетлением написано стихотворение «Девушки нашего колхоза». Поэт изображает девушек из долины Демы такими, с красатой которых «никто в целом мире не сходен». Но это не звучит идиеализацей, часто встречающейся в старинных любовных песнях. Плинительная красота девушек выступает как выражение красоты и богатство их внутреннего мира, отражение радостной и счастливой жизни. И естественно поэтому что, девушки труженицы выступает в произведениях поэта смелыми, жизнерадостными:

Когда, над просторами пашен,

Созреет высокая рожь,

Проворнее девушек наших,

Пожалуй, нигде не найдешь,

В работе они знамениты,

Упорно,красивы, сильны.

И лучшие мире джигиты

Пожизненно в них влюлены. (перевод М.Дудина)

В стихотворении «Письмо стариков» М.Карим выразил блогодарность башкирского народа влеикому Станлину, тому,кто вывел наш народ к жизни. Просто и искренее старикик пишут в письме о том, как заботой вождя «на удивление миру большое счастье вьет гнездо на родине башкира» и приглашают его к себе в гости:

«Мы знаем: у тебя хлопот по государству много,

Мы также знаем, что до нас так близко дорого,

Тебе в трудах свободный час найти не так-то просто,

Но все же выбери денек и приезжай к нам в гости.

Посмотришь ты на нашу жизнь,

Пройдешь привольным краем

А что мы здорово жием, уж мы-то знаем,

Найди денек и приезжай хоть осенью, хоть летом,

Мы очень ждем. Не обессудь. Всегд твои. С приветом. (перевод М.Дудина)

Значительное место поэзии Мустая Карима занимают темы любви и верности. Эти темы не новы. Но стихи поэта на эти темы ценны своей новизной, тем что выражают высокую сознательность и чистую мораль человека.

Сила лирической поэзии М.Карима состоит в том, что в ней как в жизни советских людей, любовное и гражданское чувства органически сливаются в единое целое. Это наиболее четко выражено в его стихотворениях «Нет разлуки», «Ты опять покидаешь меня..» Поэт, выражая чувства большой любви советские людей, подчеркивает, что на земле вместе, с любовью, есть долг перед Родиной».

Со своей содержательной и целеустремленной поэзией Мустай Карим идет в авангарде башкирской литературы.

ЛИТЕРАТУРА ПАТРИОТИЗМА (Башкирская литература в годы Великой Отечественной войны)

В годы войны главными темами, разрабатываемыми в жанрах башкир­ской литературы, стали патриотизм, храбрость, героизм воюющего народа, его ненависть к захватчикам, разоблачение звериной сущности фашизма. Понятно, все это нашло отражение не сразу и не одновременно, для создания полнокровного образа героя-воина требовалось время. Напряженные условия военной действительности требовали от авторов не долгих творческих изысканий, а оперативности в освещении проблем сегодняшнего дня. Поэтому в начальный период войны (1941—1942 гг.) создавались преимущественно стихи-призывы, стихи-наказы, публицистические статьи и очерки мобилизующего характера. Авангардом литературы и искусства стала поэзия, вдохновенно зазвучало образное слово многих башкирских авторов. Так, ярко проявлялось своеобразие творчества поэтов-фронтовиков М.Хариса, Х.Карима, С.Кулибая. Раскрылся незаурядный талант Мустая Карима. Новых высот мастерства достигла публицистическая поэзия Рашита Нигмати. Особенно активно и успешно работали в эти годы С.Кудаш, Б.Бикбай, Г.Гумер, а также Я.Кулмый, Г.Рамазанов, А.Вали и Б.Мукамай. В поэзии военных лет усиливается гражданский пафос, в лирике углубляется социальный мотив, становится масштабным жанр поэмы, она обогащается фольклорными мотивами (Р. Нигмати и М.Карим). Поэты стали чаще обращаться к героическому прошлому башкир (М.Бурангулов).

Литература военного времени характеризуется усилением интернационализма. Совместная борьба русских, башкир, украинцев и других народов нашла отражение чуть ли не во всех произведениях. Стихотворение С.Кудаша, посвященное героическим защитникам города Ленина («Защитникам Ленинграда»), стихи и поэмы Р. Нигмати, М. Карима, Г.Рамазанова об Украине, рассказы и очерки С.Агиша, К.Мэргэна, Х.Карима, Б.Дима, Г.Гумера явились значительным вкладом в решение темы интернационального единства наций в литературе.

Дальнейшее развитие получили межличностные отношения, творческая дружба башкирских писателей с представителями других литератур, что открывало новые возможности для творческого роста писателей, духовного взаимообогащения народов. В результате в литературе других народов нашли отражение героические подвиги башкирского народа на фронте и в тылу. Так, образы башкир-воинов воплощены в очерках «В Башкирской дивизии» К.Симонова1, «Башкиры» И.Эренбурга2, «Тризна» Братьев Тур3, а также в произведениях татарских, казахских авторов.

Гибель на войне растущих, перспективных талантов, к тому же погоня за актуальностью темы, оперативностью изображения, излишняя политизированность общества и идеологизированность литературной деятельности привели к ограничению творческих возможностей литераторов, к значительному обеднению искусства слова, сужению его жанровых, образно-стилистических возможностей.

Несмотря на это, башкирское искусство слова оставалось неразрывно связанной с жизнью народа, трибуной, поднимающей проблемы военной действительности, литературой подвига, пламенным призывом на борьбу за свободу Родины. Вместе с тем она не утратила идейной безупречности, сохранила художественно-эстетическое достоинство.

Поэзия

Идейно-эстетическое содержание башкирской поэзии военных лет определяют высокий патриотический порыв и жгучая ненависть советских людей к врагу, их уверенность в победе над фашизмом. Личность поэта и его лирический герой в них составили единый сплав мыслей и чувств, а душевный настрой и стремления героя были органически связаны с думами и помыслами всего народа, вставшего на защиту любимой Родины. Стихи-отклики, написанные Р.Нигмати, С.Кудашем, Х.Каримом, Б.Бикбаем, М.Каримом в первые же дни войны, печатались в республиканских газетах. Они отличались повышенно-эмоциональным началом и публицистичностью. Свое­образным ответом на наказ матери, олицетворяющей образ Родины, стало стихотворение Мустая Карима «Я ухожу на фронт», герой которого предельно ясно определил свою миссию воина:

Я ухожу, товарищи, на фронт,

Чтоб стариков текла спокойно старость,

Чтоб нашим девушкам краса осталась,

Чтоб наш Урал всегда стоял — могучий,

Чтоб над Белой не сгущались тучи.

Таким образом, малые, мобильные жанры башкирской поэзии военных лет, пронизанные пафосом призывности и публицистичностью, прокладывали путь к созданию образа народа как в историческом, так в современном преломлении. Рождение в башкирской поэзии фронтовой лирики связано с творчеством поэтов-фронтовиков, куда вошли фронтовая жизнь, мысли и переживания воина о судьбе Родины, могуществе народа, о жизни и смерти.

Лучшие качества башкирской лирики военных лет особенно рельефно проявились в фронтовых стихах Мустая Карима. В них поэт воспевает духовную силу, мужество бойцов-кавалеристов Башкирской дивизии. Главным героем произведений, вошедших в книги «Мой конь», «Стихотворения» является башкирский юноша, который вырос в горах гордого Урала и с началом войны отправился на поле брани, чтобы защитить родную землю от врага. И в более поздних стихах М. Карима — «Клятва конников», «Песня конников», «Шелестит у берега камыш молодой…», «Май на Днестре» — мы встречаемся с тем же джигитом, который, преследуя врага, проходит через степи, поит своего коня на Дону, Днепре и Днестре. Этот герой — типичный представитель своего народа, мужественных конников 112-ой Башкирской кавдивизии, показавших беспримерный героизм на фронтах Великой Отечественной войны.

Башкирская поэзия военных лет характеризуется переплетением в ней различных стилевых пластов: документально-реалистического и романтического, глубоко лирического и остросатирического.

Проза

Центральная тема советской литературы, в том числе башкирской — героизм и патриотизм — отражалась в основном в очерках, написанных на злобу дня, и небольших по объему рассказах и новеллах, представляющих собой отдельные, вместе с тем яркие эпизоды всенародной борьбы. Этим определилась героическая устремленность, лирико-романтический стиль прозы.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 344 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...