Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
* 1. Сделайте письменный анализ романа В. Набокова «Приглашение на казнь», опираясь на предложенные вопросы.
2. Прочитайте рассказ «Облако, озеро, башня» и письменно проанализируйте его, опираясь на предложенные вопросы.
Перу Набокова принадлежат не только романы, драмы в сборники стихотворений, во и более полусотни рассказов, большую часть которых он написал в 20–30-е годы. Жанр рассказа был любим писателем, который считал его родственным роману. Действительно, и проблематика, и важнейшие черты стиля набоковских рассказов, его крупных эпических произведений сходны. Можно сказать, что рассказ в творчестве Набокова – миниатюрное подобие романа. Это особенно справедливо по отношению к тем его прозаическим миниатюрам, которые тесно связаны с романами: создавались параллельно работе над очередным романом или оказывались его упреждающим эскизом или, напротив, позднейшим тематическим эхом. Знакомство с такими рассказами позволяет глубже понять и художественный мир писателя вообще, и содержание конкретного романа в частности. «Рассказами-спутниками» «Приглашения на казнь» в творчестве Набокова ста ли «Королек» (1933) и «Облако, озеро, башня» (1937). Последний из них принадлежит к четверке самых совершенных созданий Набокова-новеллиста, выделенных самим писателем (еще один написанный по-русски рассказ из этого квартета – «Весна в Фиальте»).
Тексты
В. Набоков. Роман «Приглашение на казнь», рассказ «Облако, озеро, башня».
Дополнительная литература
Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996). – М., 1998.
Адамович Г. Одиночество и свобода. – СПб., 1993.
Анастасьев Е. А. Феномен Набокова. – М., 1992.
Долинин А. А. Цветная спираль Набокова // Набоков В. В. Рассказы. Приглашение на казнь: Роман. Эссе, интервью, рецензии.– М, 1989.
Долинин А. А. «Двойное время» у Набокова (От «Дара» к «Лолите») // Пути и миражи русской культуры. – СПб., 1994.
Есаулов И. Праздники. Радости. Скорби: Литература русского зарубежья как завершение традиции // Новый мир. – 1992. – № 10.
Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940) / Т. 1. Писатели русского зарубежья. – М.: РОССПЭН, 1997.
Литература русского зарубежья. 1920-1940 / Сост. И отв. Ред. О. Н. Михайлов. – М.: Наследие-Наука, 1993.
А.п. Платонов
1. Подготовьте письменный анализ рассказа «Сокровенный человек», опираясь на предложенные вопросы.
* 2. Подготовьтесь к анализу повести «Котлован», опираясь на вопросы.
* 3. Подготовьте сообщение на тему «Истоки и принципы языковой манеры А. Платонова.
Рассказ «Сокровенный человек»
Одно из этапных произведений молодого А. Платонова – повесть «Сокровенный человек» (1928). Она строится на тех смысловых и образных константах, которые образуют фундамент художественного мира писателя: герои странник – железнодорожный рабочий Фома Пухов – путешествует по России в поисках «душевного смысла» революции и нового мироустройства. Прочитайте повесть «Сокровенный человек» и самостоятельно ответьте на предложенные вопросы.
1. Авторская концепция героя вынесена в заглавие повести – «Сокровенный человек». Однако в литературной критике конца 1920-х гг. Фома Пухов был охарактеризован как «лишний человек», «искатель приключений, враль, забияка», «мелкий человек». В чем, на ваш взгляд, причина столь радикального несовпадения оценки платоновского героя критиками и автором? В чем своеобразие самого типа героя, созданного Плато новым? В чем сходство и в чём отличие «сокровенного человека» и героя-пролетария литературных произведений 1920-х гг.? В чем своеобразие художественных принципов изображения гepоя в повести Платонова! Каково назначение библейской аллюзии (апостол Фома) в со здании образа рабочего Пухова!
2. Каковы словарные значения прилагательного «сокровенный»? Какие дополнительные оттенки смысла придает слову столь непривычное сочетание: «сокровенный человек»? В чем своеобразие понимания Фомой Пуховым революционных преобразований? Почему в своих представлениях о революции Фома постоянно расходится со «знакомыми коммунистами», комиссаром (вспомните аргументы» которые приводит в споре каждая из сторон)? Обратите внимание на характеристики, которые Фома дает себе сам: «Я – пpиpодный дурак!»; «Ученье мозги пачкает», а я хочу свежим жить!». Kак они связаны с авторским определением героя – «сокровенный»?
3. Уже на первой странице повести заданы ее ключе вые темы: смерти («Сокровенный человек» начинается с упоминания о гробе жены Пухова) и революции (Фома расписывается на приказе «Пред. Глав. рев. комитета Ю.В. ж. д.»). Как в дальнейшем повествовании они будут связаны друг с другом? Как вы понимаете смысл философскою умозаключения Фомы о смерти и революции: «Когда умерла его жена... Пухова сразу прожгла эта мрачная неправда и противозаконность события. Он тогда все почуял – куда и на какой конец света идут все революции и всякое людское беспокойство»! В чем с точки зрения Фомы высшее назначение революции!
4. Восстановите маршрут странствий Фомы в повести. Каковы сюжетные мотивировки странствия героя? Почему автор неоднократно указывает на равнодушие Фомы к географическим координатам его пути? Почему Пухов «не интересовался несущимся мимо вагона пространством»? Как бы вы определили цель странствия платоновского героя?
5. Как соотносятся в повести реальный и символический планы путешествия Фомы? Какие элементы повествования придают пути Пухова по России символическое значение? Какие лейтмотивы формируют символический сюжет путешествия Пухова? Каково место и значение в лейтмотивной структуре повести образа поезда?
6. Какие реалии революционной действительности попадают в поле зрения странствующего героя Платонова? Какие элементы предметной детализации позволяют писателю воссоздать исторический фон происходящих событий? Какие парадоксальные – комические и трагические – черты нового мироустройства обращают на себя внимание автора и его героя? На основе сделанных вами наблюдений кратко охарактеризуйте основные принципы предметной изобразительности в «Сокровенном человеке».
7. Важнейшие сферы жизни Пухова – мир машин и мир природы. Однако на протяжении большей части повествования эти миры противопоставлены друг другу – природа удостаивается определения «гада бестолковая», зато о машинах Пухов говорит с нескрываемым уважением и теплотой: «Машина любит конюха, а не наездника: она живое существо!» Что заставляет Пухова столь трепетно и нежно относиться к маши нам? Почему машина воспринимается Пуховым как позитивный противовес природе?
8. Выделите наиболее устойчивые компоненты пейзажа в повести. Как организовано художественное пространство пейзажных фрагментов в повести? Как бы вы определили эмоциональную доминанту пейзажа у Платонова? Как меняется восприятие природного мира главным героем повести? Почему на смену приземлено-прагматическому пониманию природной жизни («Мо ре не удивляло Пухова – качается и мешает работать») приходит поэтически-взволнованное восприятие мира («Во второй раз – после молодости – Пухов снова увидел роскошь жизни и неистовство смелой природы»)? Как изменяются в представлениях Фомы отношения техники и природы от начала к финалу повести?
9. Назовите важнейшие лейтмотивы повести. Как в них отразилось понимание Платоновым своей эпохи, его представление о мире и смысле человеческого существования?
10. Финальная сцена повести (картина «революционного утра») соединяет важнейшие тематические линии – природы, техники и революции. Что открывает для себя Фома в природе, революции, «техническом устройстве» мира? Как он понимает свое место в заново открывшемся ему мире? Как мотивируется оптимистическое приятие мира «сокровенным человеком»? Согласны ли вы с мнением исследователя М. Геллера о том, что «радость оказывается миражом, и писатель хорошо это знает»?
Повесть «Котлован»
1. История создания повести.
2. Название повести. Какие исторические события нашли отражение в повести?
3. Сюжет произведения. Восстановите событийную канву повести.
4. Образ общепролетарского дома и литературная история; попытка реализации утопии.
5. Пространственно-временная организация повести. Определите временные рамки повествования. Как соотносятся в повести историческое и сюжетное время?
6. Важнейшие мотивы повести. Каково значение мотива дороги в повести? Какую роль играет в произведении образ странника? Сопоставьте образы Вощева и Фомы Пухова («Сокровенный человек»).
7. Средства создания характера; символика имени героя; самозабвенный поиск истины.
8. Система персонажей повести (Чиклин, Козлов, Сафронов, Жачев, Прушевский, Пашкин, активист; люди и животные в повести). Чем животные в «Котловане» отличаются от своих сказочных и басенных собратьев?
9. Трагическое и комическое в повести. Чем становится котлован для Насти?
10. Проблема смерти и воскрешения в повести.
11. Отражение в повести эпохи «великого перелома».
12. Язык А. Платонова.
Тексты
Платонов А.А. Рассказ «Сокровенный человек». Повесть «Котлован»,
Дополнительная литература
Андрей Платонов. Воспоминания современников. Материалы к биографии. Сост. Н. Корниенко, Е. Шубина. – М., 1994.
Андрей Платонов. Мир творчества. Сост. Н. Корниенко, Е. Шубина. – М., 1994.
Бродский И. Послесловие к «Котловану» А. Платонова // Бродский И. Сочинения. Т. 4. Сост. Г.Ф. Комаров. – СПб., 1995.
Бочаров С. «Вещество существования» // Платонов А. П. Чевенгур. Сост., вступ. ст., комментарий Е.А. Яблокова. – М., 1991.
Геллер М. Андрей Платонов в поисках счастья. – М., 1999.
Чалмаев В. А. Андрей Платонов (К сокровенному человеку). – М., 1989.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1805 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!