Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ



Сделайте анализ поэмы «Дом у дороги», опираясь на предложенные вопросы.

  1. Ознакомьтесь с поэмой «Дом у дороги» и сравните ее с «книгой про бойца» по пафосу, образам, сюжетным ситуациям, жанру, стилю и стиху.
  2. Постарайтесь истолковать значение подзаголовка – «лирическая хроника».
  3. Как сочетаются в тексте темы семьи и войны, идилличность и трагедийности?
  4. Какова, по вашему мнению, мера обобщенности и психологизма а основных образах – Анны и Андрея Сивцовых?
  5. Найдите в тексте примеры характерного для поэта неброского, прозрачного и глубокого стиля. Какие художественные приемы и повествовательные принципы отличают именно это произведение? Объясните функцию градации в нем,
  6. Как утверждается в поэме дорогая для автора мысль о неистребимости живого? Литературовед А. М. Абрамов увидел в «Доме у дороги» А. Твардовского «как бы модель всей его поэзии». Чем, на ваш взгляд, вызвано такое суждение?

Тексты

А.Т. Твардовский. Поэма «Дом у дороги».

Дополнительная литература

Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. – М., 1981.

Б.л. Пастернак

Задание 1.

А. Ознакомьтесь с комментарием.

Нэп – новая экономическая политика Советского государства (1921-1925), сочетание социализма и капитализма, сориентированное на восстановление страны после Гражданской войны. Исхудать – сильно похудеть. Обрасти – отрастить длинные волосы, бороду и усы. Одичать – стать диким. Наведаться – зайти. Шарахнуться – резко броситься в сторону. Опасный знакомец. В контексте романа Юрий Живаго – опасный знакомец потому, что его семья в качестве противников советской власти выслана за границу. Ведомство – государственное учреждение. Хлопотать – прилагать много усилий к достижению цели. Тщетность – бесполезность. Жилплощадь – жилая площадь, комната. Всесильный – обладающий большой властью. Мучной городок – место в Москве. Забросил медицину – перестал заниматься медициной. Неряха – грязный, не следящий за своим видом человек. «Роман в двадцати вёдрах» (иронич.) – по аналогии с «роман в двадцати письмах» – развитие любовных отношений, связанное с тем, что герой постоянно заходит за водой в дом любимой им девушки. Курицыно отродье (разг., бранное) – порождение курицы. Опуститься – перестать следить за собой. Брюзжание. Брюзжать – надоедливо ворчать, выражать недовольство. Уцелеть – сохраниться. Проветрить мозги (фразеол.) – сделать ясным что-либо. Ханжество – несоответствие морали человека его реальному поведению. Неволя – рабство, тюрьма. Мерила – зд.: возможности. Сводный брат – зд.: брат по отцу, но не по матери. Словно с неба свалиться (фразеол.) – появиться неожиданно. Неурядицы – проблемы. Добывать – находить, тащить – нести. Беспрестанно – постоянно. Необозримо – бесконечно. Злополучный – несчастливый, неудачный. Искрить – сыпать искрами. Битком набитый – переполненный. Поприще (книж.) – сфера деятельности. Протиснуться – пройти среди людей. Рухнуть – упасть. Старый-престарый – зд.: очень давний. Голосить -шумно плакать о мёртвом. Наплыв – толпа. Дивясь – удивляясь. Отпевать – зд.: исполнять псалмы над умершим. Погребальный – похоронный. Близ – около. Совместность – единство.

Б. Найдите в словаре значение следующих слов и словосочетаний: двусмысленный, фальшивый, партизанский, плен, узаконить, вялый, старание, прикладывать, ссылка, отбывать, довод, снабжать, произвольно, несовместимый, беспамятство, зрелище, арестовать, комендант, высылка, телега, бедствовать, безвкусица, идеализировать, приятель, расспросы, отделаться, снабдить, рукопись, перепечатка, вступление, нагонять, приступ, пинок, топтаться, пережить, пришибленный, совпадение, ломить, величаво, веяние.

Задание 2. Прочитайте текст

Доктор Живаго

(фрагменты пятнадцатой главы романа)

Юрий Андреевич вернулся в Москву в начале нэпа, самого двусмысленного и фальшивого из советских периодов. Он исхудал, оброс и одичал ещё более, чем во время своего возвращения из партизанского плена. Тотчас по прибытии в Москву он наведался в старый дом. Высылка его близких из страны всё изменила: закреплённые за доктором комнаты были заселены, из вещей его семьи ничего не осталось. От Юрия Андреевича шарахались в сторону, как от опасного знакомца.

Поначалу доктор ходил по разным ведомствам, хлопоча о политическом оправдании своей семьи и узаконении её возвращения на родину или о заграничном паспорте для себя и разрешении выехать к жене и детям. Хлопоты эти, однако, были холодны и вялы. Живаго слишком поспешно и рано устанавливал неудачу приложенных стараний, слишком уверенно и почти с удовлетворением заявлял о тщетности дальнейших попыток.

В Москве Юрий Андреевич поселился в части квартиры своих старых знакомых – Свентицких. Жилплощадъ состояла из старой бездействовавшей ванной и однооконной комнаты, и получена была стараниями бывшего дворника Маркела, ныне – всесильного коменданта Мучного городка. Переселившись сюда, Живаго забросил медицину, превратился в неряху, перестал встречаться со знакомыми и стал бедствовать. Иногда он заглядывал в бывшую дворницкую, поскольку только там был действовавший водопровод. Так начался «роман в двадцати вёдрах» с младшей дочерью Маркела, Мариной, жалевшей доктора и заступавшейся за него перед отцом, запросто называвшим его «курицыным отродъем». Марина часто заходила к доктору помочь по хозяйству и однажды осталась у него, став третьей, незарегистрированной женою при неразведённой первой.

Марина прощала доктору его причуды, капризы опустившегося и сознающего свое падение человека, грязь и беспорядок, которые он заводил. Она терпела его брюзжание, резкости, раздражительность. Когда по его вине они впадали в добровольную нищету, Марина, чтобы не

оставлять его одного, бросала службу телеграфистки и, подчиняясь фантазии мужа, отправлялась с ним по дворам пилить дрова. Между тем у них уже появились дети – дочери Капка и Клаша.

Из немногих старых знакомств уцелело два: с Иннокентием Дударовым и Михаилом Гордоном, да и то потому, что те жили по соседству. Гордон и Дудоров принадлежали к хорошему профессорскому кругу, проводили жизнь среди хороших книг, хороших мыслителей, хорошей музыки, но они не знали, что бедствие среднего вкуса хуже бедствия безвкусицы. Юрию Андреевичу были насквозь ясны пружины их разговора, механизм их рассуждений. Дудоров недавно отбыл срок первой своей ссылки и совершенно искренне убеждал друзей, что доводы обвинения и обращение с ним в тюрьме проветрили ему мозги, что у него открылись на многое глаза. Закономерность и прозрачность его ханжества, совершенно разделявшегося Гордоном, взрывала Юрия Андреевича: несвободный человек всегда идеализирует свою неволю. Для Живаго было ясно, что в этих разговорах обозначен духовный потолок советской интеллигенции, но именно это и не устраивало его. Чтобы не ссориться с друзьями, он скрывал от них свое впечатление.

Однажды Живаго исчез. Марина, Дудоров и Гордон сбились с ног, разыскивая его. На третий день он сообщил им в письме, что, в целях скорейшей и полной переделки своей судьбы хочет побыть какое-то время в одиночестве, сосредоточенно заняться делами. Жене он выслал деньги, значительно превосходившие его масштаб и мерила его приятелей. Между тем всё объяснялось просто: неделей раньше Юрий Андреевич наткнулся на улице на своего сводного брата Евграфа. Он свалился словно с неба и расспросам был недоступен, предпочитая отделываться от них шутками. Однако, войдя во все печали и неурядицы, тотчас составил план, как помочь брату и спасти его. Он снял Юрию Андреевичу комнату, снабдил его деньгами, стал хлопотать о приёме доктора на хорошую службу, открывавшую простор научной деятельности, куда-нибудь в больницу.

Комната была для Юрия Андреевича более чем его кабинетом. В этот период, когда его планы и замыслы не умещались в записях, наваленных на столе, она была пиршественным залом духа, кладовой откровений. Юрий Андреевич стал приводить в порядок то из сочинённого, обрывки чего он помнил и что откуда-то добывал и тащил ему Евграф, частью в рукописях, частью в чужих перепечатках. Он начерно составлял очерки статей, записывал отдельные куски напрашивавшихся стихотворений, иногда еле справляясь с набегавшими на него мыслями. Он торопился.

Статьи и стихотворения были на одну тему. Их предметом был город. Впоследствии среди его бумаг нашлась запись: «Беспорядочное перечисление вещей и понятий с виду несовместимых и поставленных рядом как бы произвольно – совсем не прихотъ. Это новый строй впечатлений, подмеченный в жизни и списанный с натуры. Беспрестанно шевелящийся за дверьми город есть необозримо огромное вступление к жизни каждого из нас». Один из дней его жизни особенно отвечал этому впечатлению.

Однажды утром в конце августа Юрий Андреевич сел в вагон трамвая, впервые направляясь на новое место службы – в Боткинскую больницу. Однако злополучный вагон постоянно останавливался: то телега задерживала его, то под полом вагона что-то искрило. В битком набитом трамвае было тесно и душно, приближалась гроза. Одна пожилая дама, шедшая по улице параллельно трамваю, то оставалась позади, то нагоняла его с каждой новой поломкой. Юрий Андреевич подумал о нескольких, развивающихся рядом существованиях, движущихся с разной скоростью одно возле другого. Нечто вроде принципа относительности на житейском поприще представилось ему. Внезапно доктор почувствовал приступ дурноты. Преодолевая слабость, он поднялся со скамьи и рывками двинулся к выходу. Не обращая внимания на ругань, пинки и оскорбления, он протиснулся к выходу, сделал шаг, другой, третий, рухнул и больше не вставал. Пожилая дама, полюбопытствовавшая подойти к толпе вокруг мёртвого, была старой-престарой знакомой Живаго, с которой он встретился ещё во время Мировой войны – мадемуазель Флери. Потоптавшись в толпе и не узнав Живаго, она двинулась дальше, обогнав и переживя его.

Весть о смерти человека почти без имени с чудесной скоростью облетела весь его круг. В комнату с телом набилось порядочное число людей, знавших умершего в разную пору его жизни. Марина, ещё вчера заливавшаяся слезами и безумно голосившая, сегодня сидела тупо пришибленная, ничего не говоря и себя не помня. В людском наплыве было два человека, из всех выделявшихся. Они не напрашивались на большую близость к умершему, чем его жена, дети и их родственники. Однако, по-видимому, именно они взяли на себя заботу о похоронах и распоряжались ими с таким спокойствием, точно это приносило им удовлетворение. Это были Евграф Живаго и Лара – Лариса Фёдоровна, безумно любимая Юрием Андреевичем и только на днях вернувшаяся с Дальнего Востока.

Дивясь странному совпадению, Лара рассказывала Живаго, что именно здесь, в этой самой комнате, где сейчас стоит гроб, её муж, Павел Антипов, жил, будучи студентом. Как и Юрий Андреевич, она, приехав, отправилась по единственному московскому адресу, где её еще могли помнить. Надо же было так случиться, что квартира, которую снял Евграф для брата, оказалась именно здесь, в Камергерском! Сердце у Лары разрывалось, голову ломило. Поникнув головой, она погрузилась в воспоминания и соображения. Её мысли рассеялись, она подумала: «Как жаль, что его не отпевают по-церковному! Погребальный обряд так величав и торжествен!» Она ощутила волну гордости и облегчения, как

всегда с ней бывало при мысли о Юрии и в недолгие промежутки жизни близ него. Веяние свободы и беззаботности, всегда исходившее от него, и сейчас охватило её. Она встала с табурета, на котором сидела, медленно подошла к гробу и, покрыв середину гроба собой, несколько мгновений не говорила, не думала и не плакала.

Они любили друг друга не из неизбежности, как это ложно изображают. Они любили друг друга потому, что так хотело всё кругом: земля под ногами, небо над их головами, облака и деревья. Ах вот это, это ведь и было главным, что их роднило и объединяло! Никогда, даже в минуты самого беспамятного счастья не покидало их самое захватывающее: наслаждение общей красотой мира и чувство отнесённости к красоте всего зрелища. Они дышали только этой совместностью, и потому ложное вознесение человека над остальной природой их не привлекало.

Лара думала ещё о чем-то, ещё что-то говорила. Оглядевшись, она заметила в комнате озабоченность и движение и отошла в сторону. К гробу подошли мужчины и подняли его. Начался вынос. После похорон Лариса Фёдоровна провела несколько дней в Камергерском. Разбор бумаг Юрия Андреевича, о котором её попросил Евграф, был начат, но не доведён до конца. Однажды Лариса Фёдоровна ушла из дому и больше не вернулась. Видимо, её арестовали в те дни на улице, и она умерла или пропала неизвестно где, забытая под безымянным номером в одном из бесчисленных лагерей севера.

Задание 3. Ответьте на вопросы к тексту

1. Почему Живаго не делает почти ничего, чтобы увидеться с семьёй?

2. Как и почему меняется характер доктора Живаго?

3. Как Живаго относится к своим немногочисленным друзьям?

4. Какая философская идея появляется в записях Юрия Живаго?

5. В чём символизм смерти и похорон Юрия Живаго?

6. Как вы объясните противоречивость переживаний Ларисы над гробом ее любимого человека?





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 721 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...