Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Л. Леонов, Эм. Казакевич, В. Некрасов



Л. Леонов. Повести «Evgenia Ivanovna»

1. Подготовьтесь к анализу повести Л. Леонова « Evgenia Ivanovna», опираясь на материалы и вопросы, помещённые в учебнике в учебнике.

Осмысление судеб трагического века почти не вызывавшее интереса у писателей, печатающихся на родине (единственное исключение «Тихий Дон» М. Шолохова), составило содержание философской прозы 30–50-х годов: как с использованием мифов («Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Чевенгур», «Котлован» и «Ювенильное море» А. Платонова), так и лирической («Доктор Живаго» В. Пастернака).

Человек, сосредоточивший в себе весь мир, пытающийся привести к гармонии трагический век в собственном сознании, стал главным героем лирической прозы М. Пришвина и стихов В. Пастернака. Вера в разум человека пронизывает философские повести М. Зощенко «Возращенная молодость» и «Перед восходом солнца».

Особую роль в развитии философского романа сыграл в 30–50-е годы Леонид Леонов (1899–1995). Его романы, в отличие от многих творений собратьев по перу, достаточно регулярно появлялись в печати, пьесы (особенно «Нашествие») шли во многих театрах страны, время от времени художник получал правительственные награды и почести. Действительно, книга Л. Леонова вполне вписывались в разрешенную тематику социалистического реализма. «Соть» внешне соответствовала канону «производственного романа» о строительстве заводов в медвежьих углах России; «Скутаревский» – литературе о «врастании» дореволюционного ученого-интеллигента в советскую жизнь; «Дорога на океан» – «правилам» жизнеописания героической жизни и смерти коммуниста; «Русский лес» представлял собой полудетективное описание борьбы прогрессивного ученого с псевдоученым, оказавшимся к тому же агентом царской охранки. Писатель охотно пользовался штампами соцреализма, не брезговал детективным сюжетом, он мог вложить в уста героев-коммунистов суперправильные фразы и почти всегда завершал романы если не благополучным, то почти благополучным финалом.

Порой эти компромиссы оказывались губительны ми даже для такого таланта, каким обладал этот большой писатель (в «Дороге на океан», например, не смотря на ряд оговорок художника и явно вопреки его воле апологезировалась идея мировой войны за торжество коммунизма). Но в большинстве случаев «железобетонные» сюжеты служили писателю прикрытием для глубоких размышлений о судьбах века. Писатель утверждал ценность созидания и продолжения культуры вместо разрушения до основания старого мира. Его любимые персонажи обладали не агрессивным стремлением к вмешательству в природу и жизнь, а духовно благородной идеей сотворчества с миром на основе любви и взаимопонимания.

Вместо однолинейного примитивного мира, характерного для использованных Леоновым жанров соцреалистической прозы, читатель находил в его книгах сложные, запутанные взаимоотношения, вместо прямолинейных «неоклассицистических» характеров, – как правило, натуры сложные и противоречивые, находящиеся в постоянном духовном поиске и по-русски одержимые той или иной идеей. Всему этому служили сложнейшая композиция романов писателя, переплетение сюжетных линий, использование большой доли условности изображения и крайне не поощряемой в те годы литературности. Леонов заимствовал имена, фабулы из Библии и Корана, индийских книг и произведений русских и зарубежных писателей, тем самым создавая для читателя не только трудности, но и дополнительные возможности толкования его собственных идей. Один из немногих, Л. Леонов охотно пользовался символами, аллегориями, фантастическими (подчеркнуто условными) сценами. Наконец, и язык его произведений (от лексики до синтаксиса) был связан со сказовым словом как народным, так и литературным, идущим от Гоголя, Лескова, Ремизова, Пильняка.

  1. Прочитайте повесть Л. Леонова «Evgenia Ivanovna». Объясните, почему название произведения написано латинскими буквами.

2. В чем необычность выбора героев этой повести?

3. Зачем, по вашему мнению, писатель скрестил пути ставшей эмигранткой Евгении Ивановны и вернувшегося в Россию Стратонова? В чем психологическая усложненность образов этих персонажей?

4. В чем суть спора об истории и человеке между Пиккерингом и Стратоновым? Как вы думаете, зачем Леонов дал англичанину имя героя пьесы Б. Шоу «Пигмалион»? Если вы читали эту комедию, объясните, в чем разница между Пиккерингом и Хиггинсом в отношении к человеку и как эту разницу использовал русский писатель.

5. Какую роль играют в повести обращения героев к воспоминаниям о библейских местах? Почему действие происходит в Грузии, а не непосредственно в России? Какую роль играют народные сцены в последних главах повести?

6. Сравните леоновское понимание мотивов земли-праха, огня, вина с толкованиями мифологического словаря и на основании ваших выводов уточните проблематику повести.

7. На основании предыдущих выводов и финала сформулируйте окончательно тему и идею повести.

2. Подготовьте письменный анализ повестей Эм. Казакевича «Двое в степи» и «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, опираясь на предложенные вопросы.

Эм. Казакевич. Повесть «Двое в степи»

1. Подумайте, в чем проявился реализм писателя в изображении войны.

  1. Как романтический сюжет помогает писателю показать красоту человека, решить проблемы долга, чести, жизни и смерти?
  2. Какими художественными средствами пользуется писатель, чтобы создать образы Огаркова и Джурабаева?
  3. В чем смысл финала повести?

В. Некрасов. Повесть «В окопах Сталинграда»

1. Подумайте, зачем В. Некрасов использует в ней форму рассказа от первого лица?

2. В чем у В. Некрасова проявляются традиции толстовской военной прозы?

3. Как изображены в повести герои-интеллигенты?

4. Что объединяет образ Валеги с фигурой Василия Теркина?

5. Почему «В окопах Сталинграда» считается предтечей военной прозы конца 50-х – 60-х гг.?

Тексты

Леонов Л. Повесть «Evgenia Ivanovna».

Казакевич Эм. Повесть «Двое в степи».

Дополнительная литература

Чудакова М. Сквозь звёзды к терниям: Смена литературных циклов // Новый мир. – 1990. – № 4.

ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1147 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...