Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В.В. МАЯКОВСКИЙ



1. Сделайте письменный анализ поэмы «Облако в штанах», опираясь на рекомендации и предложенные вопросы.

Маяковский назвал программной для себя вещью завершенную в 1915 году поэму «Облако в штанах». Тогда же напечатанная, она была основательно изуродована цензурой. Впоследствии поэт так рассказывал об этом: «Оно («Облако в штанах») начато письмом в 1913/14 году и сначала называлось «Тринадцатый апостол». Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: «Что вы, на каторгу захотели?» Я сказал, что ни в коем случае» что это никак меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это - вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили, как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: «Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите – буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах».

Полностью поэма была впервые издана в 1918 году. В предисловии к атому изданию Маяковский писал: «Облако в штанах» (первое имя «Тринадцатый апостол» зачеркнуто цензурой. Не восстанавливаю. Свыкся) считаю катехизисом сегодняшнего искусства: «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - четыре крика четырех частей».

«Облако в штанах» – одни из признанных шедевров поэзии Маяковского. Вызванная к жизни фактом биографии поэта поэма вбирает в себя размышления об основных устоях жизни. И при этом – перед нами именно лирическое произведение, только границы мира, который осваивается здесь средствами лирики, непривычно широки: обращение к любимой становится основанием для разговора с людьми (с человечеством), с миром и даже – с Творцом.

Анализ этой поэмы позволит приблизиться к пониманию природы поэтического дарования Маяковского, объяснить силу воздействия его поэзии на читателя.

  1. В тексте поэмы встречается немало реалий тогдашней жизни, общественной и литературной (химеры собора Парижской Богоматери, Джиоконда, Помпея, пароход «Лузитания», Заратустра, Бурлюк, Азеф и др.). Обращение к справочной литературе позволит выявить смысл этих деталей и благодаря этому глубже понять текст. Измена каких современных Маяковскому литераторов встречаются в поэме? Каково отношение к ним Маяковского и почему? Чем объясняется обилие в тексте поэмы на современную тему имен, встречающихся в Евангелии?
  2. «Четыре крика четырех частей», сказал о своей поэме Маяковский. Как обнаруживается в тексте каждой из глав (частей) лежащая в ее остове мысль?
  3. Чем определяется последовательность глав, в которой реализуется логика движения авторской мысли? Что отрицает в современном ему мире поэт и что он («тринадцатый апостол») утверждает?
  4. Как характеризуется героиня поэмы, что является определяющим в ее облике и поведении? С помощью каких поэтических средств передана сила владеющих героем поэмы чувств и крайняя степень овладевающего им отчаяния?
  5. Что и почему не принимается поэтом в современном искусстве? Как охарактеризовано место, которое искусство должно занимать в жизни? Охарактеризуйте взаимоотношения поэта и толпы, его позицию по отношению к людской массе. Чем вызвано, с одной стороны, обилие снижающих характеристик, а с другой – ощущение возможности прозревать время, пророчествовать?
  6. «Долой!» звучит в поэме и в адрес современного строя. Как характеризуется он, какие его приметы встречаются здесь? В литературе о Маяковском его ранние стихи – в том числе и поэма «Облако в штанах» – давали основание говорить об анархических, индивидуалистических настроениях поэта. Сможете ли вы подтвердить или опровергнуть это мнение? Какие формы принимает в поэме процесс свержения современного строя? Как характеризуются участники этого процесса и их действия?
  7. В чем причина богоборческих настроений поэта? Почему любовная драма завершается выпадом в адрес Творца? Как в обращении к любимой соединяется возвышенное чувство и открыто выраженная плотская страсть? Силу или бессилие героя обнаруживают завершающие поэму грозные слова, обращенные к «господину Богу»?
  8. Основной художественный прием, используемый в поэме, – метафора. Выберите примеры наиболее ярких метафор, охарактеризуйте их, покажите, как они участвуют в реализации замысла поэта.
  9. Каковы особенности стиля поэмы? В литературоведении существует точка зрения, согласно которой Маяковский не огрубляет лексику, а раздвигает лексический диапазон, заботясь лишь о том, чтобы слово точно следовало за предметом, который оно обозначает. Сможете ли вы доказать это, обратившись к тексту поэмы? Почему так часто встречаются здесь имена собственные, их функция в тексте? С помощью каких стилевых средств создается ощущение крайней напряженности, экспрессивности речи?
  10. Ритмика стиха строится у Маяковского на принципиально иных, нежели то было в классической поэзии, основаниях. Чем создается в поэме ощущение ритмичности стихотворной речи? По мнению Маяковского, «ритм – основная сила, основная энергия стиха». Покажите, как в поэме обнаруживает себя эта «сила», раскройте выразительные возможности ритмико-интонационного рисунка.
  11. С именем Маяковского связано решительное обновление рифмы. Как это проявилось в тексте поэмы? Охарактеризуйте организующую роль рифмы (чему поэт придавал особое значение), ее смысловую выразительность. Каковы принципы лексического отбора рифмующихся слов?

* 2. Подготовьте доклад на тему «Новаторство В. Маяковского, место его лирики в русской поэзии. Современные споры о творчестве поэта» (по книге Ю. Карабчиевского «Воскресение Маяковского»).

Тексты

Маяковский В. В. Поэма «Облако в штанах».

Карабчиевский Ю. «Воскресение Маяковского».

Дополнительная литература

Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. – Л., 1984.

В мире Маяковского: Сборник статей: В 2 кн. – М., 1984.

Имя этой теме: любовь!: Современницы о Маяковском. – М., 1993.

Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. – М., 1990.

Ковский В. «Жёлтая кофта Юрия Карабчиевского: Заметки на полях одной книги» // Вопросы литературы. – 1990. – № 3.

Михайлов Ал. Маяковский. – М., 1988. – (Серия ЖЗЛ).

Михайлов Ал. «Маяковский: кто он?» // Театр. – 1989. – № 12.

Михайлов Ал. Мир Маяковского: Взгляд из восьмидесятых. – 1990.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2792 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...