1. Сделайте письменный анализ романа Е.И. Замятина «Мы», опираясь на предложенные вопросы:
- Каковы характерные черты внешнею устройства и сущности мира, изображенного в романе? Какими образами-символами они выражены в тексте? Какое воплощение получила в Едином Государстве идея всеобщего равенства? В каких известных вам произведениях литературы вы встречали черты подобного мироустройства?
- В чем видят счастье граждане Единого Государства? Как в их сознании соотносятся понятия «свобода» и «счастье»?
- Найдите в справочной литературе сведения об американском инженере-изобретателе Фредерике Уинслоу Тэйлоре (1856–1916), основоположнике научной организации труда, и немецком философе Иммануиле Канте (1724–1804). Почему именно Тейлор стал объектом поклонения для «нумеров»? Почему герой-повествователь неоднократно противопоставляет Тейлора и Канта?
- Какие меры предприняло Единое Государство, чтобы сделать своих граждан «счастливыми»? Как эти меры сказались на отношениях между людьми, на отношении человека и земли, человека и государства, на цене человеческой жизни?
- Какую роль в жизни человека Единое Государство отвело искусству? Как соотносятся в сознании «нумеров» понятия «красота» и «свобода»? Каковы, по-вашему, исторические и литературные предпосылки подобной трактовки Замятиным темы искусства?
- Проанализируйте эпизоды маршировки под звуки Музыкального Завода (запись 2-я), казни (запись 9-я), Дня Единогласия (запись 25-я). Каково отношение героя-повествователя к существующему миропорядку? Сопоставьте позицию героя и автора, определите средства выражения авторской позиции.
- Мир антиутопии – закрытый мир. Проанализируйте систему ограничений, созданную Единым Государством. Как влияет она на сознание «нумеров»?
- Проанализируйте официальный язык Единого Государства. Выделите оксюмороны. Как связаны язык и тип сознания «нумеров»? Найдите в тексте обоснования истинности счастья «нумеров». В чем своеобразие логики этих обоснований?
- Что общего между центральным героем романа Д-503 и другими гражданами Единого Государства и чем он от них изначально отличается? Обратите внимание на внешность и речь героя. Как характеризует его факт ведения записей, воспроизведенных в романе?
- Каковы причины и характер конфликта между Д-503 и государственной системой? В чем суть внутреннего конфликта в душе героя? Какие внешние факторы влияют на изменение мироощущения героя? Проследите за этими изменениями и найдите те выразительные средства, которыми Замятин их передает.
- Проанализируйте диалоги Д-503 с I-330 (запись 30-я) и с соседом (запись 39-я). Как они связаны между собой? Чем, по-вашему, близок герой автору?
- Как раскрывается в романе тема еретичества? Какие выразительные средства использует Замятин в создании образов героев-еретиков? Каковы лейтмотивные детали этих образов, чем обусловлен их выбор?
- Роман «Мы» – единственное фантастическое произведение Замятина, однако он многими нитями связан с другими произведениями этого автора. В чем, по-вашему, эта связь?
- Известный писатель и литературовед Ю. И. Тынянов писал о романе «Мы»: «Фантастика вышла убедительной. Это потому, что не Замятин шел к ней, а она к нему. Это стиль Замятина толкнул его на фантастику». Какие черты замятинского стиля, по вашему мнению, позволили ученому сделать такой вывод?
2. Сделайте анализ рассказов «Баня» и «Аристократка» М. Зощенко, опираясь на вопросы:
1. Попытайтесь охарактеризовать образ повествователя – нелепого героя в нелепых обстоятельствах. Как его характеризует манера рассказывать о событиях своей жизни? Эпизоды, на которых он заостряет внимание?
2. В чем в первую очередь проявляется его характер: в манере поведения или в повествовательной манере?
* 3. Сделайте сравнительно-сопоставительный анализ романа «Мы» Е. Замятина и Романа Дж. Оруэлла «1984».
Тексты
Е.И. Замятин. Роман «Мы».
М. Зощенко. Рассказы «Баня», «Аристократка».
Дж. Оруэлл. «1984».
Дополнительная литература
Анненков Ю. Евгений Замятин // Литературная учёба. – 1989. – № 5.
Белая Г.А. Дон-Кихоты 20-х годов. «Перевал» и судьба его идей. – М., 1989.
Горелов Павел. Чистокровный юморист. Трубилова Е. В поисках страны Нигде // Аверченко Аркадий. Тэффи. Рассказы. – М., 1990.
Замятин Е.И. Избранные произведения / Пледисл. В.Б. Шкловского. Вступ. ст. В.А. Келдыша. – М., 1989.
Замятин Е.И. Мы. Роман, повести / Вступ. ст. И.О. Шайтанова. – М., 1990.
Воспоминания современников об А.С. Серафимовиче. – М., 1977.
Воспоминания о Бабеле. – М., 1989.
Голубков М.М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы. 20-30-е годы. – М., 1992.
Лежнев А.И. Бебель // Лежнев А. О литературе. – М., 1989.
Полонский Вяч. Бабель // Полонский Вяч. О литературе. – М., 1988.
Сарнов Б., Чуковская Е. Случай Зощенко: Повесть в письмах и документах с прологом и эпилогом: 1946-1958 // Юность. – 1988. – № 8.
Скороспелова Е.Б. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х годов. – М., 1979.
Скороспелова Е.Б. Русская советская проза 20-30-х годов: Судьбы романа. – М., 1985.
Чудакова М. Поэтика М. Зощенко. – М., 1979.
Шайтанов И. О двух именах и одном десятилетии. – Лит. Обозрение. – 1991. – № 6, 7.
Шешуков С.И. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов. 2-е изд. – М., 1984.