Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

И.А. БУНИН



Подготовьте письменный анализ рассказа «Чистый понедельник», опираясь на рекомендации и предложенные вопросы:

Познакомьтесь с двумя-тремя рассказами из книги Бунина «Темные аллеи» – шедевра позднего творчества писателя. Рассказы этого цикла могут показаться вам (и справедливо) близкими друг другу не только по проблематике, воплощенному в них авторскому мироощущению, эмоциональной тональности, но и по композиционным приемам, особенностям изобразительности и стиля. Писатель совершает в этой книге беспрецедентную по художественной смелости попытку: он тридцать восемь раз (таково количество рассказов в книге) пишет «об одном и том же». Однако результат этого удивительного постоянства поразителен: чуткий читатель всякий раз переживает воссоздаваемую картину (казалось бы, заведомо известную ему) как абсолютно новую, а острота сообщаемых ему «подробностей чувства» не только не притупляется, но, кажется, лишь усиливается. Попробуйте разгадать часть этой художественной тайны, самостоятельно проанализировав выбранный вами рассказ. Если довериться субъективной самооценке писателя, то выбрать можно рассказ «Чистый понедельник» (именно его, по свидетельству мемуаристов, Бунин на склоне лет считал лучшим из всего написанного им).

1. Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века. С помощью справочной литературы и комментариев к рассказу выявите значение таких названий и понятий, как Охотный ряд, Иверская, Рогожское кладбище, «воздухи», икона Богородицы Троеручицы, стихира, театральный капустник, канкан, рипида, трикирий, крюки (в музыкальном значении) и т.п. Имена каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе? Что вам известно об их месте в русской культуре и об отношении к ним Бунина? Можно ли почувствовать в тексте тон авторского отношения к Андрею Белому, Валерию Врюсову?

2. Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? Какими штрихами писатель добивается эффекта исторической глубины взгляда? Размышляя об особенностях временной организации, обратите внимание на то, как уже в зачине рассказа создается эффект неопределенности будущего, непрозрачности судьбы героев.

3. Насколько серьезно предыстория жизни героини мотивирует ее поведение и предопределяет будущее? Важна ли, с вашей точки зрения, «социальная родословная» для персонажей бунинскои прозы эмигрантской поры? Случайно ли в описаниях «типических обстоятельств» жизни бунинских героев преобладают «небунинские» характеристики «зачем-то», «что-то», «почему-то»?

4. Сопоставив «Чистый понедельник» с любым другим рассказом «Темных аллей», попробуйте вычленить повторяющуюся сюжетную схему рассказов. Какие сюжетные компоненты составят эту схему, каковы устойчивые композиционные связи между элементами сюжета? В литературоведении высказывалась точка зрения, согласно которой именно сюжет – главное содержательное «зерно» рассказов цикла (в нем сосредоточен важнейший смысл). Согласитесь с этим утверждением, подкрепив собственными аргументами, или скорректируйте его.

5. Пытается ли Бунин придать впечатление логической мотивированности поступкам героини? Каковы источники внутренней неуспокоенности, духовного «странничества» героини — социально-исторические обстоятельства жизни, нравственно-религиозные поиски или менее прозрачные для нее самой причины иного — метафизического уровня? Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья», устоявшейся и размеренной жизни?

* Вопросы и задания повышенной сложности:

1. Сравните глубину и выразительность прорисовки образов героя и героини, сопоставьте их мироощущения. Какими средствами создается образ героини: использует ли автор внутренние монологи, объясняет ли словами, что она думала или чувствовала? Вопрос о характере бунинского психологизма – один из самых сложных для решения. Насколько близка бунинская манера толстовским приемам «диалектики души»; сопоставима ли она с тургеневским «тайным психологизмом» (когда писатель избегает прямых оценок, но позволяет судить о состоянии души героя по искусно подобранным внешним проявлениям чувства)? Не спешите с ответом на этот вопрос: подумайте, какую роль в передаче «эмоциональных вихрей», испытываемых героями, играют приемы лирического «заражения» (ассоциативные параллели, ритмическая и звуковая организация текста).

2. Проанализируйте «предметную изобразительность» бунинского текста. В литературоведческих работах неоднократно использовалось сравнение бунинской манеры компоновать детали внешнего мира с японским искусством икебаны. Основа такого сопоставления – высокая ценность единичного в структуре целого, неиерархичность составляющих композицию элементов. Оцените уместность и выразительность этого проясняющего сопоставления с опорой на «вещные» подробности рассказа.

3. Можно ли говорить об «объективности» созданного портрета героини? Насколько подробно воспроизведены Буниным ее позы, жесты, манера держаться – все то, что составляет секрет женского обаяния? Обратите внимание на взаимодействие разных ракурсов восприятия: с одной стороны, увлеченный героиней рассказчик видит ее всякий раз в конкретной ситуации («здесь и сейчас»); с другой стороны, он рисует ее портрет «по памяти». Нет ли в этом противоречия? С сюжетной точки зрения персонаж не может знать «будущего»; в то же время исходная ситуация воспоминания предполагает исчерпанность «истории любви». Смена этих ракурсов («сейчас» и «тогда») происходит столь незаметно, что можно говорить о взаимоналожении перспектив восприятия. Вот как сказано об этом в финале другого позднего бунинского шедевра – «Жизни Арсеньева»: «Недавно я видел ее во сне... Ей было столько же лет, как тогда, в пору нашей общей жизни и общей молодости... Я видел ее смутно, но с такой силой любви, радости, с такой телесной и душевной близостью, которой не испытывал ни к кому никогда».

4. Современник Бунина В. Ходасевич давал такую рекомендацию читателям и интерпретаторам творчества писателя: «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию». Прокомментируйте это утверждение, используя конкретные примеры из текста. Обратите внимание на наиболее частотные эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. Какое место в лексическом строе рассказа занимают оксюмороны? Проанализируйте синтаксис и фонетическую выразительность первой фразы рассказа.

5. Вы наверняка заметили, что события рассказа протекают в январе – марте. В тексте упоминаются праздники религиозного цикла. Последнее воскресенье перед Великим постом называется прощеным. Чистый понедельник открывает первую неделю Великого поста. Как эти подробности православного календаря сказываются на смысловом итоге рассказа? Когда герой рассказа в последний раз видит героиню? Как сопрягаются в произведении мотивы любви, мучительной радости и трагической конечности жизни, целительной силы памяти? Творчество каких русских лириков XIX века созвучно бунинскому художественному миру? Подберите наиболее выразительные лирические фрагменты их произведений.

Тексты

Бунин И.А. Стихотворения«Не видно птиц…», «Ту звезду, что качалася в тёмной воде…», «Когда на тёмный город сходит…», «Родина», «Спокойный взор, подобный взору лани…», «Ночь», «Одиночество», «Песня», «Стамбул», «Гробница Рахили», «Слепой», «Долина Иосафата», «Могильная плита», «Бегство в Египет», «Алёнушка», «Слово», «Просыпаюсь в полумраке…», «Семнадцатый год», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «Настанет день – исчезну я», «Собака», «Вечер» /на выбор/.

Рассказ «Чистый понедельник»

Дополнительная литература

Айхенвальд В. Иван Бунин // Ю. Айхенвальд.Силуэты русских писателей. 2-е изд. – М., 1994.

Выготский Л.С. «Лёгкое дыхание» // Выготский Л.С. Психология искусства. – Л., 1986.

Кучеровский Н.М. И. Бунин и его проза (1887-1917). – Тула, 1980.

Лавров Валентин. Холодная осень: Иван Бунин в эмиграции. 1920-1923. – М., 1989.

Мальцев О.Н. Иван Алексеевич Бунин //Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. – М., 1995.

Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина: Беседы с памятью. – М., 1989.

Степун Ф.А. По поводу «Митиной любви» //Русская литература. 1989. № 3.

Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х гг. – М., 1991.

Ходасевич В. «О поэзии Бунина», «Бунин. Собрание сочинений» //Ходасевич В. Колеблемый треножник: Избранное. – М., 1991.

Чалмаев В.А. Серафимович. Неверов. – М., 1982. – (Серия ЖЗЛ).





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2177 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...