Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Темы сообщений



1. Онтология и взгляды на познание в работе Николая Кузанского «Об ученом незнании»

2. Научная революция XVI века и ее влияние на изменение картины мира.

3. Философское наследие Эразма Роттердамского.

4. «Человек-машина» Ж. Ламетри.

5. Концепция правового государства в воззрениях мыслителей эпохи Просвещения.

Методические рекомендации:

Чтобы ответить на первый вопрос, следует определить хронологические рамки эпохи Возрождения (Ренессанса), охарактеризовать происходившие на этом историческом этапе кардинальные изменения во всех сферах общества. Обратите особое внимание на прогресс в экономике, научные открытия и изобретения. Уточните, к возрождению каких идеалов призывали идеологи Ренессанса и можно ли всё происходившее расценить как простое воспроизведение идеалов, утраченных в феодальной Европе. Подчеркните, что, несмотря на видимые отличия, Ренессанс и Реформация неотделимы друг от друга, как течения, подготовившие формирование философии Нового времени. Выясните, в чём заключалась философская основа антицерковных выступлений Мартина Лютера, Томаса Мюнцера, Жана Кальвина, какие гуманистические взгляды они проповедовали, как представляли себе идеальное общественное устройство.

Во втором вопросе необходимо проследить смену акцентов в воззрениях основных мыслителей на роль Бога в создании и развитии мира в указанный период. Уделите особое внимание концепциям Николая Кузанского, Джордано Бруно и Вольтера.

Проблема человека занимала одно из центральных мест как у философов в средние века, так и у мыслителей Возрождения и Просвещения. Потому в третьем вопросе следует показать эволюцию принципа антропоцентризма от позиции «человек – венец творенья» (Средневековье) до концепции «человек – центр мира» (Возрождение и Просвещение). Последнюю следует связать с принципами гуманизма («человек обладает свободой воли, и сам может творить свою судьбу») и естественного права (Т. Гоббс, Дж. Локк).

В четвертом вопросе следует осветить взгляды просветителей на общество и государственное устройство. Рассмотрите, в частности, их предложения по преодолению общественного неравенства, представления о механизме формирования общественных потребностей, идею естественного состояния человеческого общества, теории «общественного договора», исследования негативных сторон развития цивилизации и др. Уделите внимание становлению идеи прогресса (Ж.А. Кондорсе), формированию веры в возможность устроения лучшего будущего на земле.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какие идейные основы объединяют периоды Ренессанса и Просвещения?

2. Почему в этот период большинство философов выступало преимущественно только против церкви, а не против религии вообще?

3. Изменилось ли мышление обычного европейца в это время? Почему?

4. Почему Бог по-прежнему присутствовал в философских исканиях философов указанного периода?

5. Объясните значение терминов «теизм», «пантеизм», «деизм», «атеизм» в свете происходившей в то время научной революции?

6. Каким образом происходившая в то время научная революция повлияла на развитие натурфилософии изучаемого периода?

7. Почему проблема человека выходит на первое место в философских исканиях мыслителей эпохи Возрождения?

8. Какова общая тенденция в развитии философской антропологии в периоды Возрождения и Просвещения?

9. Почему в период Ренессанса возникла потребность в создании утопических проектов?

10. Почему в эпоху Возрождения социально-философской проблематике отводилась второстепенная роль, а в период Просвещения она выходит на одно из первых мест?

Литература:

1. Бакунин М. А. О Макиавелли // Вопросы философии. 1990. № 12.

2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

3. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

4. Горфункель А.Ф. Томмазо Кампанелла. М., 1969.

5. Он же. Философия эпохи Возрождения. М, 1980.

6. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред. Л.М. Брагиной. М., 1999.

7. Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения. М., 1965.

8. Лазарев А.В. Становление философского познания Нового времени. М., 1987.

9. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. М., 1998.

10. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. М., 1973.

11. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1973.

12. Осиновский И.Н. Томас Мор. М., 1985.

13. Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV – первой половины XV в. Новосибирск, 1975.

14. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв. М., 1996.

15. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М., СПб., 1997.

16. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. М, 1991. С. 301-326.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 410 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...