Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В 4 классе. (Сказка Оскара Уайльда «Великан-эгоист»)



Тема: Текст и подтекст

(Сказка Оскара Уайльда «Великан-эгоист»)

Лейтмотив:

«Мысли, великоватые для иероглифов, пишутся между строк...»

Пифагор

Эпиграф:

Читать книгу можно трояко:

одни читают и не понимают;

другие читают и понимают;

третьи читают и понимают

даже то, что не написано.

Княжнин

Построение урока:

1. Поразмышляем вокруг ранее прослушанных текстов.

2. Мы умеем толковать слова.

3. Чтение сказки «Великан-эгоист».

4. Раскрытие подтекстов.

5. Творческое задание.

6. Заключение.

До того как приступить к уроку, учитель и дети согласовывают между собой название темы («Текст и подтекст») и эпиграф.

Ход урока:

1. Поразмышляем вокруг ранее прослушанных текстов («Ржавчина», «Как был зарыт Томагавк», «О братьях, которые жили в мире и согласии»).

Учитель:

– Самые лучшие представители человечества многое делают, для того чтобы люди на земле жили мирно; вспомним, что однажды сделали вожди индейских племён?

Дети:

– Вожди воинствующих племён решили не нападать на соседние племена и зарыть в землю томагавки, когда представили, сколько горя и несчастья приносят мирным жителям войны («Как был зарыт томагавк»).

Учитель:

– А мудрые родители что обычно завещают своим детям?

Ученик:

– В рассказе – «О братьях, которые жили в мире и согласии» – отец, умирая, завещал своим сыновьям самое главное, которое помогло бы им быть счастливыми, – никогда не ссориться, не обманывать друг друга и жить в мире и согласии.

Учитель:

– Люди, испытавшие на себе жестокость и бесчеловечность войн, делают всё, чтобы спасти, защитить человечество от усиленного вооружения, ибо последнее, как всегда, находит своё беспощадное применение, и гибнут сотни и тысячи людей, рушатся города, погибает культура человеческая (по рассказу «Ржавчина»).

С целью обогащения и очищения речи, чувств, поступков детей им было предложено коллективно подобрать слова, связанные с такими понятиями, как мир и война:

Мир – сотрудничество, договорённость, добролюбие, согласование, содружество, дружба, жизнь, радость, спокойствие, дружелюбие, экология, душевность, духовность, благодарность, счастье, взаимопонимание, взаимопомощь, сила воли, здоровье, доброжелательность, благополучие, тепло, миролюбие, опора, поддержка, благо, надежда, вера, свет (29 слов).

Война – смерть, разрушение, кровь, паника, уничтожение, злоба, ненависть (7 слов).

Оказалось, что слов, связанных с понятием «Мир», в четыре раза больше, нежели слов, связанных с понятием «Война».

2. Мы умеем толковать слова.

Учитель:

– Сказка, которая будет предложена вам, называется «Великан-эгоист». Давайте до чтения текста уточним: 1) кого называют великаном, и 2) какого человека называют эгоистом?

В процессе обсуждения выясняется, что великаном называют человека огромного роста.

Учитель:

– Наверное, не случайно автор сказки выбрал именно великана, а не лилипута.

Давайте обобщим ваши определения:

Эгоист только себя любит, предпочитает свои личные интересы интересам других и даже пренебрегает чужим мнением. В противоположность эгоисту существует альтруист. Это человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, отодвигая свои интересы ради служения другим.

3. Чтение текста.

В данном случае мы представляем лишь сюжетную канву сказки Оскара Уайльда «Великан-эгоист».

Жил один великан, у которого был дом и самый прекрасный сад. Однажды он отправился в гости к своему другу – великану-людоеду – и долго отсутствовал, а когда вернулся, то увидел в своём саду весело играющих детей. Великан возмутился, прогнал детей, обнёс свой сад высокой стеной и прибил объявление: «Вход воспрещён». Он поступил так, потому что был великаном-эгоистом.

Шло время. Весна, лето, осень сменяли друг друга, а в саду великана-эгоиста царили: зима, мороз, северный ветер, град. Великан недоумевал и удивлялся, почему так долго длится зима.

Но однажды он услышал пение коноплянки, которое показалось ему нежной музыкой, а когда он выглянул в сад, то глазам своим не поверил: дети проникли в сад и залезли на деревья, а те от радости зацвели и стояли, тихонько покачивая ветвями над головками детей.

Только в самом укромном углу сада дерево не зацвело. Совсем маленький мальчик не мог дотянуться до его ветвей, ходил вокруг и плакал.

Тут великан понял, каким он был эгоистом. Он вышел из дома, подошёл к дереву, осторожно взял маленького мальчика на руки и посадил на дерево, которое тут же зацвело. В знак благодарности маленький мальчик обнял великана и поцеловал его.

Другие дети увидели, что великан больше не злой, вернулись в сад, а с ними вернулась и весна.

Великан взял большой топор, снёс стену и сказал: «Теперь этот сад ваш, дети». С тех пор они вместе с великаном всегда дружно играли, только маленький мальчик не появлялся, и великан очень тосковал.

Постепенно он состарился и больше не мог играть с детьми, а сидел у открытого окна и любовался ими.

И вдруг он увидел маленького мальчика в самом укромном месте возле того самого дерева. Он бросился вниз по лестнице, – направился к мальчику, но, приблизившись, увидел раны на ладонях и ступнях ребёнка и был готов поразить виновного.

Но маленький мальчик успокоил великана и в знак благодарности обещал повести его в свой сад, который назывался Раем.

4. Раскрытие подтекстов.

Учитель:

– Содержание сказки вы поняли, слушая текст. Уловили основную мысль: великан, который раньше был эгоистом, стал добрым, полюбил детей, а потом попал в рай. Сам Христос (в образе маленького мальчика) пригласил его туда. Казалось бы, всё ясно.

Вопрос в другом: имеются ли в сказке подтексты?

(Ответы детей)

Учитель:

– Вы, наверное, почувствовали, что сказка Оскара Уайльда красивая и в то же время философская. Раз философская, значит с подтекстами. Какой же философский смысл мы можем постичь через подтексты?

(Ответы детей)

Попытаемся определить, какие опоры предлагает нам писатель для более глубокого осмысления текста, чтобы мы почувствовали, как он воспринимает мир, природу, человеческие отношения, детей.

Подумайте и постарайтесь назвать эти три опоры.

(Ответы детей).

Дети высказывают свои предположения, учитель – свои, после чего они приходят к такому согласию: У писателя свой взгляд на героев сказки, и он заложил его в подтексты через действия а) великана, б) природы в) детей.

Так Оскар Уайльд доводит до тонкого слуха читателя своё мировосприятие.

Рассмотрим каждую опору в отдельности.

Великан

Позже писатель начинает называть его двумя именами. Великан-эгоист – главный персонаж и, можно сказать, символ чего-то важного в произведении. Возникает вопрос:

Почему автор героем произведения (вначале отрицательным, а потом положительным) выбрал великана, а не просто человека? Ведь главный персонаж сказки характеризуется человеческими качествами: имеет собственный дом, большой прекрасный сад, имеет друзей, к которым ездит в гости...

Почему всё-таки сказочный великан, а не обычный человек?

Ответы детей.

Обобщение учителя:

По-видимому, чтобы читатель убедился в его силе, власти, жестокости и беспощадности. Он огромный, сильнее всех, его все боятся. И образ усиливается тем, что он – эгоист. А это – отчуждение, злоба, лишь собственные интересы и желания. Он не признаёт, не уважает, не любит никого, презирает всех и каждого. Потому к нему тянутся: холод, пронизывающий ветер, мороз, град. От него уходят тепло, цветущие деревья. Писатель даёт понять, что великан не был таким с самого начала, не родился эгоистом; он стал таким, когда озлобился.

Изначально в нём была добрая основа, но она оказалась раздавлена эгоизмом. По-видимому, посещение своего друга – великана-людоеда пагубно повлияло на его настроение и характер.

Великан-эгоист в душе отгородился, отделился, обособился от всех, разогнал детей, потом обнёс сад высокой стеной и прибил объявление: «Вход воспрещён! Нарушители будут наказаны!»

Что же последовало за этим?

Примерные ответы детей:

Мерзлота, беспросветное одиночество, тоска. Он оказался в тисках собственного эгоизма и стал глубоко несчастным и самым одиноким существом на свете. Оказавшись в состоянии вражды, войны с окружающим миром, он всё более становился злобным, отчуждённым, пугающим всех вокруг.

Учитель:

– Очевидно, надо было задеть в нём тонкие струны, чтобы он открыл в себе доброту.

Момент Истины великану открылся тогда, когда он понял главное и начал рубить топором стенную ограду.

«И сердце великана растаяло.

– Какой же я был эгоист! – сказал он. – Теперь я знаю, почему Весна не хотела прийти в мой сад. Я посажу этого маленького мальчика на верхушку дерева и сломаю стену, и мой сад на веки вечные станет местом детских игр.

Великан взял большой топор, снёс стену и сказал:

– Теперь этот сад ваш, дети!»

Он сам в себе сломал свой эгоизм с помощью топора.

И вновь возникает вопрос: Кто кого перевоспитал? Взрослый, да ещё великан, или дети, особенно, самый маленький мальчик, которого никто не знал?

– Учитель (после рассуждений детей):

Да, изменил его маленький мальчик, потому что обнял и поцеловал великана в знак благодарности. И тот вдруг увидел нелепость, безобразие своего поступка и действия.

От кого он отгородился?! От детей?! От этого необыкновенного мальчика?! Они ведь светились, несли с собой радость, веселье, счастье, истину!

Впервые в жизни он почувствовал тепло ласки, нежность детского прикосновения и любовь.

Добро связано с привязанностью, заботой о других. Великан, хотя и стал добр ко всем детям, но очень тосковал по-своему маленькому другу, часто его вспоминал и мечтал о встрече; маленький мальчик особенно пришёлся по душе великану, потому что поцеловал его, потому что ласковые слова, ясная улыбка ребёнка были очень добрыми.

Природа.

Живой образ и прекрасный символ автора сказки.

Природа, наверное, дана была человеку, чтобы ему в содружестве и сотворчестве с нею было спокойно и радостно. Вот как Оскар Уайльд – великий мастер рисования словами – пишет о природе:

«Это был большой и красивый сад, и трава там была зелёная и мягкая. Из травы, тут и там, словно звёзды, выглядывали венчики прекрасных цветов, а двенадцать персиковых деревьев, которые росли в этом саду, весной покрывались нежным жемчужно-розовым цветом, а осенью приносили сочные плоды. На деревьях сидели птицы и пели так сладко, что дети бросали игры, чтобы послушать их пение.

– Как хорошо нам здесь! – радостно кричали дети друг другу».

Совершенство и полная гармония в природе, её способность по-своему оценивать внешние события позволяют ей действовать иногда по своему усмотрению.

И тогда-то самый прекрасный сад, который только существовал на свете, превратился в место вечной мерзлоты, а злоба начала господствовать в нём. И дети, и цветы, и птицы, и радость, и свет, и тепло покинули сад.

«А потом пришла Весна, и только в саду Великана-эгоиста по-прежнему была Зима. Птицы не хотели распевать там своих песен, потому что в саду не было детей, а деревья забыли, что им пора цвести. Как-то раз один хорошенький цветочек выглянул из травы, но увидел объявление и так огорчился за детей, что тут же спрятался обратно в землю и заснул. Только Снегу и Морозу всё это очень пришлось по душе.

– Весна забыла прийти в этот сад, – воскликнули они, – и мы теперь будем царить здесь круглый год!

Снег покрыл траву своим толстым белым плащом, а Мороз расписал все деревья серебряной краской. После этого Снег и Мороз пригласили к себе в гости Северный Ветер, и он прилетел. С головы до пят он был закутан в меха и целый день бушевал в Саду и завывал в печной трубе.

– Какое восхитительное местечко! – сказал Северный Ветер. – Мы должны пригласить в гости Град.

Тогда появился и Град. Изо дня в день он часами стучал по кровле замка, пока не перебил почти все черепицы, а потом изо всех сил носился по саду. На нём были серые одежды, а дыхание его было ледяным».

И появляются такие жестокие природные явления, как снег, град, мороз, северный ветер, холод, ледяное дыхание, от которых человек прячется, оберегает себя.

Проявление беспощадности и разгула зла – с этим Природа непримирима.

Какое согласие и удивительная гармония царствуют в природе между цветком и приходом весны, между ребёнком и деревом, которое опускает свои ветви, чтоб мальчик взобрался на него:

«“Взберись на меня, мальчик!” – сказало дерево и склонило ветви почти до самой земли.

Но мальчик не мог дотянуться до них – он был слишком мал».

Дети и Природа неразделимы.

Природа становится беспощадной и жестокой там, где возникают эгоизм, злоба, ненависть.

Появляются Дети, и Природа раскрывает им свои объятия в своих лучших проявлениях.

Дети.

Образ Детей – главная опора Оскара Уайльда в раскрытии замысла сказки. В ней видна мировоззренческая позиция ребёнка, его открытость миру, искренность, тяга к прекрасному, непосредственность, доброжелательность. Дети – символ образов красоты, света, жизни, добра, чистоты мыслей и чувств. Дети – символ всего лучшего на свете. Об этом знает и природа и трепетно оберегает их, откликается на любой зов детей.

«Великан увидел совершенно необычайную картину. Дети проникли в сад сквозь небольшое отверстие в стене и залезли на деревья. Они сидели на всех деревьях. Куда бы великан ни бросил взгляд, на каждом дереве он видел какого-нибудь ребёнка. И деревья были так рады их возвращению, что сразу зацвели и стояли, тихонько покачивая ветвями над головками детей. А птицы порхали по саду и щебетали от восторга, и цветы выглядывали из зелёной травы и улыбались. Это было очаровательное зрелище, и только в одном углу сада всё ещё стояла Зима. Это был самый укромный уголок, и Великан увидел там маленького мальчика. Он был так мал, что не мог дотянуться до ветвей дерева, и только ходил вокруг него и горько плакал. И бедное деревце было всё до самой верхушки ещё покрыто инеем и снегом, а над ним кружился и завывал Северный Ветер».

А когда Великан посадил мальчика на дерево, оно «тотчас зацвело, и к нему слетелись птицы и запели песни, порхая с ветки на ветку».

Играли дети в саду – теплилась жизнь вокруг.

Покинули дети сад – исчезли тепло, солнце, пение птиц, цветы, радость, жизнь.

А когда дети играли, они ведь ничего не портили, не ломали, не загрязняли, но Великан их всё-таки прогнал.

Как же повели себя дети?

Они не роптали, не возмущались, просто огорчились, расстроились, что их лишили радости, их лишили возможности любоваться красотой великолепного сада. И дети просто, без упрёков, без ответных грубых и оскорбительных нападок покинули полюбившийся сад.

Даже тогда, когда великан увидел раны от гвоздей на ладонях и ступнях маленького мальчика и воскликнул:

– Кто посмел нанести тебе эти раны? Скажи мне, и я возьму мой большой меч и поражу виновного!..

В ответ услышал:

– Нет! Ведь эти раны породила Любовь...

И вновь за боль и страдания ребёнок отвечает любовью и прощением.

Как видим, в сказке, благодаря детям, происходит проникновение добра в душу великана, что возвращает весну в его прекрасный сад.

Таков, по нашему мнению, смысл некоторых подтекстов прекрасной сказки Оскара Уайльда «Великан-эгоист».

Подлинная художественная литература существует для того, чтобы человек читающий обогащал свою душу. Этому служит работа над текстом, а особенно – поиски и нахождение подтекстов, глубинных смыслов, заложенных в художественном произведении.

Весь материал, связанный со сказкой «Великан-эгоист», рассчитан на два урока. На первом уроке кульминацией становится знакомство с красивой философской сказкой в выразительном и проникновенном чтении учителя, после чего детям раздаются сборники художественных текстов (3 класс, 1 четверть), чтобы они внимательно прочитали дома сказку и попытались сделать 2–3 рисунка к сказке.

На следующем уроке дети работают с текстом сказки и размышляют и рассуждают над подтекстами. Работа носит спокойный характер, чтобы дети осмысленно вели рассуждения и научились вычитывать невидимые подтексты, иначе говоря, научились читать то, что не было написано, но во что автор вложил глубинный смысл произведения.

Таким образом, идёт процесс расширения границ читаемого текста. А само чтение воспитывает в учениках настоящих читателей, становясь многоаспектным и увлекательным занятием.

И чувства благородства, нравственности, человечности извлекаются из глубин читаемого произведения, но обо всех этих понятиях и явлениях в тексте ни слова.

Всё происходит так, как в случае с Пифагором:

Один ищущий науку объехал Египет и, вернувшись обратно, специально по этому поводу посетил Пифагора.

– Великий учитель, – сказал он, – я был в храме бога Тота и прочёл там его Изумрудные Скрижалии. В них очень много интересного, но ничего нового я для себя не обнаружил.

Пифагор спросил:

– Ты читал Скрижалии построчно?

– Да, – ответил тот, – и ни одного иероглифа не пропустил...

– А между строк ты читал?

– Нет, – удивился искатель науки, – что это такое? Так читать я не умею...

– Тогда всё понятно, – сказал Пифагор, – мысли, великоватые для иероглифов, пишутся между строк, но постичь их могут только просторные головы.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 2734 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...