Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О ФИЛОСОФИИ



В первоначальном варианте эта книга начиналась с обширной главы, рассказывающей о том, что есть философия, каков ее предмет и чем она занимается. Но, по общему мнению людей, ознакомившихся с моим текстом, глава эта вышла слишком ученой. Возникало неприятное противоречие: книга, претендующая на достаточно доступное изложение истории философии, начиналась с текста трудного для понимания многих. Осознавая это противоречие, я пытался устранить его указанием, что читатель может с легкостью пропустить первую главу и сразу обратиться к чтению глав историко-философских.

Но, к сожалению, это указание является мнимым разрешением проблемы. Существует достаточно много людей, которые преисполнены дисциплины, долга, ответственности и самоуважения. Они, как правило, игнорируют подобные указания и читают все с самого начала с тем, чтобы не пропустить чего-либо важного и с тем, чтобы поддержать собственное мнение о самих себе, как людях умных и серьезных. Как правило, это их мнение о самих себе справедливо. Они действительно прочли бы первую главу. Но беда в том, что во время этого чтения они изрядно израсходовали бы тот кредит доверия, который имеется у каждого читателя по отношению к книге, которую он избрал для чтения.

Умный же и предусмотрительный автор дорожит этим кредитом и не расходует его понапрасну. Именно поэтому я, пусть и с некоторыми колебаниями, отправил первую главу «в ссылку», в приложение и заменил ее несколькими страницами вводного текста о сущности философии. Статус приложения тем и хорош, что оставляет для читателя полную свободу по отношению к содержанию этого приложения. Если кто-то захочет более детально узнать о сущности и предмете философии, то он всегда может обратиться к «бывшей первой главе», томящейся в Приложении.

«Философия» - слово древнегреческое, дословно переводящееся – «любовь к мудрости. Но это определение нам мало что дает. Дело в том, что философия существует уже две с половиной тысячи лет, и за это время она достаточно радикально меняла свое содержание и свой облик. Кроме того, сегодня существует достаточно много видов философии, отличных друг от друга. Я не собираюсь здесь вникать во все эти тонкости и различия и скажу лишь следующее.

Во временном, историческом плане следует указать, что, начиная с Античности и до XIX века, под философией понимали единую систему знания, фактически отождествляемую с наукой вообще. В этой ситуации то научное знание, которое сегодня распадается на ряд отдельных, частных научных дисциплин (физика, биология, социология, психология и т. д.), в то время входило в различные разделы философии (философия природы, философия общества, этика и философия человека и т.д.)

В XIX веке окончательно формируется тот стандарт классификации научного знания, который существует и поныне. Формирование этого стандарта связано с возникновением современной науки и образованием самостоятельных частных научных дисциплин. В итоге, философия оказалась в положении короля Лира, который раздал все свои земли дочерям и остался нищим бездомным и гонимым. Спасение философия обрела в области «наиболее общего». Если частные научные дисциплины исследуют отдельные участки реальности, то философия предъявила свои права на создание общей картины этой реальности.

Таким образом, первая центральная философская дисциплина - онтология (учение о бытии) исследует наиболее общие черты мироздания. Она стремится соединить подобно элементам мозаики данные отдельных наук в единую картину и понять, как мир устроен в общем и в целом.

Вторая центральная философская дисциплина – гносеология (теория познания) исследует то, как человек познает реальность. Она задумывается о том: возможно ли такое познание, если же возможно, то как оно осуществляется, и каковы его перспективы и пределы. Она исследует такие вопросы: что есть истина? Каковы ее критерии? Что есть теория? Каковы ее строение и основания? Что может являться доказательством или опровержением? и т.д.

Подобные же претензии на знание всеобщего философия являет и в других областях. В рамках философии общества она стремиться изучить наиболее общие основания бытия общества и человека. В рамках этики она стремиться исследовать наиболее общие основания морали. А в рамках эстетики – наиболее общие основания искусства.

Таким образом, наиболее универсальным определением философии будет: философия есть рациональное знание о наиболее общем.

Большинство современных философов вряд ли согласятся с этим определением – философия столь несчастная дисциплина, что ее представители даже не могут сойтись в едином мнении относительно того, чем они занимаются. Но именно это представление о философии, как правило, являют историки философии в своих исследованиях. Обращаясь к философии тех времен, когда она была тождественна научному знанию вообще, они в качестве своего предмета исследования избирают именно наиболее общие суждения о мире в целом и об отдельных его частях, оставляя для историков науки так называемые, частно-научные взгляды того или иного древнего философа.

Предложенное мною определение философии хорошо и тем, что оно оставляет в стороне многочисленные споры между различными видами философии. Человек познает мир различными способами. Соответственно и философия распадается на различные виды. Существует философия, которая пытается строить свое знание на основе принципов науки. Существует философия, ориентирующаяся на религию. Существует философия, которая образцом для себя полагает искусство. Существует философия, которая стремится реализовать и выразить сущность магического мировосприятия. И это далеко не полный перечень существующих видов философии.

Но ведь существует же нечто общее между всеми этими видами, что и позволяет нам отнести их к философии как таковой? Это – рациональное исследование наиболее общего.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 736 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...