Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Межкультурная сенситивность



По мере того как растет межкультурная компетенция людей, вполне есте­ственно, что они становятся более связанными друг с другом в глобальном и культурном отноше­нии. Коммуникация - это один из основных стро­ительных кирпичиков культурного релятивизма. Но это не единственный компонент межкультур­ной компетенции - общей способности чело­века жить, работать и отдыхать в условиях меж­культурных и кросс-культурных различий, существующих в повседневной жизни.

М. Беннетт первым разработал модели, идентифицирующие основные компонен­ты межкультурной компетенции[100]. Он рассматривает межкультурную компетенцию как конгломерат специфических поведенческих реак­ций и называет свою модель развития моделью межкультурной сенситивности. Беннетт опреде­ляет межкультурную сенситивность как кон­струкцию реальности, все более способную примирять культурные различия, которые составляют развитие. Он рассматривает межкультурную сенситивность относительно кон­тинуума развития этноцентризма и этнорелятивизма. Этот континуум простирается от полного отрицания культурных различий до признания и одобрения этих различий, а также способности сохранять свое «Я» на грани этих различий, сливаясь с независимыми культурными реальностями и отделяясь от них, когда это необходимо.

Стадии межкультурной сенситивности. Модель Беннетта предлагает шесть стадий меж­культурной сенситивности. Первые три описывают этноцентрические стадии развития, вторые три - стадии этнорелятивистского развития.

1. Отрицание. Наиболее примитивная этно­центрическая стадия начинается с отрицания того, что культурные различия вообще существуют. Люди на этой стадии могут быть физически или психологически изолированы от других культур­ных групп или же могут воздвигать физические или социальные барьеры, чтобы дистанцировать­ся от подобных различий.

2. Защита. Вторая стадия этноцентризма пред­полагает признание человеком того, что культур­ные различия существуют. Но человек предохраняет себя от них, поскольку различия воспринимаются как угрожающие «Я». Многие люди на этой стадии за­щищают себя от культурных различий, очерняя других и придерживаясь уничижительных устано­вок по отношению к ним. Родственный процесс предполагает оценку собственной культурной группы как превосходящей другие. Интересно от­метить, что некоторые люди предпочитают защи­щаться от культурных различий, меняя направлен­ность двух этих процессов - очерняя собственную культурную группу и оценивая другие как превосходящие.

3. Преуменьшение. Третья стадия этноцентриз­ма включает в себя признание того, что культур­ные различия существуют. Но одновременно пре­уменьшается степень их влияния на собственную жизнь или их значимости для нее. Одним из способов, каким человек на этой стадии прибегает к пре­уменьшению, является «универсализация» куль­турных различий - «Все люди одинаковы, поэтому зачем мне беспокоить­ся по поводу различий?».

4. Приятие. На этой первой стадии этнорелятивистского развития культурные различия не только признаются, но и вызывают уважение. Ува­жение проявляется на двух уровнях: сначала на уровне различных поведенческих манифестаций культурных различий, а затем на уровне культур­ных ценностей, которых придерживаются предста­вители разных культур.

5. Адаптация. На следующей стадии этнореля­тивистского развития индивиды приспосабливают­ся к культурным различиям, которые они теперь признают, и начинают приобретать новые навыки для того, чтобы установить отношения с предста­вителями других культур и общаться с ними. Один из этих навыков - эмпатия - способность ощущать эмоции и переживания другого человека, встав на его точку зрения. Когда мы устанавливаем контакты с людьми из других культур и адаптируемся к общению с ними, проявление эмпатии (в отличие от симпатии) означает, что мы не только понимаем ситуацию этих людей когнитивно, но можем ощу­щать ее так, как будто она значит для нас то же са­мое, что и для них. Второй навык относится к поня­тию плюрализма. Индивидуумы начинают пости­гать философию плюрализма (множественности) применительно к своему пониманию ценностей, идей и установок. Мысленно создается множество культурных контекстов, которые содержат их по­нятия о множественности и различиях. Плюрализм в этом смысле тесно связан с терминами бикультурность и многокультурность.

6. Интеграция. Последняя стадия этнорелятивизма предполагает включение плюрализма как философии в способность оценивать культурные различия с точки зре­ния контекста, в котором они проявляются. Раз­личия оцениваются на основании множественно­сти и контекста, а не с какой-то одиночной культурной позиции. Этот уровень интеграции может привести к конструктивной маргинальности, при которой индивиды могут мысленно жить внутри границ различных культурных систем, адекватно включаясь в эти культурные системы и выходя из них в соответствии с социальным кон­текстом.

Модель межкультурной сенситивности Беннетта уникальна, т. к. она идентифицирует не толь­ко стадии развития от этноцентристской до этнорелятивистской, но и специфические навыки, когни­тивные способности и эмоциональные процессы, свя­занные с каждой из этих стадий. Данная модель в определенной степени указывает направление рос­та и развития межкультурной сенситивности или межкультурной компетенции. Она наглядно демонстрирует конкретные навыки и атрибуты, которые необходимы для того, чтобы двигаться вдоль континуума развития, лежащего в основе модели.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1242 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...