Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В 60 е годы ХХ столетия психологи Пол Экман и Уоллис Фризен и независимо от них Кэрролл Изард провели ряд методологически корректных исследований по изучению универсальности / специфичности выражения эмоций.
На первом этапе экспериментов, проводимых совместно с Томкинсом в индустриальных странах, Экман и Фризен отобрали фотографии мимических выражений эмоций, которые, по их мнению, могли бы быть универсальными. Исследователи показали эти фотографии испытуемым в пяти различных странах (США, Аргентина, Бразилия, Чили и Япония) и попросили испытуемых определить каждое выражение. Ученые предполагали, что универсальные выражения, отображенные на фотографиях, будут названы одинаково, если же выражение является специфическим для культуры, у представителей разных стран возникнут разногласия.
Полученные результаты обнаружили очень высокий уровень сходства интерпретации шести эмоций - гнева, отвращения, страха, радости, печали и удивления - у представителей всех пяти стран. Изард провел подобное исследование в других странах и получил схожие результаты.
Проблема этих исследований заключалась в том, что культуры, охваченные экспериментом, были письменными, индустриальными и относительно современными. Поэтому, возможно, испытуемые усвоили, как интерпретировать выражения, отображенные на фотографиях. Наличие в этих культурах масс-медиа - телевидения, радио, прессы - еще более усиливало такую возможность. Кроме того, исследование критиковали за использование общих для изучаемых культур визуальных стимулов.
Чтобы ответить на эту критику, Экман, Соренсон и Фризен провели похожие эксперименты в двух бесписьменных племенах Новой Гвинеи. Учитывая особенности испытуемых, Экман и его коллеги были вынуждены несколько изменить условия эксперимента. Вместо использования эмоциональных концептов они разрешали испытуемым выбирать истории, которые бы лучше всего описывали выражения лица. Когда испытуемых с Новой Гвинеи просили идентифицировать эмоции, отображенные на фотографиях, исследователи получали результаты, очень близкие к результатам испытуемых из письменных индустриальных обществ. Таким образом, ответы папуасов с Новой Гвинеи, принадлежавших к бесписьменной культуре, дали второй источник доказательств в пользу универсальности.
Экман с коллегами пошли даже дальше. В своих экспериментах на островах Новой Гвинеи они просили разных испытуемых изобразить эмоции, которые те могут переживать. Фотографии этих выражений доставили в США и предъявили американским испытуемым, никто из которых ни разу не видел папуасов Новой Гвинеи. Их попросили обозначить эмоции, отображенные на фотографиях. Исследователи вновь получили результаты, очень близкие результатам первой серии экспериментов. Оценки эмоциональных выражений, запечатленные на фотографиях папуасов Новой Гвинеи, принадлежавших к бесписьменной культуре, стали третьим источником в пользу доказательства универсальности.
Спонтанность выражения универсальных эмоций. Все проведенные исследования строились на оценках выражения эмоций лица и предположениях ученых о том, что испытуемые одинаково оценят эмоции, отображенные на фотографиях, в том случае, если их выражения универсальны. Однако оставался все еще не разрешенным вопрос, действительно ли на лицах людей спонтанно появляются универсальные выражения переживаемых ими эмоций. Чтобы ответить на него, Экман и Фризен провели исследование в США и Японии. Они показывали испытуемым стимулы, вызывающие сильный стресс, и скрытой камерой снимали выражения их лиц, при этом участники экспериментов не подозревали о съемке.
Последующий анализ видеозаписи показал, что американцы и японцы в самом деле совершенно одинаково выражают эмоции на лице и эти выражения в точности соответствуют выражениям, признанным универсальными в аналитическом исследовании. Так что результаты спонтанных выражений стали четвертым источником доказательства оригинального ряда универсальных эмоций.
Хотя эти четыре серии экспериментов дают веские доказательства и их результаты традиционно входят в исследования по универсальности эмоций, такой базы недостаточно для прочной поддержки тезиса универсальности. Крупные исследования, включающие эксперименты с приматами и слепыми от рождения детьми, также поддерживают доводы в пользу универсальности. Исследования с приматами подтверждают тезис Дарвина об эволюционном базисе выражения эмоций на лице. Эксперименты со слепыми от рождения детьми показывают, что визуальное усвоение не служит причиной сходства выражений лиц в пределах одной культуры или в разных культурах. Вместе эти исследования создают прочную доказательную базу, убедительно показывая, что выражения эмоций на лице являются универсальными и биологически врожденными.
Если эти выводы верны, то они имеют далеко идущие последствия. Они позволяют предположить, что все люди рождаются со способностью выражать одинаковый набор эмоций одними и теми же способами. Более того, универсальность привносит сходства и в другие аспекты эмоций. Все люди имеют возможность переживать эти самые эмоции одним и тем же образом многие типологически схожие события и психологические ситуации вызывают одинаковые эмоции у всех людей в различных культурах. Короче говоря, исследователи предполагают, что все мы рождаемся со способностью переживать, выражать и воспринимать один и тот же основной ряд эмоций.
Разумеется, мы испытываем широкий спектр эмоций, которые гораздо разнообразней того ряда эмоций, которые признаются универсальными: любовь, ненависть, ревность, гордость и многие другие. Существование основных эмоций, однако, предполагает, что они в сочетании с нашим опытом, личным и социо-культурным окружением создают бесконечное количество цветов и оттенков и окрашивают наш эмоциональный мир. Как семь цветов калейдоскопа, существование основных эмоций предполагает, что культуры создают, формируют и расцвечивают нашу эмоциональную жизнь, при этом базовые эмоции становятся отправной точкой для формирования других эмоций.
В то же время существование базовых универсальных эмоций вовсе не означает, что культуры не могут отличаться одна от другой способами выражения, восприятия и переживания эмоций. В самом деле, многие исследования показывают, что культуры оказывают существенное влияние на все аспекты эмоций. Но универсальность эмоций предполагает, что основные эмоции обеспечивают культуры тем фундаментом, с которого может начинаться создание и формирование других эмоций. Это положение важно иметь в виду, когда мы будем рассматривать исследования о культурных различиях эмоций.
§ 6. 3. Культурные отличия выражения лица:
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 829 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!