Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. — М., 1987




КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

Византийская цивилизация — одна из виднейших внутренне целост­ных цивилизаций средневековья. Рождение ее явилось следствием рас­пада в 395 году Великой Римской империи на две половины: Восточную и Западную, разность исторических судеб которых — падение Западной Римской империи в 476 г. и тысячелетнее существование Византии (до 1453 г.), свидетельствует об успешном (в отличие от Запада) преодолении Византией кризиса античного общества.

Оригинальность и неповторимость Византийской цивилизации обу­словлена органичным синтезом в ее культуре трех компонентов: антич- но-эллинистических традиций общественной жизни и культуры, рим­ской государственности и права и христианства. Режим неограниченной монархии, соединившей римско-эллинистическую монархическую идею с христианством, и союз государства с христианской Церковью сформи­ровали идею Византии как «христианской империи», государства хри­стиан и для христиан, богоохраняемую и защищаемую исполнительницу божественных предначертаний и орудие спасения человечества, земную имитацию Небесного Царства.


Святая София Константинопольская (реконструкция) 498 I Культурология. Часть II

В истории мировой культуры Византии принадлежит огромная роль. Во-первых, она была прямой правопреемницей греко-римской античной
культуры, во-вторых, в культуре Византии был выполнен удивительный синтез восточных и западных духовных начал, в-третьих, она оказала значительное влияние на страны Южной (Италия, Испания) и Восточ­ной Европы (Сербия, Македония, Черногория, Болгария, Румыния, Рос­сия, Украина и др.) и Кавказа (Армения, Грузия), в-четвертых, несмотря на влияние множества народов на ее культуру, сама Византия была уни­кальным культурным феноменом, своеобразие которого не стоит недо­оценивать.

В культурной истории Византии выделяют три основных перио­да: 1) Ранневизантийский период (IV-VII в.); 2) Период зрелости византийской культуры (VIII — нач. XIII вв.); 3) Поздневизантийский период (сер. XIII — 1453 г.).

Ранний период культуры Византии — это эпоха борьбы отжившей рабовладельческой цивилизации (в недрах которой уже зарождаются элементы феодализма) с новой христианской идеологией, которая была направлена не столько на разрушение античной культуры, сколько на придание классическому античному наследию богословского измерения, перетолковыванию его в свете идей христианской теологии. Главным духовно-политическим событием в истории культуры Византии этого времени стало «воцерковление империи», которое начало осуществляться в IV в. Именно тогда, епископом Кессарии Евсевием, была выдвинута став­шая для Византии принципиальной идея синтеза или «симфонии» свет­ской и духовной власти, как гаранта развития и государства и культуры. Символ империи — византийский император, выступал в роли не только главы государства христиан, но и всей христианской ойкумены (обжитого мира), а кроме того — защитником христианского населения и за ее пре­делами, во всем мире, что объясняет неразрывную связь византийской го­сударственной политики с церковной. Власть императора освящались бо­жественной санкцией, он считался * избранником Божиим», наместником Бога на земле, Его заместителем. Если Бог-Пантократор (Вседержитель) для византийцев представлялся главой небесного и земного порядка, то император-космократор (владыка мира) считался властителем в земных делах и, по совместительству — «епископом внешних дел Церкви», ее ак­тивным покровителем. В качестве такового, он имел право на устроение церковных дел наряду с прямым главой Церкви — Патриархом.

Ранний период истории Византии ознаменовался развитием иконопи­си и расцветом церковной литературы. Василий Великий, Афанасий Ве­ликий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Дионисий Ареопагит, Мак­сим Исповедник создают в эту эпоху богословские сочинения, ставшие на тысячелетия духовным базисом Православной Церкви. Вселенские цер­ковные соборы, которые начинают проводиться в Византии с 325 года, становятся главными культурно-политическими событиями византий­ской жизни.

Блестящие культурные достижения ранней Византии связаны с так называемым «золотым веком» Юстиниана, византийского императора, который правил с 527 по 565 года. Ко времени Юстиниана относится окон­чательное оформление римских правовых традиций («Кодекс Юстиниа­на»), попытка унификации религиозных течений в христианстве, при­дание Византии ее классического внешнего облика (строительство храма Святой Софии, дворцов в Константинополе на берегу Босфора, расшире­ние и перестройка как столицы, так и провинциальных городов). Кроме того, Юстиниан предпринял попытку восстановления римской империи в ее старых границах. Он покорил Италию, занятую варварами, и более или менее успешно противостоял Ирану на восточных границах империи.

Второй период в истории культуры Византии начинается с двух потря­сений, заставивших эту'культуру стать более строгой и осознанной. Та­кими потрясеними были арабское нашествие VII века и иконоборческие споры 726-843 гг.

В начале своего тысячелетнего исторического пути Византия обладала огромной территорией. В ее состав входили Балканский полуостров, Ма­лая Азия, часть Месопотамии и Армении, Сирия, Палестина, Египет, а также острова в Средиземном и Черном морях. Территория эта была гус­тозаселенной и возделанной, на ней имелось много городов, процветала торговля, ремесла, через нее шли морские и сухопутные торговые пути из Европы на Ближний Восток, в Китай и Индию. Однако в середине VII века Сирия, Египет, Месопотамия, Армения и Северная Африка были отняты у Византии арабами, натиск которых на Малую Азию лишь с трудом удалось остановить. Потеря богатейших провинций тяжело сказалась на всех сторонах жизни Византии. Начался экономический кризис.

Кроме внешних потрясений, полтора века Византию сотрясали внут­ренние противоречия: византийские христиане часто очень жестоко спо­рили о том, можно или нет поклоняться иконам. На какое-то время побе­ду одержали уничтожавшие все древние антропоморфные изображения Бога иконоборцы, однако в 843 году иконопочитание было восстановлено и окончательно легитимировано Православной церковью.

Новый взлет культуры Византии приходится на 1Х-Х века, когда Ви­зантия становится феодальным государством, во время правления Маке­донской династии. Византия возвращает при македонских императорах себе большую часть отнятых у нее арабами территорий, дает отпор славя­нам (разгром Болгарии, крещение Руси), возрождает свои старые и стро­ит новые города, ставшие центрами развитых ремесел и торговли. В сфе­ре интеллектуальной жизни этой эпохи появляется активный интерес к позднеантичному наследию. Возрождается высшее светское образование.

С XI века при дворе возникает университет с юридическим и философским факультетами. Пишутся труды по военному делу («Тактика*, «Стратеги- кон»), сельскому хозяйству («Геопоника»). В архитектуре этого времени складывается новый тип храма — крестово-купольный, а иконопись обре­тает свой канон и детально разработанную символику образов.

В1204 году, несмотря на относительно стабильное экономическое поло­жение и отсутствие явной варварской или мусульманской угрозы, Визан­тия почти прекратила свое существование. Причиной тому стал четвертый крестовый поход западных рыцарей, который неожиданно закончился за­хватом Константинополя и насаждением на византийских территориях католичества. В Никее и Трапезунде сохранились очаги сопротивления захватчикам, и в 1261 году господству крестоносцев в Константинополе был положен конец, а империя восстановлена.

Последний период в истории культуры Византии ознаменовался новыми спорами на богословские темы (о природе Фаворского света Преображения Христа), за которыми, среди прочего, угадывался и вопрос о культурно- религиозной идентичности Византии. С одной стороны, в этих спорах учавствовали византийские гуманисты, доказывающие, что для Византии главное — это традиции античной учености и скорейшая уния с латинской церковью, с другой — были афонские монахи-исихасты, призывавшие признать свой мистический опыт созерцания Фаворского Света истинным и доказывающие, что византийская духовность й культура — прежде всего христианская по духу, а не латинская или античная. Результатом споров (названных «исихастскими») стала победа афонских монахов во главе с Григорием Паламой. Признав истинным опыт мистических созерцаний монахами-исихастами нетварного света Преображения, Византия предо­пределила свою дальнейшую судьбу: культура Византии, особенно икойо- пись, в XIII-XV столетиях пережила блестящий взлет (культурная вол­на религиозного подъема с исихастского Афона распространилась и на славянские страны, в том числе Россию, где появились Сергий Радонеж­ский и Андрей Рублев); однако в политическом плане Византия, отказав­шись от идеи церковной унии, предлагаемой Римом была обречена. 29 мая 1453 года Константинопаль пал под ударами турок, и Византия прекра­тила свое существование.

Евсевий Памфил (Кессарийский) (Eusebîos, ок. 260-339 гг.) — ранневизантийский христианский писатель, «отец церковной истории». Выл учеником мученика Памфила, хранителя библиотеки Оригена в Кессарии (Палестина). В 313 году стал епископом Кессарийским и был приближен ко двору императора Константина I (Великого). После крещения Константина Евсевий стал ближайшим советником императора по церковным вопросам, активно участвовал в работе Первого Вселенского Собора (хотя и имел явные симпатии к ереси арианства). Как богослов, Евсевий прославился своим оправданием

Имперской идеи (христианство распространилось на территории империи, среди ее подданых, и в этом был промысел Божий) и идеей «симфонии» светской и духовной властей (император, наместник Бога на земле, отвечающий за земное благополучие христианского государства, церковь — за духовное). Огромный авторитет в христианском мире Евсевию принесли его исторические сочинения «Церковная история» (описание событий церковной жизни от рождения Христа и до 324 года) и «Жизнь Константина» (биография императора Константина Великого).

Евсевий Памфил ЖИЗНЬ КОНСТАНТИНА

оо<хюо<>><><>о<>о<><ххи>х><х<><х><х>о^

Ключ к фрагменту: Евсевий описывает события, непосредственно предшество­вавшие решающей битве за римский трон между Константином и его против­ником Максенцием. Именно явление знамения креста и разговор во сне с Иисусом Христом (под знаменем с монограммой которого Константин победил в битве), послужили убедительным доводом для принятия Константином христианства в качестве государственной религии Римской империй

оооооо<ххх>о<>ооо<х>оо<>ооос>о<>оо<>о





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 719 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...