Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга II. (О подлинной философии и культуре)



(О подлинной философии и культуре)

ооооооооосюо^хкх>оооо<><>оо<>о<х><><>

Ключ к фрагменту: Пытаясь дать читателю своего сочинения точное представ­ление о том, чем является подлинная философия, Цицерон употребляет ставшее впоследствии знаменитым сравнение философского воспитания души с «культу­рой» — деятельностью земледельца, который занимается земледелием на своем поле. Философия — это и есть культивирование души, удаление всего того, что мешает ей гармонично развиваться, и бережное взращивание всего в ней лучше­го и благородного.

<хх>ооооосооо<х><х><><х<><х><><>о<хх>^ <...> IV. (11) <...> Много ли найдешь ты философов, которые так вели себя, таковы были бы нравом и жизнью, как того требует разум? Для которых их учение — закон их жизни, а не только знания, выставляе­мые напоказ? Кто владеет собой и подчиняется собственным решениям? (12) Иных можно видеть такими легкомысленно-хвастливыми, что лучше бы им было совсем не учиться: иные — рабы денег, многие — славы, а еще

больше того — похотей; и с таким их поведением удивительно расходятся их речи, а это мне кажется позорнее всего. Если человек, называющийся грамматиком, допустит в речи варварский оборот или, слывущий музы­кантом, станет петь не в лад, — это будет тем позорнее, что ошибка будет как раз в том, что они должны лучше всего знать; точно так же и фило­соф, погрешающий в жизни, поступает тем позорнее, что ошибка его — в том самом деле, которому он берется обучать, и что, обучая науке жить, он живет, забывая эту науку.

V. — А ты не боишься, что если это так, то вся краса твоей философии оказывается ложной? Если иные хорошие философы живут недостой­ным образом, — не лучшее ли это докозательство, что философия беспо­лезна?

(13) — Это вовсе ничего не доказывает: ведь и поля не все плодоносны, хоть и возделываются, так что не прав был Акций в своих стихах:

Ведь и дурной земле зерно хорошее

Даст всход своей природной силой всхожести, —

как поля, так не все плодоносны и души. А чтобы продолжить сравнение, добавлю: как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души — это и есть философия (Cultura autem animi philosophia est): она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к при­ятию посева и вверяет ей — сеет, так сказать — только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай. <...> (С. 251-252)





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 224 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...