Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
<Х>00000000<Х>СЮ<>СК>0<><Х>0<>000<>0<>0
Ключ к фрагменту: Для культуры страшна не техника сама по себе, а «технократизм» в отношениях между людьми. Человек должен стать выше техники и тем победить «технократизм» — это основная задача третьего тысячелетия.
оооооооооооооооооооооооооооооо
<...> Спасение духовной культуры от угрозы ее замещения техногенными эрзацами связано с «силой тяги» к ее животворным источникам. В этой тяге — залог самовосстанавления культуры; а встречные, исходящие из культурного пространства импульсы способны возвратить современному человека ускользающий смысл бытия. Но обращение к культуре само является поступком, определенным духовным усилием; и здесь выявляется главная опасность технокультуры. Она в распространении апатии, пассивизации человека. Отметим, что понятие «технокультуры»
не тождественно понятию технической (производственной) культуры; последняя невозможна без развития гуманитарной составляющей в деятельности инженера. Задачей философии техники становится разрушение современных дегуманизирующих мифов и возвращение веры в то, что человек не есть ни часть среди частей, ни вещь среди вещей, ни объект среди объектов (Г.С. Батищев).
Уходящий век стал веком сбывшихся утопий, заострив до предела проблему соотношения техники и власти. В эпоху господства автоматизированных систем, управляемых ЭВМ, нарастает стремление выстраивать отношения между людьми по аппаратным, «клавишно-кнопочным» стандартам. Другой человек предстает как подлежащий управлению прибор, и многочисленные методики в области социального менеджмента явно или неявно используют восходящий к Сен-Симону базисный принцип технократизма — «отношения между людьми должны быть выстроены по образцу отношений между вещами».
Термин «технократизм» обычно связывается с идеями американского философа Т. Веблена, резко противопоставившего финансистов людям, вовлеченным в промышленный труд, и призывавшего к своеобразной «революции менеджеров». Однако уже раньше звучали голоса, требовавшие расширить степень участия технической элиты в процессе принятия политических решений. К примеру, в 1895 г. на заседании Союза американских инженеров его руководитель Дж. Моррисон провозгласил: «Мы, инженеры, жрецы новой эпохи — эпохи без суеверий». Но эти слова вполне можно истолковать в ключе отказа от нормативных требований (этических «предрассудков»), и в таком случае не будет ошибкой констатация «технократического синдрома». Его сущность — в сужении поведения человека рамками целеориентированного способа существования («целе- рационального действия» по М. Веберу). Технократизм элиминирует ду- ховно-нравственную составляющую человеческой жизни; можно сказать, что в нем достигла апогея тенденция, изначально свойственная технической цивилизации. Она отводит подчиненную роль ценностям, и даже такие понятия, как равенство и свобода нередко рассматриваются в качестве регуляторов, позволяющих оптимизировать процесс перераспределения рабочей силы.
Сегодня технократизм предстает как безлюбовное, безжалостное отношение к природному и человеческому окружению, как явление, во многом родственное тоталитаризму (т. е. обществу, в котором осуществляется контроль не только над поведением его членов, но и над их сознанием). Призраком, питающимся кровью живых, называл такое общество К. Ясперс. Их роднит принцип холизма — предпочтения целого в ущерб части, находящий выражение как в инженерной практике, так и в представлениях о «колесиках и винтиках единого социал-демократического механизма». И лишь распознав эту опасность и предотвратив ее, можно надеяться на то, что «новое рабство» не станет неожиданным финалом величественной эпопеи, начавшейся в годы Просвещения. О негативных последствиях массированной и тотальной технизации жизни много размышляли филосо- фы-экзистенциалисты. Можно выделить две сформировавшихся в рамках этого направления традиции — антропологическую и онтологическую.
Первая рассматривает технику как «вбрасывание» человеком своего содержания в мир. Ее ярким представителем был X. Ортега-и-Гассет, полагавший, что «человек — это животное, которому нужно только избыточное», и что именно через технику человек вмещает свое сверхмировое бытие в мир. Концепция М. Хайдеггера обозначает иную зависимость: через технику в человеческую жизнь проникают, «просачиваются» действующие в мироздании силы. В его трудах своеобразно преломляются мысли Шпенглера о том, что техника есть «нечто невыразимо всеобщее». Обе тенденции сходятся в стремлении понять технику в рамках фундаментального философского отношения «человек и мир».
Согласно Хайдеггеру, техника может заместить собой «забытое бытие» и стать судьбой забывшего истину человека. Следует ожидать изменения самой сущности человека: так, «думание» уступит место чему-то схожему с кибернетикой. Это перерождение уже началось (в связи с чем философ говорит о конце «века метафизики»), оно незаметно входит в нашу жизнь и ощущается как тяготящая зависимость от «предпоставленной» системы правил обитания в мире искаженной, неподлинной реальности. «Между тем на самом деле с самим собой, то есть со своей сущностью, человек сегодня нигде уже не встречается». Предотвратить это сползание к пропасти возможно, по Хайдеггеру, лишь путем возвращения некогда присущей людям «открытости бытию». Человек должен стать глубже техники; это возможно посредством осмысления техники через другие сферы обнаружения бытия — в первую очередь, религию и искусство. (С. 75-77)
Источник: Козырев Д.Н. Философия техники в современной культуре// Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. — СПб., 2000. — С.66-77.
Вопросы для самопроверки:
1. Какое влияние на развитие современной цивилизации оказывают наука и техника?
2. Какие положительные и какие отрицательные стороны несет с собой научно- технический прогресс?
3. Что американский историк науки Т. Кун называет «научной революцией»?
4. Каков характер взаимодействия человека и техники сегодня?
5. Чего стоит, а чего не стоит бояться человеку в связи с развитием техники?
Дополнительная литература по теме:
Бердяев H.A. Смысл истории. — М., 1990.
Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление// Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М., 1988. Гайденко П.П. Эволюция понятий науки. — М., 1980. Новая технократическая волна на Западе. — М„ J986. Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки. — М., 1995. Поликарпов B.C. История науки и техники. — Ростов-на-Дону, 1999. Социальные проблемы современной техники. — М., 1986. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек. — М., 1989.
КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ
Месопотамия или ♦Междуречье» [от греч. «месос» (средний) И- «по- тамос» (река)] — древнегреческое название обширной территории в Западной Азии между двумя реками — Тигром и Евфратом (территория современного Ирака). На севере территория Месопотамии ограничивалась Армянскими горами, на Юге — Персидским заливом, на востоке — горными областями Ирана, на западе — сирийско-месопатамской степью.
Именно на территории Месопотамии в IV тысячелетии до н.э. возникла одна из древнейших человеческих цивилизаций, сыгравшая огромную роль в истории как культуры средиземноморско-ближневосточного региона, так и мировой культуры в целом.
Месопотамская цивилизация существовала почти три тысячи лет, однако она не была монолитным и исторически непрерывным культурным
образованием, подобным соседствующей с ней цивилизации Древнего Египта. Дело в том, что на плодородные земли Месопатамии постоянно претендовали все новые и новые завоеватели, которые захватывали эти земли, ассимилировались с местным населением (перенимая элементы его древней культуры), а потом, в свою очередь, были не в состоянии долго противостоять более сильным захватчикам. Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Персия, сменяя друг друга, осуществляли контроль над Междуречьем. Со временем, когда нашествия завоевателей и изменения в руслах Тигра и Евфрата сделали невозможным поддержание существующей тысячелетиями системы искусственного орошения полей Месопотамии, следы великой цивилизации оказались практически полностью сокрыты от людских глаз толщами наступавших из пустыни песков, и она на тысячелетие превратилась в легенду (о которой в Европе чаще всего вспоминали лишь тогда, когда читали в Библии рассказы о знаменитой Вавилонской башне). И только в XIX веке благодаря трудам путешественников и археологов ме- сопотамская цивилизация вновь стала не мифом, а реальностью.
Первым народом, который поселился в долине Тигра и Евфрата в конце IV тыс. до н.э., были шумеры, о происхождении которых мы даже сегодня практически ничего не знаем. Шумеры основали около двух десятков городов-государств на юге Месопотамии (Ур, Урук, Лагаш, Ниппур и др.); наладили ирригационное земледелие (орошение полей через сеть отводных каналов); создали из обожженных на солнце глиняных кирпичей монументальные дворцовые и храмовые постройки (зиккураты, ставшие прообразом библейской Вавилонской башни); изобрели письменность (клинопись); достигли высокого уровня в скульптуре, искусстве мелкой пластики, юведирном деле. Именно в шумерские времена возник сперва культ божеств плодородия, а затем традиционный для Месопотамии культ богов—покровителей городов (городу Уру покровительствовал бог Ан и его дочка Инанна, городу Ниппуру — бог Энлиль и т. д.). Глава шумерского собрания богов — Ану («Отец богов») считался творцом неба и судьей богов, его сыном был бог грозы Энлиль, а «владыкой земли и вод» был брат Энлиля — Энки. Богам, которые олицетворяли силы природы, но при этом имели явные антропоморфные черты, приписывалось создание мира и человека, изобретение и дарование человеку мотыги, плуга, формы для кирпича, ясивотноводства и т. д. Характерным элементом шумерской религии был обряд «анкита» — совершаемый в финальной части справлявшегося ежегодно весной праздника «восстановления плодородия земли», священный брак между правителем города-государства (олицетворявшим бога плодородия) и главной жрицей (олицетворявшей его супругу). Считалось, что именно этот священный брак, гарантирует обильный урожай на полях, приращение в семьях и общее благосостояние города-государства.
Уже в шумерские времена были созданы и записаны эпические поэмы, действующими лицами которых были как боги, так и герои, порой, бросающие вызов богам (ранние версии «Эпоса о Гилъгамеше*, главным героем которых был царь Урука Гильгамеш — сын простого смертного и богини Нинсун). Во второй половине III тыс. до н.э. враждовавшие между собой города шумеров были покорены их северными соседями — восточно-семитским народом аккадцев, названных так по имени их главного города — Аккада. Образовалось единое шумеро-аккадское царство, столицей которого со временем стал аккадский город Вавилон (название города происходит от «Баб-или» — «врата бога»). После возвышения Вавилона всю территорию Месопотамии стали называть Вавилонией.
Объединенное шумеро-аккадское государство Вавилония унаследовало все культурные достижения шумеров и дополнило их своими. В частности, получила дальнейшее развитие архитектура, было централизовано управление и кодифицированы законы страны (знаменитые законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг.)), велись астрономические наблюдения и виртуозные математические вычисления, были записаны как Старошумерские, так и вавилонские мифы и сказания (Поэма «Энума элишь — «Когда в небе...», повествующая о том, как Мардук (бог-покровитель Вавилона) занял в пантеоне Месопотамии место главы старых шумерских богов).
В VIII в до н.э. Вавилония была завоевана ее соседями — ассирийцами. Они заимствовали практически все черты культуры и религии Вавилонии, но внесли в нее и свой характерный элемент: в Ассирии необычайное развитие получил культ царской власти, воплощением которой стали грандиозные дворцовые комплексы, построенные царями Ассирии в Ашшуре, Дур-Шурукине и столице страны Ниневии. Дворцы были украшены колоссальными статуями крылатых быков с человеческими головами (т.н. «шеду» — духи-охранители), многочисленными рельефами с изображениями царской охоты и воинских побед и т. д. Уникальным памятником ассирийской эпохи является также найденная в 1849 году английским путешественником Генри Лейярдом (нашедшим руины Ниневии) библиотека клинописных табличек, принадлежавшая царю Ассирии Ашшурбани- палу (VII в. до н.э.).
В 612 году до н.э. Ассирия, как и ее предшественники, была повержена завоевателями. В Месопотамии вновь восстановилась власть вавилонской династии, началась эпоха т.н. Нововавилонского царства. Царь Вавилонии Навуходоносор II превратил свою столицу в один из величайших городов древнего мира. Он отстроил великолепные дворцы, окружил город мощными крепостными стенами, возвел гигантский храм-зиккурат Этемёнанки (семиступенчатая башня высотой около 100 метров). Именно по указу Навуходоносора было создано и одно из семи чудес света — «висячие сады» Семирамиды — построенный царем для своей супруги
искусственный сад (ступенчатое сооружение, на ярусах которого была насыпана земля и посажены деревья, воду для полива которых специальные приспособления подавали из Евфрата).
В VI веке до н.э. на смену Нововавилонскому господству в Междуречье пришло персидское. Персы не нанесли непоправимого урона Вавилонии, с уважением стали относиться к древним богам Междуречья, довольствуясь данью, которую им выплачивали покоренные. Персидские правители переняли у своих новых подданных культуру царской власти и практику ее возвеличивания в искусстве, что нашло свое наиболее яркое воплощение в дворцовом комплексе персидской столицы Персеполя.
В 331 г до н.э. Персия и Вавилония были завоеваны Александром Македонским, началась эпоха взаимодействия восточной и западной культур. Но после смерти Александра, в условиях непрерывных войн и противоборства Ирана, Парфии и Рима, началось постепенное затухание политической и культурной жизни Междуречья, обезлюдивание ее городов, разрушение храмов, и уже к началу нашей эры великая восточная цивилизация прекратила свое существование.
«Эпос о Гильгамеше» («О всё видавшем») — одно из самых выдающихся и древнейших поэтических произведений древневосточной (шумеро-аккадской, позднее — вавилоно-ассирийской) литературы. В «Эпосе о Гильгамеше», изложенном в двенадцати песнях — «таблицах», рассказывается о приключениях легендарного основателя шумерского города Ура полубога Гильгамеша и его друга Энкиду, их походе на властителя гор Ливана монстра Хумбабу, смерти Энкиду, которого возненавидела отвергнутая Гильгамешем богиня Иштар, и странствии самого Гильгамеша в страну мертвых, к хозяйке богов Сидури и праотцу Утна- пишти (человеку, спасшемуся от Потопа, подобно библейскому Ною) за цветком бессмертия.
Сохранилось несколько версий этой большой эпической поэмы, из числа которых самая ранняя (не полная) версия дошла в записй первой четверти 2-го тыс. до н.э., а наиболее полная — приписываемая урукскому заклинателю Синликеуннинни, дошла в записях 7-6 вв. до н. э., входя в список материалов из знаменитой клинописной библиотеки Ашшурбанипала, царя Ассирии.
ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ ТАБЛИЦА 11
Гильгамеш |
ооо<х>ооо<хх>о<хх>оооо<х>о<>о<х><х>^ Ключ к фрагменту: Наибольший резонанс при публикации найденного в 1872 году текста «Эпоса о Гильгамеше» вызвала содержащаяся в таблице 11 история о всемирном потопе, во многих деталях напоминающая рассказ о таковом из библей
ской книги Бытия (Быт. 6-8). В этом фрагменте Утнапишти — единственный человек выживший после всемирного потопа, рассказывает Гилъгамешу историю своего спасения.
00<Х>0<Х>00000<Х><Х><>0<Х><Х>0<>000<>00
(8) <...> Утнапишти ему вещает, Гильгамешу
«Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово
И тайну богов тебе расскажу я.
Шуриппак, город, который ты знаешь,
Что лежит на бреге Евфрата, —
Этот город древен, близки к нему боги.
Богов великих потоп устроить склонило их сердце.
Совещались отец их Ану, Эллиль, герой, их советник,
Их гонец Нинурта, их мираб Эннуги.
Светлоокий Эа с ними вместе клялся,
Но хижине он их слово поведал:
«Хижина, хижина! Стенка, стенка!
Слушай, хижина! Стенка, запомни!
Шуриппакиец, сын Убар-Туту,
Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилье, заботься о жизни,
Богатство презри, спасай свою душу!
На свой корабль погрузи все живое.
Тот корабль, который ты построишь,
Очертаньем да будет четырехуголен,
Равны да будут ширина с длиною,
Как Океан, покрой его кровлей!»
Я понял и вещаю Эа, владыке:
«То слово, владыка, что ты мне молвил,
Почтить я должен, все так и исполню.
Что ж ответить мне граду — народу и старцам?»
Эа уста открыл и молвит,
Мне, рабу своему, он вещает:
«А ты такую им речь промолви:
«Я знаю, Эллиль меня ненавидит, -
Не буду я больше жить в вашем граде,
От почвы Эллиля стопы отвращу я.
Спущусь к Океану, к владыке Эа!
А над вами дождь прольет он обильно,
Тайну птиц узнаете, убежища рыбы,
На земле будет всюду богатая жатва,
Утром хлынет ливень, а ночью
Хлебный дождь вы узрите воочью».
Едва занялось сияние утра,
По зову моему весь край собрался,
Всех мужей я призвал на повинность -
Дома сносили, разрушали ограду.
Ребенок смолу таскает,
Сильный в корзинах снаряженье носит.
В пятеро суток заложил я кузов:
Треть десятины площадь, борт сто двадцать локтей высотою,
По сто двадцать локтей края его верха.
Заложил я обводы, чертеж начертил я:
Шесть в корабле положил я палуб,
На семь частей его разделивши ими;
Его дно разделил на девять отсеков,
Забил в него колки водяные,
Выбрал я руль, уложил снаряженье.
Три меры кира в печи расплавил;
Три меры смолы туда налил я,
Три меры носильщики натаскали елея:
Кроме меры елея, что пошла на промазку,
Две меры елея спрятал кормчий.
Для жителей града быков колол я,
Резал овец я ежедневно,
Соком ягод, маслом, сикерой, вином и красным и белым
Народ поил, как водой речною,
И они пировали, как в день новогодний.
Открыл я благовонья, умастил свои руки.
Был готов корабль в час захода Солнца.
Сдвигать его стали — он был тяжелым,
Подпирали кольями сверху и снизу,
Погрузился он в воду на две трети.
Нагрузил его всем, что имел я, Нагрузил его всем, что имел серебра я, Нагрузил его всем» что имел я злата, Нагрузил его всем, что имел живой я твари, Поднял на корабль всю семью и род мой, Скот степной и зверье, всех мастеров я поднял. Время назначил мне Шамаш: «Утром хлынет ливень, а ночью Хлебный дождь ты узришь воочью,- Войди на корабль, засмоли его двери». Настало назначенное время:
Утром хлынул ливень, а ночью Хлебный дождь я увидел воочью. Я взглянул на лицо погоды — Страшно глядеть на погоду было. Я вошел на корабль, засмолил его двери — За смоление судна корабельщику Пузур-Амурри Чертог я отдал и его богатства.
Едва занялось сияние утра, С основанья небес встала черная туча. <...>
Что было светлым, — во тьму обратилось,
Вся земля раскололась, как чаша.
Первый день бушует Южный ветер,
Быстро налетел, затопляя горы,
Словно войною, настигая землю.
Не видит один другого,
И с небес не видать людей.
Боги потопа устрашились,
Поднялись, удалились на небо Ану,
Прижались, как псы, растянулись снаружи.
Иштар кричит, как в муках родов,
Госпожа богов, чей прекрасен голос:
«Пусть бы тот день обратился в глину,
Раз в совете богов я решила злое,
Как в совете богов я решила злое,
На гибель людей моих войну объявила?
Для того ли рожаю я сама человеков,
Чтоб, как рыбий народ, наполняли море!»
Ануннакийские боги с нею плачут,
Боги смирились, пребывают в плаче,
Теснятся друг к другу, пересохли их губы.
Ходит ветер шесть дней, семь ночей,
Потопом буря покрывает землю.
При наступлении дня седьмого
Буря с потопом войну прекратили,
Те, что сражались подобно войску.
Успокоилось море, утих ураган — потоп прекратился.
Я открыл отдушину — свет упал на лицо мне,
Я взглянул на море — тишь настала,
И все человечество стало глиной!
Плоской, как крыша, сделалась равнина.
Я пал на колени, сел и плачу,
По лицу моему побежали слезы.
Стал высматривать берег в открытом море —
В двенадцати поприщах поднялся остров.
У горы Ницир корабль остановился.
Гора Ницир корабль удержала, не дает качаться.
Один день, два дня гора Ницир держит корабль, не дает качаться.
Три дня, четыре дня гора Ницир держит корабль, не дает качаться.
Пять и шесть гора Ницир держит корабль, не дает качаться.
При наступлении дня седьмого
Вынес голубя и отпустил я;
Отправившись, голубь назад вернулся:
Места не нашел, прилетел обратно.
Вынес ласточку и отпустил я;
Отправившись, ласточка назад вернулась:
Места не нашла, прилетела обратно.
Вынес ворона и отпустил я;
Ворон же, отправившись, спад воды увидел,
Не вернулся; каркает, ест и гадит.
Я вышел, на четыре стороны принес я жертву,
На башне горы совершил воскуренье:
Семь и семь поставил курильниц,
В их чашки наломал я мирта, тростника и кедра.
Бога почуяли запах,
Боги почуяли добрый запах,
Боги, как мухи, собрались к приносящему жертву.
Как только прибыла богиня-матерь,
Подняла она большое ожерелье,
Что Ану изготовил ей на радость:
«О боги! У меня на шее лазурный камень -
Как его воистину я не забуду,
Так эти дни я воистину помню,
Во веки веков я их не забуду!
К жертве все боги пусть подходят,
Эллиль к этой жертве пусть не подходит,
Ибо он, не размыслив, потоп устроил
И моих человеков обрек истребленью!» <...> (С. 212-216)
Источник: «О все видавшем» со слов Син-Леке-Уннинни, заклинателя/ Пер. И. Дьяко- * нова // Поэзия и проза Древнего Востока. — М., 1973. — С. 166-219.
культура древнего египта
Египет — данное греками название второй, наряду с месопотамской, великой цивилизации Древнего Востока, географически расположенной на севере Африканского континента, по берегам верхнего течения реки Нил. Слово «Египет» произошло от греческого «Айгюптос», а то, в свою очередь, от египетского «Хет-Ка-Птах» («Владение души Птаха») — наименования Мемфиса, одной из столиц Египта. Сами египтяне называли свою страну «Та Кемет» («черная земля», в Отличие от окружающей пустыни, именуемой «красной землей»).
«Черная земля» отнюдь не случайно само название. Дело в том, что каждый год Нил, именуемый просто — «Река» («Хапи»), вовремя июльского разлива выходил из берегов и естественным образом; И орошал своими водами прилежащие к нему земли, покрывая их густым слоем плодородных водо- рослей и и л а (поэтому земля была ХеЦ
не красной, как в пустыне, а черной) и создавая условия для чрезвычайно эффективного земледелия. Египетская цивилизация возникла именно в тот момент, когда люди научились использо-;; вать разлив Нила в своих целях, добились высокого мастерства в отводе и сохранении вод разлившейся реки на своих полях, создав систему каналов и практикуя т.н. «заливное земледелие». Произошло это в первой половине IV тыс. до н.э., в эпоху медно-каменного века.
Культура Древнего Египта I 457 |
Для истории культуры Древ- —--- него Египта, охватывающей несколько тысячелетий, принято в
дёлом то деление, которое предложил еще в IV в. до н.э. египетский жрец- историк Манефон, упорядочивший в своей хронологической системе династии правителей Египта (фараонов) по трем эпохам: Древнего, Среднего и Нового царства. В современной классификации, периодизация Мене- фона была немного дополнена и выглядит сегодня следующим образом: 1) Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.); 2) Раннее царство (I и II династии, XXXI-XIX вв. до н.э.); 3) Древнее царство (III-VI династии, XXVIII-XXIII вв. до н.э.); 4) Среднее царство (IX-XII династии, XXI-XVIII вв. до н.э.); 5) Новое царство (XVIII-XX династии, XVI-XI вв. до н.э.); 6) Поздний период (XXI-XXXII династии, XI-IV вв. до ц.э.).
К додинастическому периоду относится время сложения в Египте племенных союзов (около 40), большинство из которых на своем участке Нила смогли организовать систему управления работами по использованию нильских вод для нужд земледелия. Эффективная работа стала возможной благодаря не только тому, что египтяне освоили уже на раннем этапе своей истории искусство точных расчетов и ирригации, но и жесткой дисциплине, дополненной социальным неравенством в обществе, где одни люди управляли другими. Уже в додинастический период оформляются и религиозные воззрения древних египтян, вырисовывается пантеон египетских богов, количество которых было немалым, поскольку в этот пантеон вошли боги многих племенных союзов. Боги зачастую представлялись египтянам как соединяющие в своем облике черты человека и животного (следствие тотемизма — поклонения священным животным, покровителям египетских племен). Так, бог умерших Анубис имеет голову шакала, покровитель мудрости и письма бог Тот увенчан головой павиана, а богиня войны Сохмет — льва. Высшим богом египетского пантеона был бог Солнца Ра (впоследствии — Амон-Ра).
Племенные союзы или «номы» какое-то время враждовали между собой, однако во второй половине IV тыс. до н.э. на территории Египта возникают первые крупные государственные образования, объединившие номы под властью единых правителей — царей Верхнего (на юге) и Нижнего (на север) Египта. В конце IV тыс. до н.э. царь Верхнего Египта Менее объединил страну, став основателем первой династии фараонов («фараон» от егип. «пар-аа» — «большой дом» — т. е. тот, кто живет во дворце).
Период Раннего царства ознаменовался ростом производительности сельского хозяйства Египта, развитием торговли с Средиземноморьем и Эфиопией, отстраиванием столицы Египта — Мемфиса и созданием роскошных'похоронных комплексов для царей, знати и жрецов. Именно в это время возникает также египетская иероглифическая письменность.
В период Древнего царства еще более расширяется пространство посевов и усовершенствуется обработка земли (мотыгу заменяет плуг). В результате успехов земледелия, торговли и завоевательных походов становится возможным строительство пирамид — грандиозных погребальных памятников, первый из которых был создан по указу фараона Джоссера из III династии (XVII ст. до н.э.) архитектором Имхотепом. Знаменитые пирамиды в Гизе строятся при фараонах следующей, IV династии, — пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина, а также 20-метровый сфинкс (лев с головой фараона Хефрена) становятся знаком достижения наивысшего могущества властителями Египта, которого их потомки уже более не смогли никогда превзойти. Перераспределение всех сил государства на строительство колоссальных погребальных памятников — пирамид, объясняется той системой религиозных ценностей и теми представления о мире, судьбе человека и роли в жизни каждого египтянина фараона, которые сложились в Египте в эпоху ранних династий царей. Специфической особенностью этих воззрений была твердая уверенность египтян в том, что смерть для человека — это не конец его существования, а переход к жизни в загробном мире, в царстве мертвых. Посмертное существование, однако, гарантировалось лишь тем, кто надлежащим образом сумел к нему подготовиться. Считалось, что основным условием, гарантирующим достойное посмертное существование покойному, является сохранение в не- ' прикосновенности его телесной оболочки в мире земном, для того чтобы его душа могла периодически возвращаться в этот мир из царства мертвых. По религиозным воззрениям египтян, человек имел даже не одну, а две души — «Ка» и «Ба». «Ка» мыслилась как духовный двойник человека, с которым он встречается после смерти, а душа «Ба» — это та часть умершего, которая после смерти покидала тело и отправлялась в странствие по загробному миру на суд богов.
Для того, чтобы добиться сохранности места для возвращения души «Ка» (то есть сохранности тела), мертвых бальзамировали, извлекая предварительно внутренности и сохраняя их в специальных сосудах — «кано- пах». Затем «канопы» вместе с телом помещались в захоронение. Родные покойного обязаны были обеспечить его всем необходимым, что могло понадобиться на том свете (у бедняков, конечно, запас «необходимых» вещей был очень ограничен, зато фараонов хоронили, снабдив всеми теми атрибутами власти, охраной, средствами передвижения, сокровищами, которыми они владели в земной жизни). Возле пирамид, в которых сохранялось тело фараона, строились специальные храмы и статуи правителя, которые наблюдали за правильностью совершения каждый год как реальных, так и символических жертвоприношений в честь умершего. Фараон, которого ечитали земным богом, в прямом смысле слова отвечал перед богами, сотворившими мир, за весь Египет. Именно фараон должен был каждый год совершать специальные обряды возрождения плодородия Нила, без которых, по мнению египтян, стране грозили голод и бедствия, и именно
фараон был заступником за живых в мире мертвых, поэтому и строительство огромных пирамид, и строительство статуй фараонов не выглядело в глазах населения Египта делом ненужным или расточительным.
Связанный с ежегодными разливами Нила циклический характер жизни египтян отражался в их размеренном, ориентированном на законы нерушимого вечного круга рождения, смерти и воскресения, строе жизни. Вера в то, что Египет живет не только для сего дня, но для вечности, получила свое воплощение и в египетском искусстве, которое на протяжении почти всей истории Древнего Египта было строго каноничным как сюжетно, так и стилистически. Канон (гр. «правило») регламентировал то, какие формы скульптурных изображений можно создавать (стоящая и сидящая статуи), как надо изображать фигуру человека на рельефах и в росписях (голова и ноги в профиль, торс развернут по направлению к зрителю), каков должен быть масштаб изображения фигур (фараон всегда изображался подчеркнуто выше ростом, чем его подданые). Сюжетами египетского искусства чаще всего служили сцены из жизни фараона и его придворных, различные процессии, обряды, сцены охоты, мифологические и религиозные сюжеты. В период Древнего царства появляются и первые литературные памятники на египетском языке (ранние редакции «Текстов пирамид» — сборника заклятий, молитв и заговоров, которые писались на стенах царских гробниц).
В эцоху Среднего царства в Египте осваивают бронзу, строят систему ирригационных каналов в районе Фаюмского оазиса, возводят храмы (в Карнаке) и гробницы, значительно меньшие по размерам, нежели те, что были созданы в эпоху Древнего царства. Территория Египта в это время расширяется до второго порога Нила, и египтяне получают контроль над Нубией, жителей которой они обращают в рабство. Ко времени эпохи Среднего царства относится расцвет египетской литературы как светского («Беседа жреца Анху со своим сердцем», «Рассказ египтянина Сенухета», «Песнь арфиста» и др.), так и религиозного характера (гимны богам, дополненные «Тексты пирамид», и др.). Некоторые изменения происходят и в религии Египта — особым почетом начинает пользоваться бог Осирис, убитый и воскресший бог возрождения и плодородия, с которым связаны египетские погребальные мистерии этого времени.
Среднее царство прекратило свое существование из-за внутренних усобиц и нашествия завоевателей-гиксосов, однако со временем власть вновь оказалась в руках египтян, и фиванский царь Яхмес стал первым фараоном Нового египетского царства.
В эпоху Нового царства Египет развивался очень динамично. Не в последнюю очередь этому способствовало значительное усовершенствовались орудий труда египтян, техники и использование ими в кузнечном производстве железа, наряду с медью и бронзой. Фараоны развивают торговлю, строят судоходный канал, который связывает Нил с Красным морем, занимаются активным храмовым строительством (заупокойный храм царицы Хатшепсут, храм Амона-Ра в Фивах, дворец Аменхотепа III на западном берегу Нила и его заупокойный храм, храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре). /
На время правления XVIII династии фараонов приходится также попытка «революции сверху» в религиозной сфере, которую предпринимает фараон Аменхотеп IV, стремясь укрепить царскую власть и ограничить влияние жрецов в государстве. Этот фараон-реформатор заменил культ Амона-Ра и всего множества сопутствующих ему богов на культ единого бога Солнца — Атона. Вблизи Карнака Эхнатон возвел первый храм Атону, в котором стояли колоссальные статуи фараона в облике Осириса. Позже он перенес столицу Египта из Фив в построенный им «с нуля» город Ахетатон («горизонт Атона») и даже поменял свое собственное имя, приказав официально именовать себя Эхнатоном (т. е. — «полезным Атону»). Искусство эпохи Эхнатона, названное искусстовом «Эль-Амарны» (по названию современного египетского города, который находится вблизи развалин Ахетатона), отличает нехарактерная для традиционного египетского искусства динамичность и живописность, наличие в нем многочисленных произведений, имеющих светский, а не религиозный характер.
Однако новый культ Атона так и не смог пережить своего создателя, и вскоре после смерти фараона-реформатора Египет вернулся к поклонению своим старым богам.
Время правления фараонов Нового царства Сета I и Рамзеса II ознаменовалось успехами в военных компаниях египтян, дальнейшим продолжением храмового строительства (пещерный храм Рамзеса в Абу-Симбе- ле) и развитием литературы («Книга мертвых», любовная лирика, сатира, исторические и мифологические сочинения).
В Поздний период истории культуры Древнего Египта происходит постепенный упадок государства, усиливаются внешние влияния на египетскую культуру со стороны ливийской, ассирийской, персидской и греческой культур. В 671 г. до н.э. Египет завоевывает Ассирия, в 525 г. до н.э. — Вавилон, а в 332 г. до н.э. — страна пирамид подчиняется Александру Македонскому, который коронуется в качестве царя и провозглашается сыном верховного бога Амона. С этой поры начинается процесс активного взаимодействия египетской и греческой культуры — постепенная эллинизация всего строя жизни египтян. После смерти Александра на территории Египта образуется эллинистическое государство Птолемеев, а уже в 30 г. до н.э. Египет становится владением римлян.
Фараон Эхнатон и его жена Нефертити совершают жертвоприношение богу Атону.
Гимн Богу Атону» — один из ярчайших памятников египетской литературы и культуры эпохи Нового царства времен религиозной реформы фараона Аменхотепа IV. По этой реформе в Египте отменялся политеизм и вводился официальный культ единого бога Солнца — Атона. В соответствии с египетскими традициями, гимн-восхваление божеству помещали среди тех документов, которые должны были помочь мертвому в его путешествии по загробному миру, свидетельствуя о его лояльности по отношению к единому богу. Приводимый ниже текст гимна Атону был найден в грабнице сановника по имени Эйе, бывшего при жизни советником фараона Аменхотепа (Эхнато- на). Время его написания датируется приблизительно 1364-1350 гг. до н.э.
[ГИМН БОГУ АТОНУ]
Ключ к фрагменту: В гимне богу Атону излагается официальная религиозная доктрина Древнего Египта времен «революции Эхнатона». В этой доктрине три основных тезиса: 1) Именно бог Солнца Атон и никто иной является единственным богом Египта; 2) Только доброй волей Атона существует весь земной мир; 3) Фараон Эхнатон и его жена Нефертити — избранные богом Атоном и благословленные на долгое царствование правители Египта. *
<ХХ><>0<>00000<>0<>0<^^
(1) Прославляем бога по имени его: «Жив бог Ра-Хорахти, ликующий на небосклоне, в имени его имя Шу, — он и есть Атон». Да живет он во веки веков* Атон живой и великий, Владыка всего, что обегает диск солнца, Владыка неба и Владыка земли, Владыка храма Атона в Ахетатоне и слава царя Верхнего и Нижнего Египта, живущего правдою, слава Владыки Обеих Земель Неферхепрура, единственного у Ра, сына Ра, живущего правдою, Владыки венцов Эхнатона, — да продлятся дни его жизни! — слава великой царицы, любимой царем, Владычицы Обеих Земель, Нефернефруитен Нефертити, — да живет она, да будет здрава и молода во веки веков!
Фараон Эхнатон и его жена Нефертити совершают жертвоприношение богу Атону |
(2) Говорит он Эйе: «Ты сияешь прекрасно на склоне неба, диск живой, начало жизни! Ты взошел на восточном склоне неба и всю землю нис- полнил своею красотою. Ты прекрасен, велик, светозарен! Ты высоко над всей землею! Лучи твои объемлют все страны, до пределов того, что создано тобою.
(3) Ты Ра, ты достигаешь пределов.
лучиЫтвПо°инГ^ТЬ ДаЛЬНИе 3вМЛИ Сьшу' любимому тобою. Ты далек, но западном склГне небГ ^ ЛЮДЬМИ ТВОе Движение. Ты заходишь на тью Спят люГиГЛ ~ И 3еМЛЯ В0 мраке' ^подобие застигнутого смер- гого, и похишено Т ' " Г°Л°ВЫ ИХ ПОКрыты' и не видит один глаз дру- ведают иВДство их, скрытое под изголовьем их, - а они не
своего логова-змеи ^Й во «Раке, ^
шГГнХ; погружается в молчание, ибо создавший все опус-
^оне ™ СВОеМ' °3аряется земля' когда ты восходишь на не-
посылГ; ™и своП'(ГГЛНеЧНЫЙ ДИСК* ™ *>*«мрак, щедро ноги. ТыЛр=; ЛИ просыпа^я, ликуя, и поднимаются на
(5) Руки ихпп1? ~ И °НИ°МЫвают тела «ой, и берут одежду свою, надо вс^ ае^ей „ ™ УТЫ К ^ °НИ пРосл**ляют тебя, когда ты сияешь ¿ РУДЯТСЯ °НИ'ВЫП0ЛНЯЯ»«и работы. Скот радуется на
= ~ И ТРаВЫ 3еЛеНеЮТ' вылетают из гнезд своих, и
крРыГГл^е7нГЮДУШУ' ®се животные прыгают на ногах своих, все
их с^Гсвоим С-» ЛЬЯХ СВОИХ ~ ^ ^ °ЖИВаЮТ' КОГДв °3аРИШЬ ™
ты сияешь Рыб» ^ ПЛЫВУТ На СеВер И На юг'все ПУ™ открыты, когда ют] в глХ мопГ /еКе РеЗВЯТСЯ пред ЛИКОМ тво™> лучи твои [проника- семя в мужчине 'т! СОЗИДаешь «^Ужину в раковине, ты сотворяешь
вае! диТ- и ^о нДа!ШЬ ^ СЫНУ 80 Чреве мате*>и его' ТЫ УСП°КвИ" (7\ ™Г плачет, - ты питаешь его.
выходивд^яизТчоевяРГТ ДЫХаНИе Т°Му' ЧТО ты сворил, в миг, когда
ты создает,!? Р М День своего Рождения, ты отверзаешь уста его.
лГеш тьТп^Г П°ТРебН° еМу-Когда птенеЦ в яйце и послышался гр-
Ты назначярт^ ®МУ дыхание сквозь скорлупу и даешь ему жизнь. пГдатьгоГв^Г»СР°К Ра3бИТЬ ЯЙЦ°' И вотвыходит он из яй«а, чтобы поки!№т° вад яйцо () ^^^ то®ою срок. И он идет на лапках своих, когда
мира людей,^г^дин'ственный°ГОЧИСЛ6ННО ТВ<>РИМОе ^ И "
ииюс^ГГо' ^ бЫЛ °ДИН -И СОТВОрил зеМЛЮП°
ступают ногами^птГ людьми' скотом и всеми животными, которые земные страны Сипи!лНИ31с<И ЛеТаЮТ на кР^«х своих вверху. Чуже- мест(Гего ^ы"оздаецГь вер"' каждому человеку отведено тобою
ждому отмерено вГГ ' ЧТ° ПОТребно им У каждого своя пища, и ка-
н^ожи и ^^;ЯиЖИЗНИего-^ Языки людей различаются меж собою,
в претсподне^и вывел его няЧИЛ ТЫ °ДНу стРанУ от другой. Ты создал Нил жизнь людей " 3вМЛЮ по Аланию своему, чтобы продлить
себя, о всеобший в! " ТОМУ КаК ДарОВал тЫ им ^изнь, сотворив их лля всеобщий Владыка, утомленный трудами своими, Владыка
Культура Древнего Египта I 463
земель, восходящий Ради них, диск солнца дневного, великий, почитаемый! Все чужеземные, далекие страны созданы тобою и живут милостью твоею, — ведь это ты даровал небесам их Нил, чтобы падал он наземь, —
(10) и вот на горах волны, подобные волнам морским, и они напоят поле каждого в местности его. Как прекрасны предначертания твои, владыка вечности! Нил на небе — для чужестранцев и для диких животных о четырех ногах, а Нил, выходящий из преисподней, — для Земли Возлюбленной. Лучи твои кормят все пашни: ты восходишь — и они живут и цветут. Ты установил ход времени, чтобы вновь и вновь рождалось сотворенное тобою, — установил
(11) зиму, чтобы охладить пашни свои, жару, чтобы [...] Ты создал далекое небо, чтобы восходить на нем, чтобы видеть все, сотворенное тобой. Ты единственный, ты восходишь в образе своем, Атон живой, сияющий и блестящий, далекий и близкий! Из себя, единого, творишь ты миллионы образов своих.
Города и селения, поля и дороги и Река созерцают тебя, каждое око устремлено к тебе, когда ты, диск дневного солнца,
(12) [.................. ]
Ты в сердце моем, и нет другого, познавшего тебя, кроме сына твоего Неферхепрура, единственного у Ра, ты даешь сыну своему постигнуть предначертания твои и мощь твою. Вся земля во власти твоей десницы, ибо ты создал людей; ты восходишь — и они живут, ты заходишь — и они умирают. Ты время их жизни, они живут в тебе. До самого захода твоего все глаза обращены к красоте твоей. Останавливаются все работы, когда заходишь ты на западе. Когда же восходишь, то велишь процветать [...] для царя. Спешат все ноги с тех пор, как ты основал земную твердь. Ты пробуждаешь всех ради сына твоего, исшедшего из плоти твоей, для царя Верхнего и Нижнего Египта, живущего правдою, Владыки Обеих Земель, Неферхепрура, единственного у Ра, сына Ра, живущего правдой, Владыки венцов Эхнатона, великого, — да продлятся дни его! — и ради великой царицы, любимой царем, Владычицы Обеих Земель Нефернефруитен Нефертити, — да живет она, да будет молода она во веки веков!».
Источник: Гимн богу Атону // Поэзия и проза Древнего Востока. — М., 1973. — С. 68-70.
Вопросы мя самопроверки:
1. Какое значение в становлении месопотамской и древнеегипетской цивилизаций сыграли реки, протекающие по территории, на которых возникли эти цивилизации?
2. Какие культурные достижения шумеров легли в основу месопотамской цивилизации?
3. Какими религиозными мотивами объясняется строительство египтянами гигантских пирамид?
4. Что представлял.собой египетский художественный канон?
5. В чем состояла суть религиозной реформы фараона Эхнатона?
Дополнительная литература по теме:
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 391 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!