Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Священное пространство и освящение мира



ооооо<х><х>осюо<хх>о<><><х><х><><х><х^

Ключ к фрагменту: Для религиозного человека из факта разделенного суще­ствования «священного» и «мирского» следует, среди прочего, и уверенность в неоднородности пространства, в котором он проживает свою жизнь. Центр этого пространства находится в точке, где происходит явление «священно­го». Там «центр мира» и присутствие тех сил, которые этот мир задумали и сотворили. Там царит порядок и гармония, спокойствие и осмысленность. Все остальное пространство считается неупорядоченым до тех пор, пока оно не «освящено».

<Х*Х>000<><><>0С<><>0<^^

Для религиозного человека пространство неоднородно: в нем много разрывов, разломов; одни части пространства качественно отличаются от других. «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход, П1, 5). Таким образом, есть пространства священные, т. е. «сильные», значимые, и есть другие пространства, неосвященные, в которых якобы нет ни структуры, ни содержания, одним словом, аморфные. Более того, для религиозного человека эта неоднородность пространства проявляется в опыте противо­поставления священного пространства, которое только и является реаль­ным, су ществует реально, всему остальному — бесформенной протяжен­ности, окружающей это священное пространство.

Оговоримся сразу, что религиозный опыт неоднородности пространст­ва является основополагающим, сравнимым с «сотворением Мира». Речь идет не о теоретических построениях, но о первичном религиозном опыте, предшествующем всякому размышлению о мире. Это — разрыв простран­ства, позволяющий сотворить мир, т. к. он обнаруживает «точку отсчета», центральную ось всякой последующей ориентации. Когда священное про­является в какой-либо иерофании, возникает не только разрыв однород­ности пространства, но обнаруживается некая абсолютная реальность, которая противопоставляется нереальности, всей огромной протяженно­сти окружающего мира. Проявление священного онтологически сотворя- ет мир. В однородном и бесконечном пространстве, где никакой ориентир невозможен, где нельзя сориентироваться, иерофания обнаруживает аб­солютную «точку отсчета», некий «Центр».

Отсюда видно, насколько обнаружение, а точнее, открытие священно­го пространства ценно для существования религиозного человека: ничто не может быть начато, предпринято без предварительной ориентации, а всякая ориентация предполагает наличие какой-то точки отсчета. Именно поэтому религиозный человек стремится расположиться в «Центре мира». Чтобы жить в Мире, необходимо его сотворить, но никакой мир не может родиться в хаосе, однородности и относительности мирского пространст­ва. Обнаружение или проекция точки отсчета — «Центра» — равносиль­но сотворению мира...

Напротив, в мирском восприятии пространство однородно и нейтраль­но. Никакой разрыв не обозначает качественных различий между частями его массы. Геометрическое пространство разрывается и разграничивается в тех или иных направлениях, но никакое качественное различие, ника­кая ориентация не происходит от его собственной структуры. Разумеется, не следует смешивать понятие геометрического пространства, однород­ного и нейтрального, с восприятием пространства мирского, противопос­тавленного восприятию священного пространства, которое единственно и интересует нас. <...> (С. 22-23) ооосоооооооооооооооооооооооооо Ключ к фрагменту: Образцовым местом, отмеченным явлениями «священного», являются храмы. Они олицетворяют собой образ мира, задуманный богами. Хра­мы по определению выведены из пространства «мирского», они служат «ворота­ми» для распространения «священного» в мире.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 295 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...