Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ключ к фрагменту: Игра предполагает победу над «обыденным» временем: она таинственна, в ее власти вторгаться в самые различные области культуры



<х»ооо<ххх><х><хх><х><><х><х>о<>ос><>оооо

Исключительность и обособленность игры проявляются самым харак­терным образом в таинственности, которой игра любит себя окружать. Уже маленькие дети повышают заманчивость своих игр, делая из них ♦секрет». Это игра для нас, а не для других. Что делают эти другие за пределами нашей игры, нас временно не интересует. Внутри сферы игры законы и обычаи мира повседневности силы не имеют. Мы существуем и делаем «по-другому». Эта временная отмена «обыденной» жизни нам близко знакома уже по детским впечатлениям. Столь же отчетливо про­сматривается она и в больших укорененных в культе играх первобытных народов. Во время большого праздника инициации, когда юношей при­нимают в ряды воинов, от действия обычных законов и правил освобож­даются не только сами принимаемые. Во всем племени замирают распри, откладываются акты кровной мести. Многочисленные свидетельства та^ кого временного перерыва повседневной жизни общества в период боль­ших и священных игр встречаются и на более продвинутых стадиях куль­туры. <...>(С. 23-24)

ооооооооооооооооососккххюооооо

Ключ к фрагменту: Важнейшая задача игры — поддержание в гармонии всего ми- розданияХакральные практики и религиозный культ содержат в себе игровой мо­мент презентации некоего важнейшего события и повторение этого события. Религия и игра спасают мир от хаоса.

оосюооооооооооос*^^

<...> По древнекитайскому учению танец и музыка имеют целью дер­жать мир в колее и покорять природу на благо людей. От состязаний во время календарных праздников, посвященных смене времен года, зависит удача всего года. Бели сход не состоялся, то не будет урожая.

Священнодействие есть dromenon, то есть то, что «совершается». То, что представлено, есть drama, действие, независимо от того, совершается оно в форме сценической или состязательной. Действие изображает некое космическое событие, и не только как репрезентация его, но и как отожде­ствление. Оно повторяет, излагает космическое событие. Культ реализу­ет эффект, образно воплощенный в действии. Функцией его является не простое подражание — он должен воссоздать часть действия или быть его

частью. Это есть heipmg the action out (содействие происходящему для его завершения).

Историка культуры не интересует вопрос, как воспринимает психоло­гия духовный процесс, выражаемый этими явлениями. Психология, ско­рее всего, спишет инспирировавшую эти представления потребность на счет identification compensatrice (компенсирующего отождествления) или «репрезентативного действия ввиду невозможности выполнить настоящее действие, направленное на определенную цель». Для науки о культуре важно понять, что именно означают эти образные воплощения в сознании народов, которое они формируют и поддерживают на высокой ступени.

Мы подходим здесь к основам науки о религии, к проблеме сущности культа, ритуала и мистерии. Вся древнеиндийская ведийская традиция жертвоприношений опирается на идею, что культовое действие, будь то жертвоприношение, состязание или представление, понуждает богов до­пустить желательное космическое событие, если оно представлено в ри­туале...

Культ, таким образом, есть изображение, предъявление, драматиче­ское представление, воплощение в образах, замещающее претворение. Во время священных праздников, возобновляемых со сменой времен года, об­щество знаменует большие события в жизни природы в священных дей­ствах. Люди представляют смену времен года, изображая восход и заход созвездий, рост и созревание плодов и злаков, рождение, жизнь и смерть человека и животного. По выражению Лео Фробениуса, человечество ра­зыгрывает порядок вещей в природе, как оно этот порядок воспринима­ет. По мнению Фробениуса, в стародавние времена сознание человечества сначала усвоило явления растительного и животного мира, а затем выра­ботало и понятие порядка времени и пространства, чередования месяцев и времен года, круговорота солнца. Затем оно разыгрывает весь порядок бытия в священной игре. И в этой игре, и через игру воплощает оно сыз­нова все усвоенные события, помогая тем самым поддержанию мирового порядка. <...> (С. 26-27)

Источник: Хейзинга Й. Homo Ludens. — M., 1992.

Эйген Финк (Eugene Fink, 1905-1975 гг.) — немецкий философ- феноменолог, один из классиков философской антропологии. Являясь учеником и сотрудником Э. Гуссерля (1928-1936 гг.), отца-основателя феноменологии, Э. Финк творчески переосмыслил многие идеи своего учителя. В частности, именно Э. Финк предложил тезис, гласящий что феноменологическая редукция может трактоваться как «удивление» сознания перед лицом мира. Как феноменолог, Финк полемизировал с еще одним учеником Гуссерля — М. Хайдеггером, развивая феноменологический проект в пику последнему, в направлении

Преодоления в анализе феномена человека холодного и безличностного онтологизма Хайдеггера. С 1939 г. Финк преподавал философию в Лувенском университете, с 1948 г. до выхода на пенсию был профессором Фрейбургского университета, являлся членом ре­дакционного комитета многотомного издания «Phenomenologica». В работе «Основные феномены человеческого бытия» Э. Финк в контексте полемики с М. Хайдеггером осуще­ствил феноменологические исследования игры, попытавшись осмыслить ее как бытийную характеристику целостного человеческого существа, наделенного, в отличие от животного, способностью фантазирования и воображения. Основные работы Э. Финка: «Феноменоло­гическая философия Эдмунда Гуссерля в свете современной критики» (1933), «Основные феномены человеческого бытия».

Эйген Финк





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 397 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...