Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экономика в зеркале философии



Оттолкнемся от базовых, исходных определений, нерасторжимо связанных между собой, — экономики и философии. Аристотель понимал экономику искусством ведения домашнего хозяйства. Однако здесь встают вопросы. Экономика и хозяйство — это одно и то же или разные понятия и явления? Экономика — это эмпирика, своеобразная техника выживания людей? Или определенное состояние человека, его духа? В самом первом приближении, общем и образном виде взаимосвязь философии и экономики можно выразить извечным стремлением человека «небом культуры» высветить земной мир хозяйственной практики. Философия хозяйства рождается там и тогда, где и когда человек как бы приподнимается над повседневной суетой сует, над миром постоянных забот о хлебе насущном, источниках и средствах своего существования. А предметом философско-экономических размышлений становятся проблемы смысла, цели и назначения хозяйства, поиск и обоснование предельных, а6солютных, универсальных оснований и причин основополагающих экономических явлений, стремление к целостности, полноте и совершенству внешнего мира хозяйства и внутреннего духовно-нравственного мира самого хозяйствующего человека. В известном смысле и прямом назначении философия в отличие от других наук наиболее близка человеку. В центре ее внимания находится сам человек с его неистребимой потребностью духовного восхождения и постижения совершенного. Совершенство вдохновляло великих мыслителей. Юность бывает особенно одержима жаждой пытливой мысли, стремлением заглянуть за недосягаемый горизонт, понять самих себя, глубины внутреннего мира в своем сознании и самосознании. И, конечно же, люди вдохновляются мечтами о великом и светлом будущем, утопающем в лучах разума и свободы, счастья и любви. Вот уже почти две тысячи лет звучит бессмертный призыв Христа - Спасителя: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный!» Совершенство выступает абсолютной категорией духа и жизни. Оно же и познается совершенным чувством — любовью.

При всей значимости и специфичности той или иной стороны жизнедеятельности человека (будь то экономическая, политическая, социальная, семейно-бытовая, художественно-эстетическая или познавательная) следует со всей определенностью подчеркнуть целостность человека. Человек живет целостной материальной, духовной, идеально-реальной, внутренне противоречивой, практической и непрерывной жизнью. Человек формируется, становится, развивается и функционирует не по частям и отсекам, не фрагментарно, а целостно. Даже обыкновенный сосуд не наполнишь водой, если рассохлись клинья, сбился обод, появилась щель. Трудно представить сознание человека, разбитое, как треснувшее зеркало, разделенное перегородками на отдельные, не связанные друг с другом участки. Экономическое сознание в виде отдельных идей и представлений, переживаний, чувств и эмоций человека теснейшим образом связано и переплетено невидимыми нитями с нравственным, правовым, политическим и всеми другими формами сознания. Экономика находится под определяющим воздействием религии и культуры. Религия и культура имеет решающее значение в становлении способа и строя экономической жизни. Культура производства означает обработку, улучшение, совершенствование. Но в переносном, общем смысле культура есть воля и стремление человека к совершенству. Культура исходит из культа совершенства, совершенного начала. В культуре, в том числе материальной, экономической, хозяйственной — это произведения рук и разума человека, его труда и творчества. Это вполне конкретные, чувственно воспринимаемые образцы совершенства. Культура — явление внутренне органическое, захватывающее человеческую душу, в том числе и в хозяйственном устроении. Духовно-нравственная экономика немыслима без культуры.

Философию характеризует поиск и понимание предельных, конечных, абсолютных и универсальных оснований бытия мира и бытия самого человека. Философия как наука изучает общие принципы и законы развития природного, социального, хозяйственно-экономического и собственно человеческого мира. Ее волнуют способы и формы познавательно-теоретического и духовно-практического освоения мира. Она выражает универсальное отношение человека к миру, его познанию и освоению под определенным углом зрения — знания и понимания всеобщего. Философию справедливо считают своеобразной специализацией в области познания всеобщего. И философия живет проблемами смысла, устремленностью к истине (правде — в русском варианте), целостности и полноте понимания бытия мира и человека как единого, духовно-практического освоения мира в соответствии с потребностями, интересами и ценностями человека.

Уже в древности были замечены поразительные взаимосвязь и взаимозависимость всех предметов и явлений окружающего мира. Они предстают как результат и как процесс универсального взаимодействия, выражающего единство в многообразии взаимообусловленных друг другом различных предметов и явлений. Всеобщая связь явлений показывает, что мир не есть простое и хаотическое нагромождение неисчислимого множества явлений, в том числе и экономического порядка. В них можно обнаружить закономерности, внутренний строй, целесообразность, гармоничность, цикличность, кругооборот и т. д. Конечно, можно выразиться и более осторожно. В мире наблюдаются моменты сходства, повторяемости. Имеет место рациональность и порядок, узнаваемость. Однако в поле нашего внимания находится только часть (и, скорее всего, мельчайшая) мира, доступная достигнутому уровню познания и практики. Философию, как и современную экономическую науку, отличает многообразие исторических типов, направлений и форм мировоззренческой ориентации. И все же попытаемся вычленить и подчеркнуть то общее, что сближает и роднит мыслителей различных, порой противоположных философских ориентаций (материализм и идеализм) в их понимании предмета и назначения философии. В экономике тоже формируется и развивается течение (mainstream), ядро которого составляет неоклассический синтез разных экономических подходов к изучению хозяйства и выработке экономической политики. Предметом философии выступает мир в целом, в том числе и хозяйственный мир человека, в его ценностном, смысловом и целостном постижении. Философию можно определить как науку о наиболее общих законах бытия (природы, общества, человека) и мышления. И это отличает философию от конкретных, специальных и частных наук гуманитарного и естественно-научного профиля. Они имеют своим предметом исследования отдельные, хотя и весьма обширные сферы или фрагменты бытия (допустим, математика или экономика). Философия является особой формой духовной деятельности человека. Это специфическая форма общественного сознания и особый способ духовного, духовно-практического освоения мира. Философия направлена на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих и смысложизненных вопросов, связанных с выработкой целостности взгляда на мир, место и роль человека в мире. Взаимоотношения человека и мира, человек в мире и мир самого человека составляют проблемное поле философии. Человек причастен к жизни целого, являясь неотъемлемой его частью. Но и мир (целое) как бы присутствует, воплощается в каждом человеке.

Русская философия является органичной частью целостного процесса всемирной истории философии. Основные проблемы мировой философии, те вековечные вопросы, которые в ней ставятся, являются проблемным полем и русской философии. Но актуализация, расширение и углубление проблемного поля, ценностные аспекты, подходы, способы и формы их постановки, постижения, освоения и осмысления глубоко национальны. Иначе и быть не может. Основная направленность философии состоит в постижении наиболее общих, а вернее, всеобщих, универсальных оснований и отношений бытия. Это означает стремление к целостному и системному миропониманию, к выработке целостно всеохватывающего взгляда на мир (природу, общество, человека, мышление), к формированию способности соотнести каждую частицу или фрагмент бытия с целым. Для русской философии и, шире, всей русской культуры характерна ориентированность на со - бытие, на вольное единство и принятие бытия как со - бытия. Основополагающие вопросы экономики затрагивают мировоззренческие, методологические и жизненно-практические проблемы: соотношение экономического бытия и экономического сознания хозяйственного мира и мира хозяйствующего человека, объекта экономики и ее субъекта, идеального и реального в хозяйстве, «материи» экономической жизни и «духа» хозяйства.

По сути, речь идет об основном вопросе философии применительно в экономике, его преломлении сквозь призму основополагающих хозяйственно-экономических проявлений. Что является первичным, определяющим, а что вторичным и производным в диалектическом взаимодействии мира экономики как онтологической хозяйственной реальности и мира самого человека в целостности его духовной жизни, сознания, психики и субъектности.

Важнейшим принципом или второй стороной основного философского вопроса применительно к хозяйству является проблема познаваемости, истинности экономических явлений, в русском понимании — правды экономической жизни. Существует ли экономическая истина как нечто объективное, независимое от хозяйствующего субъекта или это познавательное экономическое постижение человека, его сознания, духа, веры, ощущений? Какова природа и каковы критерии истинности экономического познания?

При всем многообразии подходов и возможных вариантов ответов на поставленный философско-экономический вопрос в двух его важнейших аспектах — в истории и теории экономической мысли сложились два типологических инварианта.

Первый из них С. Н. Булгаков называл экономическим материализмом. Он характеризует его как наиболее радикальное и влиятельное направление, опирающееся на науку, в котором прямо декларирован примат материального, самой материи экономической и социальной жизни над ее духовной стороной. С. Н. Булгаков считал такой подход экономико-материалистическим обмороком, из которого надо выйти, преодолеть его. Материализм не может быть просто отвергнут и опровергнут. Он должен быть понят и истолкован не только в своих явных заблуждениях и слабых сторонах, но и в том вещном содержании, которое через него просвечивает, что он должен быть внутренне превзойден. [220]

Превзойти сведение высшего к низшему, смысла жизни к борьбе за кусок хлеба, духовного к материальному как раз и означает принять и воспринять иную, новую теорию соотношения хозяйства духовности. Отказаться от схемы, когда «сначала придумывается, что надо то-то и то-то сделать, так-то и так-то, а потом это проект деятельности якобы осуществляется». Для русского типа хозяйства присуща совершенно иная концептуальная ориентированность. Когда духовное преобладало, возвышалось над сугубо материальным, когда именно духовность была кодовым ключом для понимания содержания и характера всей хозяйственной деятельности крестьян в сельской общине, ремесленников в русской артели и т.д. Экономический, хозяйственный процесс происходил и происходит в данном случае не стихийно, а был духовно детерминирован.

Если материализм понимать только с позиций экономического детерминизма, видеть в экономике единственную силу общественного развития, сводить ее односторонне к производительным силам, а человека считать обезличенным и бездуховным элементом производительных сил, продуктом производственных отношений, то это действительно опасный социальный и духовный недуг. А если встать на позицию научного, диалектического и синергетического подхода, рассматривать все экономические явления во взаимосвязи, всесторонне, в процессе их изменения, движении, развитии, то вряд ли такая оценка окажется верной. Суть философского диалектико-материалистического подхода к экономике и общественной жизни наиболее ясно выразил Ф. Энгельс (1820–1895).

Материалистическое понимание истории означает, что производство, а вслед за производством обмен продуктов, составляет основу всякого общественного строя. В каждом обществе распределение продуктов, а вместе с ним и разделение общества на классы или сословия, определяется тем, что и как производится и как эти продукты производства обмениваются. Таким образом, конечные причины всех общественных изменений и политических переворотов надо искать не в головах людей, не в понимании ими вечных истин и справедливости, а в изменениях способа производства и обмена. Их надо искать не в философии, а в экономике соответствующей эпохи. Следовательно, заключает Ф. Энгельс, способы и средства разрешения возникающих проблем надо изобретать не из головы, а открывать их при помощи головы в изменившихся производственных отношениях, в наличных материальных факторах производства.[221]

Схематически из производственных отношений нельзя вывести и понять специфику и собственную активную роль всех остальных общественных явлений. За «корой» социальной и экономической материи имущественных, вещных, производственных отношений людей скрыты общественные отношения людей, духовно-нравственные в своей основе.

Высота или уровень нравственных оснований экономических или иных общественных отношений определяет их человечность, атмосферу единства или отчужденности, сотрудничества или вражды, дружбы или злобы, надежды или отчаяния. Именно духовно-нравственные основания хозяйствующей личности, взятые как в широком, так и в узком смысле, определяют человека как творца и хозяина своей жизни или делают невольником хозяйства, низводят до положения вещи, наделенной сознанием и волей.

Данное направление С. Н. Булгаков характеризовал как антиэкономический идеализм с акцентом идеального над реальным, приоритетом духовного над материальным, внутреннего и глубинного над внешним и видимым проявлением в процессе хозяйствования. Булгаков отводил духовному и идеальному началу роль бытийного (онтологического) и ценностного (аксиологического) первоначала в хозяйствовании. От подлинной духовности исходит истинность, системность и порядок, целесообразность и в целом понимание хозяйства как творческой деятельности человека.

Э. Дюркгейм в своей работе «О разделении общественного труда. Метод социологии» рассматривал экономические явления как вторичные, подчиненные процессу формирования социального и морального порядка: Моральные и религиозные факторы лежат в основе экономики. Они, как скрепы, цементируют данное сообщество солидарности. [222]

Видный представитель исторической школы в экономике В. Зомбарт ставил перед философией задачу отыскания духа хозяйственной эпохи. Дух хозяйственной эпохи, строй хозяйственного мышления определяют экономический порядок и формируют социальные устои общества на конкретной ступени хозяйственного развития. [223]

От Аристотеля и Декарта начинается и продолжается позиция дуализма, заключающаяся в преодолении односторонности материализма или идеализма. Она характерна и для философии таких крупных русских религиозных мыслителей, как Н. О. Лосский и С. Л. Франк, полагавших, что не должно быть абсолютного противопоставления идеального бытия и бытия материального.

Франк С.Л. говорил о производности идеального и реального бытия от абсолютного бытия.Он понимал под последним высшее, иррациональное религиозно-метафизическое первоначало. Абсолютное бытие выступает в качестве единства моментов вечности и становления. А идеальное и реальное бытие имеет значение лишь «двух соотносительных и односторонних выражений этого исконного всеединства».

Н. О. Лосский формулировал свое миропонимание как конкретный и органический идеал — реализм. Реальное бытие существует на основе идеального.Виды реального бытия различны. Это механические, физиологические и индивидуально-психические, социальные и другие процессы. Они различны и по качеству и месту, во времени и в пространстве. Однако все эти виды реального бытия объединены сверх временными и сверх пространственными идеальными началами, образуют единое целое космоса, имеющего единый смысл.

Понятия антропологии, аксиологии, праксиологии, гносеологии, онтологии и даже метафизики, из области арсенала философского познания переходя в сферу хозяйства, позволяют более эффективно структурировать экономическое знание.

Bo-первых, философия позволяет уточнить само понятие экономического закона, системы экономических законов. В реальной жизни общества действует фундаментальный принцип детерминизма: в экономике все взаимосвязано и взаимообусловлено. Можно сказать, что в экономике нет случайностей, а случайности это просто непознанные, неоткрытые закономерности. Есть спрос — будет предложение. И наоборот. Однако именно философия позволяет экономисту выявить и разграничить объективные, внутренние причинно-следственные взаимосвязи (суть экономические законы) между различными процессами и явлениями и функциональные, поверхностные, внешние феноменологические взаимосвязи. Например, ажиотажный спрос (форма спроса) связан со скрытой формой предложения или гиперинфляция (форма инфляции) со структурной безработицей (форма безработицы) и т. д.

Во-вторых, именно философия может предложить наиболее оптимальную схему экономического анализа, своеобразную матрицу экономического мышления. Это особенно важно сегодня, когда принцип монизма, единообразия, универсальности в науке отвергается, пропагандируется разномыслие, свободомыслие, вариативность суждений, искусственно игнорируется идеологическая составляющая гуманитарных, в том числе и экономической, наук.

В-третьих, философия экономического мышления позволяет дать не только более глубокие представления о сущности явлений и самих экономических законов, но и о структуре системы экономических законов. Большинство зарубежных учебников по «экономикс» иллюстрируют полное игнорирование анализа экономических законов в силу отсутствия философского подхода к проблеме и его замены чисто функциональным, прикладным подходом.

Философия (как мышление универсальными категориями и строгими понятиями) может дать четкое представление о понятиях и категориях более глубоко выражающих особенности, специфику и природу хозяйственной жизни.

Использование критерии универсальности позволяет выделить законы универсальные, действующие в любой социально-экономической формации, любой экономической системе, любой экономической цивилизации или на любой стадии экономического развития.

Частные законы действуют лишь в отдельных экономических системах, формациях и т. д.

Следует выделить и специальные или специфические законы. Их временной лаг, или, выражаясь иначе, «жизненный век», ограничен отдельной экономической системой, рамками отдельно взятой общественно-экономической формации или даже отдельными этапами формации, системы и т. п.

Схема экономических законов может быть представлена в следующем виде:

  Экономические законы
Универсальные Законы Закон повышения потребностей Закон неуклонного роста производительности труда Закон перемены труда Закон экономии времени Закон соответствия производственных отношений и производительных сил
частные Законы Закон стоимости Закон спроса и предложения Закон денежного обращения
Специфические законы Закон первоначального накопления капитала Закон преимущественного развития сектора А по отношению к сектору В Закон тенденции нормы прибыли к понижению (убывающая полезность)

В-четвертых, экономические законы, можно рассматривать и по степени их зрелости, законченности, целостности:

законы зрелые и сложившиеся, действие которых носит объективный характер, устойчиво, не может быть изменено хозяйственно-практической деятельностью человека;

формирующиеся законы, находящиеся в стадии становления (их было бы логично назвать закономерностями), они могут проявляться в отдельные периоды, а порой действовать скрытно, неявно;

к особой группе экономических законов можно отнести тенденции в экономике, которые представляют экономические законы в самой начальной стадии их возникновения и формирования. На этой стадии определенные хозяйственные действия еще могут существенно воздействовать на содержание, масштабы действия и временные рамки появляющихся законов.

Но и это проблема скорее философии, чем экономики. К. Маркс (1818–1883) в свое время обнаружил «закон тенденции нормы прибыли к понижению», назвав его абсолютным, т. е. зрелым законом капиталистической формации. Впоследствии оказалось, что это была лишь тенденция. Капиталистам-предпринимателям удалось ее нивелировать, а норму прибыли существенно повышать от десятилетия к десятилетию.

Или можно сослаться на Т. Р. Мальтуса (1766–1834), открывшего «закон народонаселения». Его суть была сведена к известным прогрессиям: человечество увеличивает свою численность в геометрической прогрессии, а средства к существованию производятся в арифметически возрастающей прогрессии. И будущего Апокалипсиса не избежать.

Очевидно, что и К. Маркс и Т. Р. Мальтус абсолютизировали анализировавшиеся ими законы-тенденции, придавая им универсальный масштаб. В первом случае это вылилось в убеждение о неминуемой гибели капитализма (а не о его трансформации), во втором — о глобальной катастрофе (а не об отдельных, хотя и очень серьезных кризисах). Философская традиция позволяет давать более взвешенные, конструктивные, а главное жизненные выводы и оценки.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 431 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...