Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Специфика общественно-исторической закономерности



В мире существуют и действуют две самые крупные системы — природа и общество. Общество (как обособившаяся часть природы) всегда существует на ее основе. Взаимодействие природы и общества носит всепроникающий характер, особенно на уровне биосферы жизнедеятельности социума. Наиболее мощное и всевозрастающее воздействие общества на природу происходит через непосредственную нишу обитания человека и географическую среду.

Под географической средой понимается совокупность предметов и явлений живой и неживой природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, гидросфера, почвенный покров, растительный и животный мир), вовлеченных на данном историческом этапе в процесс общественной жизни. Это необходимое условие существования и развития общества, которое вписано изначально и навсегда в природу, принадлежит ей, находится внутри нее.

История природы делается сама по себе, законы природы действуют стихийно, автоматически, как слепая необходимость. Законы всемирного тяготения, смена времен года, другие физические и природные процессы не считаются с людьми. Но люди обязаны считаться с природой, не сбивать ее с заданного хода, не допускать непродуманного вмешательства в природные процессы, что ведет к нарушению естественно сложившегося равновесия.

Со второй половины XX столетия резко обострились проблемы взаимодействия общества и человека с природой, окружающей средой, по многим параметрам они приобрели критический характер и глобальный масштаб. Качественное своеобразие общества не означает его оторванности от природы. Сегодня, как никогда, остро встала проблема осознания неразрывной связи природы и общества, их взаимозависимости.

Следует подчеркнуть следующее важное обстоятельство. Качественным своеобразием человеческого общества является то, что сами люди выступают в роли творцов, преобразователей и создателей культуры. В широком смысле слово «культура» и означает все созданное человеком, это сотворенная человеком «вторая природа», которая как бы надстроена над первой, естественной природой. Культура выступает общественным миром человека и мерой его развития.

Разумеется, что социальная философия, будучи наукой, не ограничивается только описанием общественных явлений. Она стремится выявить в общественной жизни закономерности, вскрыть причинно-следственные связи и зависимости. Однако следует признать, что формулируемые наукой законы общественного развития обладают не железной логикой действия, а проступают как тенденции, стремления, возможности с той или иной степенью вероятности своего осуществления. Общественные законы носят вероятностный характер, что объясняется действием субъективного, человеческого фактора, влиянием на ход социальных процессов интересов, целей и ценностей людей. Поэтому история общества предстает в своей реальности как деятельность преследующего свои цели человека.

Напомним, что законы выражают необходимые, существенные, устойчивые и повторяющиеся связи — отношения между явлениями общественной жизни. Идея закономерного характера исторического процесса с различных позиций выдвигалась многими мыслителями, но наиболее полное и всестороннее освещение она получила в трудах Гегеля и Маркса. Гегель, по оценке Энгельса, впервые представил весь природный, исторический, духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения.

Историю общества творят люди, одаренные сознанием. В своих действиях они исходят из своих потребностей и интересов, преследуют определенные цели, руководствуются идеями. В общественной жизни происходит столкновение и переплетение множества разнонаправленных социальных потребностей и интересов, стремлений и целевых установок, ценностей и идеалов. Калейдоскоп разнообразных событий кажется хаотическим нагромождением случайностей. Вполне естественно задаться вопросом: а как же в таком случае и почему общество в целом предстает как некая упорядоченная и организованная система, в которой наличествует связь и повторяемость, направленность и определенная логика развития?

С древности и особенно с Нового времени мыслители не только заметили, но и пытались сформулировать и выразить закономерный характер общественного развития. Вне общественной закономерности немыслима социальная жизнь людей, история народов, государств. Можно сказать, что законы управляют ходом исторических событий, но законы общественного развития не могут осуществляться помимо людей и их деятельности, как законы природы — без посредства материи.

Общество не развивается само по себе, вне и помимо деятельности, различных сообществ, преследующих свои цели и интересы. Они обладают личным и коллективным сознанием, разумом, свободой воли и своеволием, страстями и даже пристрастиями.

По словам Ф. Энгельса, мировая история «есть величайшая поэтесса, творящая не по произволу, а закономерно прекрасное и безобразное, трагическое и комическое».

Жизнь общества во всей ее полноте, со всеми ее поворотами и извивами есть все-таки не хаотическое нагромождение случайностей, в целом упорядоченная и организованная система, подчиняющаяся определенным законам функционирования и развития. Вне общественной закономерности немыслима никакая жизнь людей. В ней всегда есть моменты устойчивости, воспроизводимости основных форм и структур деятельности, отношений, сознания в виде идей, смыслов, норм и ценностей, повторяемости, определенного порядка и строя общественной жизни. Иначе не было бы никакой опоры в общественной жизни, ни на что и ни на кого нельзя было бы положиться, ничего нельзя было бы знать и предвидеть. Жизнь общества представляла бы собой невообразимый хаос, мелькающий перед глазами калейдоскоп не связанных между собой явлений и событий.

Однако повторяемость в истории всегда несет в себе момент новизны, изменчивости, приобретает свой особый облик и колорит, подвержена случайности. И вместе с тем в этой неповторимой уникальности всегда обнаруживается нечто общее. Общее (как закон, как ведущая тенденция) пробивает себе путь не иначе как в конкретно историческом, особенном и единичном в своем проявлении. Общие законы, как невидимые нити, образуют основу социальной жизни, связывают ее в единый и целостный исторический процесс во всем его многообразии.

Реальная канва исторического процесса в своей полноте и противоречивости предстает как внутреннее переплетение и взаимосвязь факторов субъективного и объективного, сознательного и стихийного в развитии. Объективные предпосылки создают лишь возможности и условия для общественного развития. Их использование (освоение, наследование, обновление и развитие) зависит от зрелости субъективного фактора, сознательности и активности людей, их профессиональной и трудовой надежности, социальной компетенции, духовной зоркости и нравственной чуткости. Носителем и выразителем субъективного и сознательного начала выступают сами люди.

В жизнь вступают новые поколения. Их процесс становления, образования и воспитания, в целом социализации происходит в обновляющихся общественных условиях. Молодежь, открывая собой социальную структуру общества, вступая в жизнь, не начинает историю заново. Она должна вначале освоить то, что сделано предшествующими поколениями, что задано сложившимися общественными условиями, обстоятельствами. Речь идет не только о материально-технических факторах общественного производства, но и сложившихся общественных отношениях, институтах власти и управления, традициях, идеях, нормах и ценностях, воплощенных в религии и культуре.

Верное понимание диалектической взаимосвязи объективного и субъективного в развитии общества позволяет избежать крайностей, с одной стороны (фатализма, абсолютной предопределенности действий человека внешними обстоятельствами), а с другой стороны — волюнтаризма, который абсолютизирует свободную волю человека.

Смысл объективной стороны общественной закономерности в различных историософских концепциях может быть представлен как проявление божественного промысла, или как «хитрость мирового разума», или как действие закона смены исторических способов общественного производства, или как актуализация духа культуры, или как поступь цивилизации, особенно в ее технико-технологической мощи.

Но в любом случае «победное» или «железное» шествие закона не происходит само собой, автоматически, над людьми, вне и помимо их деятельности. Никакие материально-производственные или социальные структуры, объектные формы человеческой культуры, идеи, ценности, нормы не актуализируются сами по себе, не действуют вне человеческой активности.

Неисчерпаемая сложность, уникальность и неповторимость человеческих судеб, непредсказуемость исторических поворотов и общественных процессов не дают возможности достичь идеала строгости и точности, сопоставимого со стандартом естественно-научного знания. Гуманитарное и социальное познание требует иного подхода, своей меры строгости и точности, сочетания ценностного подхода при одновременном его рациональном осмыслении, дополнения общенаучного способа естествознания индивидуализирующим методом наук о духе и культуре, о человеке и обществе.

Индивидуализирующий метод для социально-гуманитарных наук введен в философию Г. Риккертом (1863–1936) и В. Виндельбандом (1848–1915). Данный метод обращает внимание именно на учет своеобразия социального, его уникальность и неповторимость, что является наиболее значимым и интересным в историческом процессе. Особое значение при этом имеет выяснение ценностных установок, характера и основания безусловных, вечных ценностей и их преломления в духе времени, умонастроениях и душевных переживаниях людей, обнаружение и постижение смысла истории и человеческого существования.

Особым и наиболее адекватным способом проникновения в духовный мир человека иной эпохи и культуры является текст. Он понимается как особого рода реальность, выражающая дух времени, народа, общества и личности. По выражению известного русского философа и культуролога М. М. Бахтина (1985–1975), текст есть первичная данность (реальность) и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины. [212]

В широком смысле текст надо рассматривать как автограф своего времени, послание в будущее, как знаковое (письменное или иное) свидетельство, как документальный источник, на котором «запеклась кровь событий». В нем пульсирует нерв духовной жизни его автора, будь то общество и народ в целом или отдельная личность. В философии сложилось особое направление — герменевтика, как искусство и теория истолкования текстов с помощью понимающих процедур.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 750 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...