Она предстает не простой механической совокупностью, а духовно-социальным организмом взаимосвязи производительных сил общества и экономических отношений, складывающихся в обществе, а также обслуживающих эти силы отношения социальных институтов.
В-шестых, частью философско-экономического анализа выступает морфология. Многообразие форм экономических явлений поражает воображение. На первый взгляд, это раздел феноменологии, но феноменологии экономической. Однако сама по себе феноменология есть проявление философского мышления, не важно, представлена ли она в дефинициях классики или категориях постмодернизма.
Любое экономическое явление, будь то цена, спрос, экономическая система или безработица, имеет самые разнообразные формы.
Функцией экономической философии будет не описание этих форм (это задача экономической теории), а выявление и структуризация от всеобщего к частному, выстраивание иерархии форм.
Это позволяет экономистам грамотно вырабатывать приоритеты в экономической политике и последовательно осуществлять реализацию экономических задач.
Так, например, без социально-философского обоснования универсального критерия формообразование цены будет условно и расплывчато. При определении критерия классификации необходим учет места и масштаба (объема), времени или характера цены.
Крайне важен учет особенностей конкретного социума, его традиций, обычаев, психологии, культуры и религии, воздействия такого системного фактора, как ментальность народа.
Духовно-нравственное состояние субъектов рыночных отношений (а главное, их совесть) во многом определяет и решает характер заключаемых сделок.
Приводимая ниже схема представляет собой общую матрицу экономической системы.
предприятия; корпорации. профсоюзы
корпорации
|
Экономические (производственные) отношения: отношения собственности; товарно-денежные отношения; отношения распределения; отношения накопления; отношения потребления
|
Организационно-экономические отношения
|
Человек как главная П.С.
сила
|
Производительные силы (П.С.) ТЕХНОЛОГИИ
|