Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Специфика предмета философии и ее характерные черты



Философия требует от человека органического сочетания двух противоположных и трудно совместимых способностей. Во-первых, необходима творческая способность к абстрактному мышлению в его высшей форме, без микроскопа и телескопа мыслью узреть и понять сущностные моменты явлений. Во-вторых, следует обладать способностью к конкретному созерцанию той или иной предметной реальности, допустим, хозяйственно-экономической жизни в ее смысле, полноте, целостности и взаимосвязи.

Предмет философии трудно локализовать в точно определенных и неизменных границах. В связи с этим существует множество различных подходов и позиций в определении философии как предмета изучения. И все же следует вычленить и подчеркнуть то общее, что сближает и роднит мыслителей различных, порой диаметрально противоположных ориентаций в понимании предмета философии и ее назначения. Предметом философии выступает мир в целом, в том числе и хозяйственный мир, а также и в первую очередь внутренний мир самого человека в его ценностном и смысловом постижении. Философию можно определить как науку о наиболее общих принципах и законах бытия (природы, общества, человека) и мышления. И это отличает философию от конкретных, специальных и частных наук гуманитарного и естественно-научного профиля. Они имеют своим предметом исследования отдельные, хотя и весьма обширные сферы или фрагменты бытия (допустим, математика или экономика). Предназначение философии заключается в том, чтобы понять, уединяясь, Вселенной внутреннюю связь, постичь все сущее в основе. [14]

В. С. Соловьев утверждал, что задача философии — не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся Вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. [15]

Философия является особой формой духовной деятельности человека. Это специфическая форма общественного сознания и особый способ духовного, духовно-практического освоения мира. Философия направлена на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих и смысложизненных вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир, место и роль человека в мире. Взаимоотношения человека и мира, человек в мире и мир самого человека составляют проблемное ядро и тематическое поле философии. Философию характеризует выход на поиск и понимание предельных, конечных, абсолютных и универсальных оснований бытия мира и бытия самого человека. Философия как наука изучает общие принципы и законы развития природного, социального, хозяйственно-экономического и собственно человеческого мира. Ее интересуют способы и формы познавательно-теоретического и духовно-практического освоения мира. Философия выражает универсальное отношение человека к миру, его познанию и освоению под определенным углом зрения — знания и понимания всеобщего. Философию справедливо считают своеобразной специализацией в области познания всеобщего. Собственно сферой существования философии и является стихия всеобщего. Философия живет проблемами смысла, устремленностью к истине (правде — в русском варианте), целостности и полноте понимания бытия мира и человека как единого, духовно-практического освоения мира в соответствии с потребностями, интересами и ценностями человека.

Уже в древности была замечена поразительная взаимосвязь и взаимозависимость всех предметов и явлений окружающего мира. Эта взаимосвязь предстает как результат и как процесс универсального взаимодействия, выражающего единство в многообразии взаимообусловленных друг другом различных предметов и явлений. Всеобщая связь явлений показывает, что мир не есть простое и хаотическое нагромождение явлений, в том числе и экономического порядка. В них можно обнаружить закономерности, внутренний строй, целесообразность, гармоничность, цикличность, кругооборот и т. д. Конечно, можно выразиться и более осторожно. В мире наблюдаются моменты сходства, повторяемости. В известной степени царит рациональность и порядок, имеет место узнаваемость и т. д.

Однако в поле нашего внимания находится только часть (и, скорее всего, мельчайшая) мира, доступная достигнутому уровню познания и практики. Но человек так или иначе причастен к жизни целого, являясь его неотъемлемой частью. Но и мир как бы отдается неким эхом своей целостности в каждом человеке. При всей своей загадочности, таинственности и конечной непостижимости мир открывается человеку, как бы идет ему навстречу. И мы стремимся разумом, сердцем, верой, интуицией, волей постигнуть, что же есть это всеобщее, целое, единое, куда оно движется и чем завершится.

Русская философия является неотъемлемой и органической частью целостного процесса всемирной истории философии. Основные проблемы мировой философии, те вековечные вопросы, которые в ней ставятся, являются проблемным полем и русской философии. Но актуализация, расширение и углубление проблемного поля, ценностные аспекты, подходы, способы и формы их постановки, постижения, освоения и осмысления глубоко национальны. Иначе и быть не может. Основная направленность философии состоит в постижении наиболее общих, а вернее, всеобщих, универсальных оснований и отношений бытия. А это означает стремление к целостному и системному миропониманию, к выработке целостно всеохватывающего взгляда на мир (природу, общество, человека, мышление), к формированию способности соотнести каждую частицу или фрагмент бытия с целым. Для русской философии и, шире, всей русской культуры характерным является подход, сориентированный на со - бытие, на вольное единство и принятие бытия как со - бытия. Не противостояние миру, подобно Сизифову труду или Танталовым мукам неутоленной жажды, не бессмысленная круговерть белки в колесе, а гармония с миром и самим собой, ощущение себя родственной частицей безбрежного океана.

Даниил Андреев (1906-1959) выразил такое слияние с миром, открытость миру и любовь к нему в своей «Розе мира». Обожествляя и одушевляя природные стихии, он пишет, что тихие воды речки Неруссы, что на Брянщине, как бы струятся сквозь его собственную душу. [16]

Неразрывность цельного человека и целостного мира Ф. И. Тютчев (1803-1873) поэтически выразил в своем стихотворении философским принципом: Все во мне, и я во всем. [17]

Мироощущение целостности мира и человека с проникновенной лиричностью передает нам С. А. Есенин (1895-1925):

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих сто звонных.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть... [18]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предметом философии является изучение взаимоотношений мира и человека. Но ведь любая наука изучает тот или иной аспект, ту или иную грань необъятного мира такого взаимодействия.

Собственная определенность и предметная специфика философии заключается в том, что в ней речь идет о выяснении смысла бытия мира и бытия самого человека через призму всеобщих и универсальных оснований, принципов и законов развития природы, общества, человека, мышления. Но философскому осмыслению могут и должны быть подвергнуты и отдельные фрагменты и составные части, процессы и явления всеохватывающей реальности бытия. Все без исключения проблемы, привлекающие внимание человека и существенно важные для человеческого рода. Кто из нас не размышлял над тайной мироздания, над смыслом жизни, своей собственной судьбой и судьбами родной страны? Что собой представляет человек как личность, что такое совесть, долг, добро и зло? Куда несет нас рок событий? Есть ли в мире управляющее, упорядочивающее начало или все хаотично и случайно? Что такое вечность и как она соотносится с кратковременным мигом?

Философия — это люди, ее творцы. История донесла до нас сотни имен и творения выдающихся философов — от Фалеса, Конфуция, Будды, Сократа и Платона до Гегеля и Маркса, Соловьева и Ильина, Хайдеггера и Ясперса. Их творчество — вехи в развитии философии, вершины ее достижений. Они дают живое представление о духовной ситуации, мировоззрении, идеалах той или иной эпохи, страны, народа, культуры, человека. Но в своих прозрениях они часто опережали свою эпоху. Их опыт бесценен, поучителен, непреходяще значим для нас. Можно сказать без преувеличения, что они наши современники. Воспоминания о великих людях так же полезны, как их присутствие, — заметил еще Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — виднейший представитель римского стоицизма. Наставник, советник Нерона, обвинен в заговоре против императора, покончил с собой. Давайте внимательнее вдумаемся в его наставления и прислушаемся к мудрому совету: Кто ни с одним из великих умов не освоится, а пробегает все второпях и наспех, тот везде и одновременно - нигде. Нужно долго оставаться с тем или другим из великих умов, питая ими душу, если хочешь извлечь нечто такое, что в ней бы осталось....Ведь я частенько перехожу в чужой стан, не как перебежчик, а как лазутчик. [19]

Труды великих умов входят в духовную сферу жизни человека и общества:

Места, где жил великий человек,

Священны: через сотни лет звучат

Его слова, его деянья - внукам. [20]

В связи с этим рекомендуем каждому студенту самостоятельно и свободно самоопределиться в выборе нескольких (но не менее двух) значительных философов из прошлого или современности, зарубежной и отечественной философии, принадлежащих к различным направлениям или школам. Знакомство и освоение тех или иных разделов их теоретического наследия позволят выполнить квалифицированный реферат, выступить с содержательным докладом или сообщением на научной конференции, семинарах и т. д.

Обратимся к высказываниям самих великих мыслителей на предмет философии. И начнем с Пифагора Самосского, жившего ок. 580 — ок. 500 гг. до н. э. Древнегреческий мудрец и ученый, он первый назвал философию ее собственным именем: любовь к мудрости. Но что понимать под мудростью? Какое знание считать мудрым? Все есть число — вот его исходная позиция. В числах и математических отношениях усматривались свойства и отношения, присущие миру в различных его проявлениях. Можно сказать иначе: боги говорят с физическим миром языком математики. Пифагор пытался философски осмыслить и социально-экономическую суть рынка. В дошедшей до нас легенде рассказывается, что он изучал рынок... не в гуще торговой толчеи, не в хаосе заключаемых сделок между продавцами товаров и их покупателями, не в стихии свободной игры цен с их взлетами и падениями. Пифагор наблюдал за жизнью рынка... с высокой горы, у подножия которой раскинулось многоликое и многоязыкое буйное средиземноморское торжище. Мудрый подход философа заключался в том, что понять феномен рынка в его целостности, полноте, смысле и завершенности можно только с определенной дистанции, выйдя за его непосредственные пределы. И только тогда можно усмотреть философско-экономическую сущность рынка как сферы товарного обмена, как общественного регулятора хозяйственно-экономической жизни. За стихийной игрой цен увидеть закон взаимоотношения спроса и предложения на товары, а в колебаниях цен вокруг товара понять их стоимость в форме затрат общественно необходимого труда.

Платон (427–347 гг. до н. э.) считал, что философия есть уподобление Богу, искусство добро деятельного существования человека: В ее основе лежат размышления о смысле жизни и смерти. Это путь внутреннего сосредоточения души в себе самой, очищения ее от страстей, ибо то, что видит душа, умопостигаемо и безвидно. [21] Под «Софией» (мудростью) Платон имел в виду не благоприобретенное, субъективное свойство ума, а некое великое и приличествующее лишь божеству объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира. Поэтому, по Платону, нельзя слиться с Софией, ее можно только любить, почтительно, как бы на расстоянии. Философия и означает любовь к истине, стремление к истине и умение жить в истине.

Одну из первых попыток выделения философии в качестве особой области теоретического познания общего, первопричины и целей всего сущего предпринял Аристотель (384–322 гг. до н. э.): Во-первых, мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека. В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин. [22]

Иоанн Дамаскин — византийский мыслитель VIII в. — дает широкий спектр взаимосвязанных определений предмета философии: Философия есть познание сущего как такового... познание божественных и человеческих вещей... помышление о смерти произвольной и естественной... уподобление Богу в возможной для человека степени... искусство искусств и наука наук... любовь к мудрости. [23]

Г. Ф. В. Гегель (1770–1831) считал философию объективной наукой об истине, наукой о ее необходимости, ее познании посредством понятий. Философия, по мысли Гегеля, есть культивирование религиозного содержания, которое осуществляется в иной форме. Речь идет о системном, разумном, очевидном и адекватно мыслящем познании в логически стройной понятийной форме. Для Гегеля характерна абсолютизация разумной части души, своеобразный панлогизм философии как науки.

Ф.Энгельсом (1820–1895) материалистическая диалектика определяется как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. [24]

Методология целостного знания выработана русской религиозной философией. Лосский Н.О. (1870–1965) считал, что «… главная задача философии состоит в том, чтобы дать учение о мире как целом, опираясь на все виды опыта. Религиозный опыт доставляет наиболее важные для этой цели данные, завершающие все наше миропонимание и открывающее высший смысл мирового бытия. Философия, учитывающая этот опыт, неизбежно оказывается насквозь религиозной. Так как высшая и наиболее полная ступень религиозного опыта достигнута христианством, то естественно, что философия, углубляющаяся до последних основ бытия, имеет характер христианского миропонимания». [25]

Выдающийся русский философ И. А. Ильин (1883–1954) главное задание философии видел в раскрытии того, что составляет самую глубокую основу жизни: «Сама жизнь в ее истинном смысле и содержании составляет ее источник и является ее предметом, тогда как форма ее, задание, приемы, категории, итоги — все это делает ее наукой в строгом и подлинном значении. Философия родится в жизни и от жизни, как ее необходимое и зрелое проявление; не от быта и не от животного существования, но от жизни духа, от его страдания, жажды и созерцания. И рожденная духом, ищущая знания, она восходит к его зрелой и совершенной форме — к сознательной мысли, с ее ясностью, систематичностью и доказательностью. Философствовать — значит воистину жить и мыслью освещать и преображать сущность подлинной жизни». [26]

«Поэтому, - заключает Ильин, - философия чужда и недоступна тем, кто не знает или не чувствует различия между бытом и духом, кто исчерпывает свою жизнь бытовыми содержаниями или отдается на служение технике быта. Для таких людей «не существует» ни того задания, которое движет философию, ни того предмета, который она созерцает, ни того измерения, в котором она движется и раскрывается». [27]

4. Соотношение духовного и материального в философии: материализм и идеализм

Соотношение духовного и материального пронизывает собою всю структуру философского знания. Неслучайно, начиная с Шеллинга, оно обретает статус основного вопроса в философии. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775–1854) — виднейший представитель немецкого классического философского идеализма. Разработал оригинальную систему объективного идеализма в сочетании с субъективным идеализмом.Чтобы правильно понять суть основного вопроса в философии, который уже столько веков мучает философов (да и студентов), разобраться в том, не надуман ли он, не ищем ли мы черную кошку в темной комнате, заведомо зная, что ее там нет, следует оттолкнуться от вполне доступных и наглядных позиций. В философии всегда взаимодействуют два противоположных, но дополняющих друг друга угла зрения: 1) направленность сознания человека вовне, т. е. на мир как таковой, формирование, построение того или иного образа мира, того или иного его среза (философского, религиозного, естественно-научного, экономического, социального и т. д.); 2) обращенность сознания внутрь, к самому человеку, к своему собственному духовному миру, стремление понять себя. Кто «я»? Зачем «я»? Причем во взаимоотношении «мир — человек» последний предстает не как рядовая часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода. Человек, как и другие тела, природное, физическое, телесное, живое, чувствующее существо. Но его особое и специфическое бытие заключается в том, что он мыслящее, страдающее, волящее, верующее, испытывающее укоры совести, духовно-нравственное существо. Непременным сущностным свойством отношения «человек — мир» является его внутренний личностный аспект. Он выражается в рефлексии и саморефлексии — в сознании и в самосознании человеком самого себя, своего внутреннего духовного мира, правдивого анализа и самоанализа своих душевных состояний и переживаний. Действительно, в каждом из нас живет «внутренний человек», он живет и говорит голосом совести, искренности, правды.

Следовательно, основными полюсами, создающими поле философского напряжения мысли, выступают, с одной стороны, мир внешний по отношению к человеческому сознанию и, с другой стороны, мир внутренний (психический, субъективный, духовный). Любая проблема или вопрос, которые мы подвергаем философскому испытанию, содержат в себе сочетание этих внутренне нерасторжимых сторон. Пахнет ли роза, когда мы ее не обоняем? Сладкий ли сахар? Белый ли снег? Что есть рынок? Что такое истина? И круг таких вопросов беспределен, но в каждом из них имплицитно присутствует соотношение объективного и субъективного, материального и духовного, бытия и сознания, «я» и «не-я». Биполярность философского познания заострена, выступает рельефно — как универсальная взаимозависимость и взаимодействие человека и мира, субъекта и объекта, духа и материи, сознания и бытия.

Вот почему данное соотношение может быть рассмотрено в качестве общей формулы абстрактного выражения любой значимой философской проблемы. И в определенном смысле оно составляет основной вопрос философии. Диалектическое развертывание соотношения духовного и материального можно считать предметообразующим и системообразующим принципом философского знания. Сущность основного вопроса философии Ф.Энгельс сформулировал следующим образом: «Великий, основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию». [28] Важнейшим его содержанием является альтернатива: что является первичным — дух или природа? Основной вопрос философии раскрывает тем самым отношение человека как существа наделенного сознанием к миру, бытию, воспринимаемых в качестве объективной, субъективной или трансцендентной реальности.

Основной вопрос философии имеет и вторую важную сторону. В ней заключаются основные принципы практического, познавательного, теоретического, художественного, религиозного, ценностно-ориентационного и других способов и методов освоения мира человеком. Один из ведущих принципов, определяющих данную сторону основного вопроса философии, — это принцип познаваемости мира. Действительно, отношение мышления к бытию, отношение наших мыслей об окружающем мире к самому этому миру — одна из основополагающих философских проблем. Адекватны ли наши представления и знания о мире самому миру, может ли человек иметь исчерпывающее знание о мире, знание подлинное и истинное, познаваем ли мир в принципе? Конечно, все содержание философской проблематики не может быть сведено лишь к основному вопросу философии в обозначенных нами двух главных его аспектах, в простой проекции их методологических позиций на все проблемное поле философии. И все же от характера и сути ответов на поставленный вопрос зависит не только различение, классификация, но и уяснение подходов и взглядов тех или иных философов.

Философия являет себя в различных направлениях и системах, школах и течениях, стилях мышления, в многообразных и зачастую противоположных ориентациях и подходах. Может резонно возникнуть вопрос: а существует ли некая общая, научная и единая философия? Ведь никто не в состоянии увидеть мировой универсум как некий единый организм в его беспредельности и бесконечности, охватить этот мир в каком-то окончательном, завершенном и всеобще значимом знании. Не в силах человека и свести воедино различные точки зрения, подвести некий окончательный итог. С французским остроумием Ж.-Ж. Руссо представлял это философское многообразие в виде базарной площади, на которой каждый кричит свое:. ..идите ко мне, только я один никогда не ошибаюсь. Один утверждает, что тел вообще нет в природе и что все есть мое представление о них; другой — что нет ни иного вещества, кроме материи, ни иного Бога, кроме вселенной. Этот заявляет, что не существует ни добродетелей, ни пороков и что добро и зло в области нравственности — это выдумки; тот — что люди суть волки и могут со спокойной совестью пожирать друг друга. [29] Прислушаемся, однако, к Гегелю, который считал, что многообразие философских систем и учений не наносит ущерба философии, а скорее, наоборот, оно, безусловно, необходимо, составляет ее сущностные черты.

Материалистическое и идеалистическое направления в философии отличаются друг от друга принципиально разными ответами на вопрос о соотношении духа и природы, мышления и бытия, сознания и материи.

Научно обоснованным и завершенным представляется диалектико-материалистическое понимание мира. Материализм ( от лат. materialis — «вещество, материал») в его развитой форме и наука имеют одно и то же представление бытия. Материализм — одно из главных философских направлений, признающих объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, существующей вне и независимо от сознания и выступающей первоосновой действительности. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя, духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — человеческого мозга. По Энгельсу, бытие есть вообще открытый вопрос с той границы, где прекращается наше поле зрения. Поэтому бессмысленно говорить о бытии, если его нельзя воспринять с помощью органов чувств. На этом основании отрицается существование трансцендентного бытия, так как оно выходит за границы объективной реальности. Бытие вне времени и вне пространства и без движения просто не может существовать.

Идеализм (от греч. idea — «вид, образ, понятие») отводит духовному роль бытийственного (онтологического) и ценностного (аксиологического) первоначала. Идеализм — одно из главных направлений в философии. Он исходит из признания первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности (производности) материального, природного, физического. Идеализм провозглашает духовное подлинным, истинным и высшим бытием, от которого исходит оформленность, системность и порядок, целесообразность и саморазвитие. Идеализм выступает в двух основных философских формах: объективный идеализм и субъективны идеализм. Объективный идеализм (Платон, Гегель) признает существование реального мира вне человека. В основе объективной реальности лежит универсальный дух в безличной, надындивидуальной или личностной форме, сознание, разум, идеи, Бог. Субъективный идеализм не признает существование независимого, объективного и реального внешнего мира. Он рассматривается как порождение нашего сознания, духа, познания, выступает своеобразным комплексом ощущений человека (Кант, Беркли, Юм, Мах, Авенариус). Материализм и идеализм, которые принимают за основу всего существующего одно начало — материю или дух, являются монистическими философскими системами. Философскому монизму противостоят концепции, исходящие из признания множества самостоятельных и несводимых друг к другу видов или начал бытия. Такая множественность трактовок бытия и познания являет собою философский плюрализм, который может быть как материалистическим (Эмпедокл, 490–430) так и духовно-идеалистическим (Лейбниц, 1646–1716).

Особая форма философского плюрализма — дуализм, постулирующий независимость существования материального и идеального. От Аристотеля и Декарта начинается позиция дуализма, заключающаяся в преодолении односторонности материализма или идеализма. Она характерна и для философии таких крупных русских религиозных мыслителей, как Н. О. Лосский и С. Л. Франк. Они считали, что не должно быть абсолютного разрыва и противопоставления между идеальным бытием и бытием материальным.

С. Л. Франк говорит о производности идеального и реального бытия от абсолютного бытия, понимая под последним высшее, иррациональное религиозно-метафизическое первоначало. Абсолютное бытие выступает в качестве единства моментов вечности и становления. А идеальное и реальное бытие имеют значение лишь двух соотносительных и односторонних выражений этого исконного всеединства. [30]

Н. О. Лосский характеризует свое миропонимание как конкретный органический идеал-реализм. Реальное бытие при этом существует на основе идеального. Виды реального бытия различны. Это и механические, физиологические и индивидуально-психические, социальные и другие процессы. Они различны и по качеству и месту, и по времени и пространству. Однако все эти виды реального бытия объединены сверх временными и сверх пространственными идеальными началами, образуют единое целое космоса, имеющего единый смысл. [31]

Что же касается второй стороны основного вопроса философии — познаваемости мира, — то в ответах на него можно выделить три главные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм.

Сторонники оптимистического направления утверждают принципиальную познаваемость мира, безграничные возможности человеческого разума. Нет в мире вещей непознаваемых, а есть лишь до поры, до времени, пока непознанные. Такую позицию в идеалистическом ключе представлял Гегель. Он полагал, что законы разума суть законы самого бытия. [32]

Агностицизм отрицает полностью или частично возможность познаваемости мира в принципе. Мы познаем не самую вещь, а лишь ее действие на нас. А потому познаваемый мир есть только мир наших представлений. Агностицизм получил классическое оформление в философии Юма и Канта.

Скептицизм не отрицает возможности познания мира. Он выражает сомнение в достоверности знания, ограничивая познавательные усилия человека только знаниями относительного характера. Основоположником скептицизма по праву считают древнегреческого философа Пиррона (ок. 360 — ок. 270), по учению которого мы ничего не можем знать о вещах, а поэтому лучше всего воздерживаться от всяких суждений о них. Элементы здравого скепсиса не чужды любому серьезному философу. Аристотелю принадлежит мудрое суждение: Кто ясно хочет познавать, тот должен прежде основательно сомневаться. [33]





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1709 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...