Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия — путь духовного восхождения человека



Как войти в беспредельно глубокий мир философии? Д. И. Менделеев приглашал входить в науку с парадного входа, а не с черного. Отправной точкой входа в проблемное поле философии, духовного постижения ее основополагающих вопросов и достойным путем выхода из них является сам человек, понятый в единстве, целостности и смысле своей жизни во всех ее проявлениях. Первому греческому мудрецу Хилону (VII в. до н. э.) приписывают мудрое изречение: Познай самого себя, познай себя в мире и в себе познай Вселенную. Такая мечта и даже постановка задачи создания единой и всеохватывающей науки, обнимающей все отрасли знания и в центре которой в качестве главного предмета познания находился бы сам человек, идет от Сократа (469–399 гг. до н. э.).

Но единого определения человека в современной науке, в том числе и философской, до сих пор не существует. Безгранично и непомерно глубоко жизненное проявление человеческой сущности. Каковы специфические свойства и качества человека в бесчисленном ряду всех других неодушевленных и одушевленных тел, предметов, вещей и объектов мира как онтологической реальности? (Онтологияфилософское учение о сущем и бытии как всеохватывающей реальности). Человек — природное, телесное, чувствующее, страдающее, мыслящее, разумное, общественное, социально-деятельное, экономическое, политическое, семейное, правовое, культурное, духовно-нравственное и верующее существо. В философском постижении человека как созидающего и стремящегося к свободе существа, важны и нерасторжимо связаны все грани его бытийствования. И мы должны понимать, принимать и чтить все стороны жизнедеятельности человека. В зависимости от того, какая сторона его природы признается доминантной и определяющей, фиксируется философами в различных, порой взаимоисключающих направлениях и дефинициях. В качестве иллюстрации приведем лишь два примера с разных философских полюсов. Человек — есть его вера, — утверждал И. В. Киреевский (1806–1856) — один из ведущих теоретиков славянофильства, обосновавший положение о цельности познания в единстве всех его духовных сил и способностей. Скажи мне, за что ты хотел бы отдать жизнь, а я скажу тебе, во что ты веришь. Ибо вера ставит каждого из нас перед высшей ценностью жизни, перед последним вопросом бытия, перед нашим существованием в целом: когда смерть вопрошает душу, то душа вопрошает верою, — так ставит вопрос о сущности человека И. А. Ильин. [4]

Бытует и такое упрощенное, физиологическое представление: «Человек есть то, что он ест». В своем дальнейшем изложении мы будем исходить из понимания, что главное в человеке — его дух, его духовное состояние. Наиболее динамичной стороной мудрости и духовной зоркости человека выступают его разум и совесть. Мыслительные способности в философии, культуре мышления имеют особое значение. Мысль способна мгновенно, превышая все предельные скорости, преодолевать пространство и время. Ее можно нацелить на прошлое и будущее и, конечно же, на настоящее. Ведь есть настоящее и у прошлого и будущего, тем более очевидно настоящее настоящего! Несмотря на исключительную подвижность процессов сознания, скрытость от внешнего наблюдения характера и содержания самой мысли, человек научился анализировать свое собственное самосознание, сам познавательный акт. Этот процесс получил в философии понятие рефлексия, что означает обращенность сознания на самого себя, размышления над своим мышлением, оценивание собственного психического состояния.

Лучшие умы человечества в своих философско-религиозных исканиях обращались к проблеме духа и души. Под ними подразумевались высшие и непосредственные способности мыслить, чувствовать, переживать, оценивать. Они раскрываются в совокупности актов любви и ненависти, восторга и безразличия, отчаяния и равнодушия, радости и боли, во многих других душевных и духовных состояниях. Изначально и этимологически в понимание души вкладывалось явление дыхания, вдоха и выдоха, как своеобразного животворящего начала. Уже в древности складывалось представление о многосоставности души, наличии ее элементов в растительном, животном и человеческом мире. Платон в «Государстве» различает три части человеческой души: рациональную, эмоционально-гневливую и похотливую. У Аристотеля в трактате «О душе» душа понимается как общее учение о жизни и ее формах. Он считал, что по всем причинам исследованию «о душе следует отвести одно из первых мест. Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же пониманию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ». [5] Глубокая и многогранная аргументация феномена души, ее специфики и бессмертия дается Плотином (204–270) в его «Эннеадах». Фома Аквинский (1225–1274) приводит до десяти тысяч доказательств бессмертия души. Блез Паскаль ( 1623–1662) в своих удивительных «Мыслях» высказывает сожаление, что люди не уделяют должного внимания самым главным, самым важным вопросам своего бытия — спасению души, бессмертию, вечности, а все их усилия концентрируются вокруг второстепенных и сиюминутных вопросов: «В этом мире атеист ничего не выигрывает от своего неверия, а верующий ничего не проигрывает оттого, что не верит. Зато за чертой смерти верующий все выигрывает, а атеист все проигрывает». [6] Нельзя не согласиться с известным всем со школьной скамьи мыслителем, который тонко подметил, что опасное дело - убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно его величия. Но не менее опасно убедить его в величии, умолчав о низменности. Неслучайно, образ человека часто представляется в виде некоего кентавра, в котором духовное и человеческое сочетается со звериным и животным. (Блез Паскаль — французский математик, физик, религиозный философ. Основное философское сочинение Паскаля «Мысли» можно рассматривать как предвосхищение религиозного экзистенциализма.) Русским Паскалем по праву называют гениального российского писателя-мыслителя Н. В. Гоголя (1809–1852). Свое религиозно-философское кредо он ясно выразил в таких словах: Дело мое — душа, а душа — дело жизни. [7]

Где находится душа? У науки на этот вопрос нет ответа, да и в принципе быть не может. Любые попытки найти, измерить, вычислить, вывести духовное и душевное из материального, свести к некоей энергии, биополю, информационному полю и т. п. оказываются тщетными. Так, в одном известном университете брали «святую воду» на предмет химического и физико-химического анализа. Но, естественно, никакого святого духа в воде не нашли. Да и невозможно отыскать душу в физических законах, выколдовать дух по технико-технологической рецептуре из материального. Возможности же духа, души, мысли поистине безграничны. Силой своей мысли, своего воображения и творчества можно четко и явственно представить и даже воссоздать предмет своего вожделения, получить его зримое и материальное воплощение.

Глубокую попытку вникнуть в суть душевных явлений предпринял русский философ С. Н. Трубецкой (1862–1905): «Душа — тот невидимый, реальный субъект моей мысли и воли, носитель всех моих способностей и деятельностей, который проявляется эмпирически во внешнем и нравственном облике каждого человека и который сознает свое «я» как свое личное местоимение». [8]

Новоевропейская философия в своем материалистическом направлении и французское Просвещение XVIII века (Гольбах, Ламетри, Дидро, Гельвеций), отторгли религию как сферу «бессодержательного», не имеющую реального предмета и опыта. Но что же такое реальный мир для человека? Он включает в себя и чувственное восприятие, и психологическое состояние, и символическое поле культуры. Непреложной и бытийной реальностью для человека является опыт духовной очевидности и душевной достоверности.

Религия накопила, сохранила и продолжает актуализировать уникальный и многообразный живой опыт постижения духовных качеств бытия мира и человека. Животворящее начало души в наиболее полном виде характерно для человека. Душа непосредственно связана с жизнью каждого человека. Она наполнена непосредственными переживаниями, чувствами, взглядами, что представляет собой уникальность и неповторимость личности. Душа является социально-психологическим выражением временного, повседневного потока событий, в которые вовлечен человек. Дух, духовность — это высшие, предельные состояния сознания, его своеобразные прорывы за рамки временного потока событий к абсолютному основанию, в сферу вечного и бесконечного, к Абсолюту, Богу. Высшее воплощение духа — Бог. Бог есть дух. По учению православной церкви, духовность — это утверждение человеческого бытия в Боге, ибо человек есть богоподобное существо. Содержанием духовности выступают высшие ценности, сосредоточенные в образе должного совершенства, идеала добра, истины, красоты и любви, как их связующей нити. Уровень духовности определяется тем, насколько полно и ясно человек осознает высшие ценности в их чистоте, смысловой наполненности, в какой мере он способен чувствовать, выражать и воплощать их в своей жизни.

Дух, духовность и душа, душевность являют собой субстанциональную основу бытия сущего. Дух и душу следует рассматривать в неразрывной взаимосвязи, соотношении абсолютного и относительного, вечного и преходящего. Понять и принять подлинную духовность в ее абсолютных, предельных и универсальных основаниях, а также в производных, вторичных, эмпирических и функциональных проявлениях чрезвычайно сложно и одновременно просто. Потребность священного, стремление к совершенству, осмысленному высшему идеалу и его практическому осуществлению у всех народов и у каждого человека получают свое специфическое выражение в религиозном и светском проявлении. И в здравом уме, нормальном сознании разорвать и противопоставить эти две стороны целостной духовной жизни опасно и губительно для самого человека.

Возьмем, к примеру, наиболее чувствительный и синтетический компонент духовного мира человека — его совесть. Вряд ли можно сыскать такого человека, кто хотя бы раз в своей жизни не пережил до дна и глубины своей души совестной акт в связи с тем или иным проступком. Совесть можно определить как переживание соответствия или несоответствия своего поступка или бездеятельности тому, как надо или не надо делать. Но откуда рождается это надо? Таким вопросом задавались многие философы. От Бога, от природы, от воспитания? Совесть может быть одна и только одна, она прорастает у всех людей из одного корня, но достигает разного уровня своей зрелости на пути духовного восхождения к Абсолюту и Совершенству. Справедливо утверждение, что Бог говорит с физическим, природным миром языком математики, а с человеком — голосом его совести.

Уже в античности выделялись четыре основные человеческие добродетели — мудрость, мужество, умеренность и венчающая их справедливость как цельная добродетель. Христианство добавило к ним еще три важнейшие человеческие добродетели: веру (в Бога прежде всего), надежду и любовь. Высокую оценку в христианской нравственности получили смирение, терпение (трудолюбие), покорность и кротость.

В христианской этике сложилось и цельное представление о семи смертных грехах — своеобразных антиподах добродетели. К ним отнесли гордыню, гнев, зависть, алчность, похоть, чревоугодие, лень. Восьмым смертным грехом добавляется неуважение к традиции и пренебрежение обычаем, заведенным порядком.

В первой книге Моисеевой «Бытие» человек представляется вершиной Божьего творения: И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. [9] Земля и все другие формы жизни, наполняющие ее, были сотворены, чтобы служить человеку домом. Человек рассматривается как существо, воплотившее в себе телесно-чувственную субстанцию, одушевленную разумом. Впервые рождается высокое призвание личности, «внутреннего человека», его самоценности в абсолютном приближении к Богу. Такое понимание человека заложено в мировых монотеистических религиях. «Главное — что внутри тебя», — утверждает Коран. «Царство Божие не вне нас, а в нас», — сказано в Новом Завете. Близость и тождественность понимания человека видится здесь в главном, основном — во внутреннем мире человека. Истоки человеческой личности, основания добра и зла, нравственного выбора, становления и самоопределения укоренены в состоянии духа и души человека.

Обратимся к определению духа и характеристике духовности. Они занимают ведущее место в творческом наследии русских мыслителей. Красотой и волей к совершенству, глубиной и широтой захвата отмечено определение духа в его существенных моментах в трудах И. А. Ильина: «Главное в человеке — это дух, его духовное состояние, в котором человек живет главными, благородными силами и устремлениями, обращенными на познание истины, на созерцание и осуществление красоты, на совершение добра, на общение с Богом — в умозрении, молитве и таинстве; словом, на то, что человек признает высшим и безусловным благом». Он описывает и раскрывает дух как то, что значимо в душе, как потребность священного и как радость верного ранга, как дар молитвы, как силу поющего сердца, как жилище совести, как местонахождение художественного искусства, как источник правосознания, истинного патриотизма и национализма, как главную основу здоровой государственности и великой культуры. Главное для него — проникнуть в философский, религиозный, нравственный и художественный смысл тех или иных проблем, чтобы постигнуть их как состояние человеческой души и человеческого духа: «Внутреннее, сокровенное, духовное решает вопрос о достоинстве внешнего, явного, вещественного. Ныне это должно считаться аксиомой всякой культуры и особенно христианской культуры». [10]

В таком понимании феномена духа хозяйственная жизнь и все формы социальности предстают как концентрированное выражение и проявление духовности. Уровень духовности определяется степенью ясности и полноты осознания высших ценностей и следования им в жизни. Конкретными показателями уровня духовности являются направленность воли к совершенству в непосредственных видах и формах жизнедеятельности человека, степень развития и реализации нравственного и религиозного сознания, наличие национально-исторического самосознания и усвоения отечественной культуры. Высшие ценности выражают содержание духовности как идеала должного совершенства. Они формируют объективно и основную цель жизни человека. В субъективном отношении они определяют переживание душевно-смысловой наполненности его жизни.

В духовной сфере конкретный и живой человек приподнимается над повседневной суетностью, исходит из надындивидуальных, а не узко социальных и корпоративных потребностей и интересов, восходит к высшим, объективно значимым ценностям — Богу, Родине, Добру, Любви, Истине, Красоте. Дух как воля к совершенству, качеству, мастерству, художеству, щедрости, нравственности и любви есть тот «идеальный ген», который кодирует и направляет поведение как народа в целом, так и отдельного человека. Можно сказать, что духовное не только окрыляет, одушевляет, осмысляет и выпрямляет, освещает, но и освящает весь жизненный путь человека. И никак нельзя согласиться с имеющими место суждениями, что это пустые иллюзии и что не следует ими забивать наши головы. Против такого упрощенного подхода восстают не только совесть и долг, но и весь духовный и социально-исторический опыт народа. Когда у человека нет смысла жизни, больших целей, он скатывается по сотне опасных дорожек, одинаково для него губительных. Проблемы сути, назначения и цели человека, смысла его жизни в отечественной философии, культуре, религии подняты до предельных оснований человеческого бытия. Так, И. А. Ильин дает глубокую характеристику объективной цели человека как высшей жизненной ценности. Он считает, что субъективную цель имеет каждое существо на земле, в том числе и человек. Но нужно иметь в виду и объективную цель в жизни, по отношению к которой все субъективные цели являются лишь подчиненным средством. Это и есть великая и главная цель человека, осмысливающая всякую жизнь и всякое дело, цель прекрасная и священная, не та, ради которой человек гнется и кряхтит, старается и богатеет, унижается и трепещет от страха, но та, ради которой действительно стоит жить на свете, за нее стоит бороться и умереть. Жить предметно — значит связать себя (свое сердце, свою волю, свой разум, свое воображение, свое творчество, свою борьбу) с такой ценностью, которая придает жизни высший, подлинный смысл. [11]

Иногда ставится знак равенства между сознанием и феноменом духовно-идеального. Такое отождествление допустимо только при условии понимания духовно-идеального компонента в качестве базового, системно образующего и устойчивого мировоззренческого ядра сознания. Духовное не может быть сведено к тривиальным проявлениям сознания во всем диапазоне его функционирования. Сущностной характеристикой сознания, духовной деятельности и творческой активности человека как субъекта познания и практики является феномен идеального. Идея, идеал выступают в качестве образца, нормы и всеобщей формы целеполагающей деятельности отдельного человека, социального субъекта (группы, общности) или общества в целом. Любой предмет, чтобы получить вещественное, материальное выражение, вначале должен нести идею, иметь идеальную форму, образ. Это может иметь целенаправленную, сознательную, разумную силу или иметь в своей основе бессознательное, иррациональное, стихийное начало. Э. В. Ильенков определяет идеальное как субъективный образ объективной реальности, т. е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Идеальное есть не индивидуально-психологический, тем более не физиологический факт, а факт общественно-исторический, продукт и форма духовного производства. [12] Д. И. Дубровский понимает идеальное как актуализированную для личности информацию, как данность информации в чистом виде и способность оперировать ею с высокой степенью произвольности. [13]

По Канту, только человек как представитель рода действует по внутренней целесообразности. Другие предметы и явления имеют свою цель вне себя. В животном, как и в растении, внутренняя целесообразность осуществляется без сознания и воли, лишь инстинктивно. Для человека характерно свободное, т. е. сознательно совершаемое действие — в согласии с универсальной, всеобщей целью рода человеческого. Идеал — это и есть представление об итоговом совершенствовании человеческого рода, это образ совершенства и завершенности. Человек является самоцелью его собственной жизнедеятельности и, в целом, общественного развития. И ни в коем случае не есть средство для кого-то или для чего-то иного.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1097 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...