Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Разделы и принципы орфографии



1. Передача буквами фонемного состава слова.

Это основной раздел орфографии. Он непосредственно связан с графикой. Графика устанавливает соответствие букв и фонем в сигнификативно сильных позициях. Область орфографии — сигнификативио слабые позиции. В отдельных случаях орфография «вмешивается» и в область графики — область сильных позиций. Так, в соответствии с <о> иод ударением после шипящих графика требует написания о: шов, чопорный, а орфография «добавляет» и написания с ё: шёл, печёнка; ци пишется в соответствии с законами графики: цинк, цифра, а цы кроме того — то правилу орфографии: цыкать, отцы и др. Графика определяет значении букв в их сочетаниях друг с другом вне зависимости от конкретных слов. Орфография дает правила написания букв в словах и морфемах.

Основное правило написания безударных гласных таково: в безударных слогах пишутся те же гласные, что и под ударением в той же морфеме. Мы пишем о в слове вода (хотя произносим [а] — [вада]) потому, что под ударением в этом корне слышится [о] и пишется о: воды, водный. Слово, произносящееся [умал'ат'], мы запишем умолять, если проверим первый гласный словом молит, и запишем умалять, если проверим словом мало. Этой проверкой мы определяем, к какой фонеме относится звук слабой позиции. И пишем букву, обозначающую эту фонему.

Такое же общее правило действует для звонких и глухих согласных. На конце слова и перед шумной согласной пишется та же согласная, что и перед гласной и сонорной согласной в той же морфеме. Мы пишем б в словах зуб, зубки и п в словах суп, супчик (хотя произносим и там и там [п]), потому что перед гласной и перед сонорной согласной в корне зуб- произносится [б] и пишется б: зубы, зубной, а в корне суп- произносится [п] и пишется п: супа, супница.

Принцип проверки здесь тот же, что и для гласных: звук слабой позиции проверяется сильной позицией в той же морфеме, таким образом определяется фонема, к которой принадлежит данный звук, она и обозначается соответствующей буквой. Одна и та же буква обозначает фонему в сильной и в слабых позициях — это фонематический принцип, основной принцип этого раздела русской орфографии. Он осуществляется, когда слабая позиция фонемы может быть проверена сильной в той же морфеме.

Данный принцип определяет и передачу на письме мягкости согласных: мягким знаком обозначается не мягкость звука, а мягкость фонемы, т. е. мягкость, не зависящая от позиции. В слове лезть произносится мягкий [с'] перед [т'], но мягкость [с'] здесь несамостоятельна, позицнонно обусловлена следующим мягким звуком. В сильной но твердости-мягкости позиции — на конце слова — этой мягкости нет: лез. Фонема <з> здесь твердая, поэтому в форме лезть мягкий знак после з не пшиегся. В форме повелительного наклонения пишется лезьте, здесь произносится тот же звук, но фонема <з'> мягкая, так как мягкость звука, ее воплощающего, сохраняется на конце слова: лезь — ле[с']. Мягкость фонемы обозначается мягким знаком.

Фонематический принцип определяет написание всех морфем слова: приставок, корней, суффиксов, окончаний. В слове подстаканник. произносится [пъц-], но мы пишем приставку под-, так как проверка показывает фонемы <под>: по[т]пол, по[д]водный. В суффиксе слов берёзовый, осиновый произносится [ъ], но мы пишем о, так как в том же суффиксе в сильной позиции (под ударением) произносится [о]: дубовый. В формах слова от пули и о пуле конечный гласный звук одинаков — [и]. Но в первом случае он относится к фонеме <и>, ср. от зем[л'и], а во втором — к фонеме <э>, ср. о зем[л'э].

Фонематический принцип представляет большое удобство: он обеспечивает единообразное написание одной и той же морфемы в разных формах одного и того же слова и в разных словах. Так, корень слова город пишется одинаково в составе разных слов и словоформ, хотя произносится по-разному: [горът], [гърад]а, [горъд]а, [гърат]ком, при [гъръд] ный, ино[гарод']ний, [гьрац]ской. Написание -город- во всех этих случаях отражает фонемный состав этого корня—(город). Одинаковое написание одних и тех же морфем позволяет легко узнавать слова с этими морфемами, что способствует быстрому пониманию и чтению.

В обычном тексте в среднем 80% орфограмм строится на фонематическом принципе, поэтому он — основной принцип данного раздела.

В некоторых случаях проверка сигнификативно слабой позиции невозможна, так как в данной морфеме фонема не встречается в сильной позиции: собака, топор, сапог, сарай, разборчивый, молодые, вокзал, футбол, стол, здоровье, сидишь, сидит. В этом случае выступает гиперфонема. Фонематический принцип здесь ограничивает выбор букв, но не дает однозначного решения. С точки зрения этого принципа можно написать собака и «сабака», футбол и «фудбол». Написания в подобных случаях осуществляются на основе двух принципов: фонематического и традиционного.

Традиционный принцип орфографии заключается в том, что употребляется написание, закрепленное традицией. Выбор буквы не мотивирован современными языковыми закономерностями. С точки зрения звуковых соответствий безразлично, какую букву, о или а, писать в предударном слоге в словах собака, сапог. Традиция, действующее правило указывают на букву о в первом слове и а во втором. Традиционные написания надо запоминать.

Традиционный принцип выступает не только в тех случаях, когда фонема не может быть поставлена в сильную позицию, но и когда существует чередование фонем в сильной позиции одной и той же морфемы. Например: зарево — зори. В безударном положении здесь тоже гиперфонема. Гласные в корне -клон- / -клан- могут быть ударными: клонится — кланяться. Выбор о для безударных слогов основан на традиции: склонить, наклонение. В корне -скок-/ -скоч-/-скак-/-скач- под ударением могут быть и [о] и [а]: подскок, вскочит — вскакивать, скачет. Написание о или а без ударения регулируется сложным правилом: вскочить, скакать, скачок, в зависимости от значения слова — перескочу и перескачу.

Традиционные написания могут соответствовать этимологии слова. Так, в словах собака, товар, сапог сохраняется древнейшее, этимологически верное написание. В словах завтрак, калач выделенные буквы пишутся в соответствии с традиционным принципом: таковы современные правила написания этих слов. Но данные написания не соответствуют древним, когда согласно этимологии писали заутрок, колач (ср. утро, колесо). В словах мохер, колготки мы пишем предударное о, это традиционное написание. Но о в слове мохер этимологически правильно: слово заимствовано из английского языка, где пишется mochair, о же в слове колготки не соответствует чешскому написанию этого слова kalhotky, откуда оно было заимствовано.

В большинстве случаев традиционный принцип не противоречит фонематическому, а дополняет его. Таких написаний у нас 15%.

В некоторых случаях орфографические правила построены на принципах, вступающих в противоречие с фонематическим. Это бывает в тех случаях, когда фонема должна быть обозначена одной буквой, а пишется другая буква или не пишется вовсе никакая буква.

В ряде случаев традиционный принцип противоречит фонематическому. В сильной позиции это написания щ в слове помощник, ч в словах конечно, скучно и др.: во всех приведенных случаях произносится [ш], реализующий фонему <ш>; это написание г в окончании -ого / -его: красного, синего, где произносится [в], реализующий фонему <в>; отсутствие мягкого знака в конце предлога близ, который всегда произносится с последним мягким согласным: блц[з'] города.

В противоречии с фонематическим находится также фонетический принцип, который заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук. По этому принципу пишутся конечные согласные в приставках из- / ис-, воз- / вое-, раз- / рас-, через- / черес-, без- / бес-, низ- / нис-: изыскать, изрыть, издать — искупать; безоблачный, безрадостный, безбрежный — бесполезный и т.п. Конечная фонема приставки здесь <з>, о чем свидетельствует произношение [з] перед гласным и сонорным согласным, но пишется буква з, если произносится [з], и с, если произносится [с]. Фонетический принцип проводится здесь не совсем последовательно: в словах безвкусный, безвкусица в конце приставки произносится [с], в словах бесшумный, изжарить произносятся [ш], [ж], в словах расщепить, расщедриться на месте с нуль звука. Таким образом, фонетический принцип здесь осложнен традиционным.

Правописание а и о в приставке раз- / рас, роз- / рос- также отвечает фонетическому принципу: о пишется под ударением, когда произносится [о]: россыпь, розвальни, розыск, а пишется без ударения: рассыпать, развал, разыскивать. И здесь фонетический принцип осложнен традиционным, ср.: розыскной, разыскать.

По фонетическому принципу пишется ы после ц: цыган, огурцы, курицын, бледнолицый (в соответствии с фонематическим принципом после ц пишется и: цирк, станция).

У существительных 1-го и 2-го склонения в предложном падеже единственного числа и у существительных 1-го склонения в дательном падеже единственного числа выступает окончание -<э>: на (к) земле, о коне, на остриё и в соответствии с фонематическим принципом без ударения пишется -е: на воле, о доме, о счастье. Но в соответствии с фонетическим принципом в этом окончании без ударения после и пишется и, так как произносится [и]: к (об) армии, о пролетарии, о здании.

Фонетические чередования на письме не должны передаваться согласно фонематическому принципу; ср.: абсорбировать, абсорбент — абсорбция — абсор[п]ция. Но по фонетическому принципу позиционно чередующиеся звуки передаются разными буквами; ср.: абстрагировать — абстракция, реагировать — реакция, экстрагировать — экстракт, транскрибировать — транскрипция. Фонетический принцип здесь действует вместе с традиционным: эти слова были заимствованы из латинского языка, где на письме данные чередования отражались.

Фонетическому принципу соответствуют различные случаи отсутствия согласной буквы при реализации фонемы нулем звука; такие написания противоречат соответствующим написаниям по фонематическому принципу: блестеть — блеснуть (но свистеть — свистнуть и т. п.); колонна — колонка, тонна — пятитонка, финны — финка, финский, оперетта — оперетка (но баллы — пятибалльный, Канны — каннский, группа — группка, класс — классный, телеграмма — телеграммка и др.); суффикс -ск- после буквы ц передается как -к-: немецкий, ткацкий, рыбацкий (но детский, городской, матросский, киргизский).

В некоторых редких случаях наша орфография построена на морфологическом принципе, действующем вопреки фонематическому. Морфологический (морфематический) принцип состоит в требовании единообразного написания одних и тех же морфем.

После шипящих под ударением в соответствии с фонемой <о> может писаться ё (е), а не о в связи со стремлением к единообразной передаче морфемы, которая в других словах или формах пишется с е: чёрт — черти — чертёнок, шёпот — шепчет — шептать, жёрдочка — жерди, жёлтый — желтеть, жёлудь — желудей, чёлн — челнок, щёки — щека, печёт — плачет — стережёт — может—несёт. В таких морфемах может наблюдаться чередование фонем <о//э>. Фонема <о> в этих случаях представлена ударным звуком [о], а фонема <э> — ударным [э], а также звуком [ыъ] в первом предударном слоге после твердых [ж, ш]: жёны — женин, жена; жёрдочка — жердь, жердей; жёлтый — желть, желтеть; ожёг — ожечь; дешёвый — дешевле, дешеветь; шёпот — шепчет, шептать. Чередующиеся звуки [о] ударный и [ыъ] в первом предударном слоге после [ж, ш] при отсутствии ударного [э] в том же корне тоже представляют разные фонематические единицы — фонему <о> и гиперфонему <э/о>: жёванный — жевать, жёсткий — жестка, пшёнка — пшено. Это историческое чередование. Стремление одинаково передавать здесь разные фонемы противоречит фонематическому принципу, по которому разные фонемы и передаваться на письме должны по-разному.

Морфологическому принципу отвечают также написания дезинформация, контригра, пединститут, сверхидеальный — с и после согласных, соответствующих твердым фонемам. Здесь сохраняется облик корня, вопреки правилу графики писать ы после таких согласных (ср.: безыдейный, предыстория).





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 658 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...