Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Бесконечность материи



Поскольку философия вообще изучает всеобщее и бесконечное содержание, иначе говоря, свойства вещей и явлений, считающиеся бесконечными, то изначально требуется установить, что же собой представляет бесконечность. Откуда у человека, живущего в мире конечных вещей, появилась мысль, что есть нечто бесконечное?

При определении любой философской категории мы только так и поступаем: рассматриваем огромное конечное множество предметов, обнаруживаем в этом множестве одинаковое свойство, которое экстраполируем на пролонгированный проект мира. За пределами охвата нашим сознанием характеристики явлений должны быть аналогичны тем, которые имеются у предметов и явлений в пределах охвата нашим сознанием.

Идея бесконечности возникла в результате мыслительного противоречия. Невозможность объяснить конечность мира заставила ввести понятие " бес-конечности ". Само построение слова свидетельствует о том, что оно образовалось по принципу антитезы. Что такое конечность, было понятно. Как же надо было назвать то, что противостоит конечным свойствам? Методом замещающего отрицания того, что уже известно.

Невозможность объяснить конечность мира - причина того, что Анаксимандр вводит "а-пейрос". Как аргументировал древнегреческий мыслитель Архит, ничто не мешает нам, находясь на краю Космоса, протянуть руку за его пределы. Действительно, раз там ничего нет, то ничто не должно мешать протянуть руку. Но если мы протянули туда руку, то там уже что-то есть, следовательно, Космос увеличился на длину протянутой руки. Таким образом, получалось, что Космос можно постоянно увеличивать.

Тот же смысл содержится в математической идее существования бесконечного ряда натуральных чисел. Ничто не мешает нам прибавить единицу к сколь угодно большому числу. Если к сколь угодно большому числу можно прибавить единицу, то тогда можно прибавлять по единице постоянно, следовательно, можно приписать натуральному ряду чисел свойство бесконечности. Такая логика кажется вполне приемлемой, поэтому идея бесконечности утверждается в сознании ученых людей.

Демокрит утверждал, что количество атомов в мире бесконечно. Но демокритовская онтология не могла решить два противоречия в понимании бытия. Если считать, что атомы неделимы, то надо сделать вывод, что они не имеют протяжения и размеров. Следовательно, составленное из атомов тело также не будет иметь размеров. Если атомы считать протяженными, то бесконечно большое количество атомов в любой вещи превращало бы данную вещь в бесконечно большое. Кроме того, любой протяженный объект по логике можно разделить. Поэтому Демокрит рассуждал не только о физических атомах, но и о математических (идеальных) атомах.

Деление частицы возможно, если правую ее часть отделить от левой, нижнюю от верхней и т.д. Однако у нас есть право предположить такую частицу, которая не имеет правой и левой сторон. К ней не применимо понятие "стороны". Ее нельзя разделить на более мелкие части, хотя она будет иметь протяжение. Такие частицы следует назвать математическими атомами, своеобразными точками. Они "интеллектуально" получены сознанием. По мнению Демокрита, математический атом значительно меньше физического и имеет конечный размер, но он не имеет никакой формы, поскольку форма предполагает возможность деления на более мелкие составляющие. Количество логических атомов в любом теле конечно.

Современные материалисты предлагают следующее понимание бесконечности материи. Бесконечность материи надо понимать в 3-х аспектах. Прежде всего, это экстенсивная бесконечность. Материя не имеет каких-либо внешних ограничений. Невозможно представить и научно объяснить существование такого места во Вселенной, которое следовало бы охарактеризовать как край, предел, границу мира. В процессе развития науки человечество убеждалось в том, что наблюдаемые пределы мира все время отодвигаются во-вне. Современные наблюдения разбегания галактик подтверждают мысль, что говорить о внешних границах Вселенной пока не имеет смысла. К тому же все тела обладают гравитационным и электромагнитным полями, силовые линии которых уходят в бесконечность.

В современной научной и философской литературе иногда можно встретить высказывание об одновременной бесконечности, но ограниченности Вселенной. В этом случае надо понимать, что, во-первых, речь идет о Вселенной в астрофизическом смысле слова. Во-вторых, ограниченность Вселенной означает только то, что она не распространяется далее своих пространственно-временных свойств. Вселенная ограничена универсальными свойствами пространства и времени, такими, как трехмерность пространства, необратимость времени и т.д. Однако даже в рамках данных пространственно-временных свойств Вселенная бесконечна, ибо не имеет внешних пределов. Как видим, данное утверждение не противоречит философской идее о бесконечности материи.

Интенсивный аспект бесконечности материи отражает ее внутреннюю неограниченность. История научных исследований микромира демонстрирует возможность открытия все более мелких частиц мироздания. Вслед за открытием молекул были обнаружены атомы, затем - элементарные частицы: электроны, протоны, нейтроны и т. д. В ХХ веке экспериментально были зарегистрированы нейтрино. В настоящее время в физике имеется концепция существования кварков, которые пока относятся к виртуальным частицам, поскольку экспериментально не обнаружены. Вообще философы и ученые исходят из положения, что любой существующий объект имеет какую-то структуру, т.е. состоит из составляющих его элементов, каждый из которых имеет меньшие размеры.

Проблема бесконечной делимости природных тел на все более мелкие частицы в философии решается неоднозначно. Часть философов полагает, что делить любой объект можно бесконечно. Они руководствуются следующей аргументацией: если объект существует, следовательно, у него должны быть пространственные размеры, следовательно, он обладает протяженностью, следовательно, у него есть начало и конец протяженности. Между началом и завершением протяженности всегда можно провести разделительную линию.

Другие философы и ученые подвергают критике данный способ решения проблемы. Если делить объект на составные части бесконечно, то рано или поздно мы должны прийти к нулю, пустоте, небытию. Они считают, что должна быть такая субстанциальная основа, в которой частицы сливаются в единстве. Субстанция не имеет внутренних различий, поэтому не может быть разделена на составные части. Для них бесконечная делимость – это механическая экстраполяция способа мышления, свойственного макромиру, на мир элементарных частиц.

Наконец возможен третий вариант решения проблемы делимости. В микромире процесс существования и взаимодействия элементарных частиц происходит по специфическим законам. Поэтому там может быть обычным то, что в макромире невозможно: часть может быть больше целого. Например, кварки, составляющие элементарную частицу, могут быть в некотором отношении даже больше нее в своих размерах. Это означает, что пространство микромира устроено иначе, чем пространство макромира, в котором нам посчастливилось жить. Делимость в микромире может означать совсем не обязательно уменьшение в размерах. Проблема интенсивной бесконечности будет решена, если мы обнаружим, что деление объекта микромира вовсе не сопровождается его уменьшением и исчезновением.

Материи свойственна генетическая бесконечность. Этот аспект бесконечности является следствием постоянного движения и развития материи и отражает идею постоянного преобразования предметов и явлений мира. В природе не наблюдается абсолютных повторений предметов или их свойств. Постоянный процесс развития природы обеспечивает происхождение новых объектов, характеризующихся неповторяемыми свойствами. Таким образом, материя бесконечна не только "вширь и вглубь", но и в формировании качественного разнообразия конкретных объектов. В каждый новый период времени она содержит совершенно иной набор сущих вещей.

Для понимания бесконечности природы важно сказать, что бесконечность присутствует не где-то в космических просторах. Всякий природный объект представляет собой сочетание конечных и бесконечных характеристик, тем самым подтверждая свою принадлежность миру сущего и миру вечного и бесконечного бытия. Так, пространственные размеры объекта конечны, однако его гравитационное и электромагнитное поля распространяются в бесконечность. Объект имеет конечный временной период существования, но его субстанция неуничтожима и существует вечно. Наконец, объект имеет бесконечное число свойств, однако каждое свойство имеет количественное ограничение. Надо помнить, что двойственный характер конечных и бесконечных свойств у отдельных предметов проявляется повсеместно.

Отражение материи

Материалисты всегда настаивали на том, что материи свойственна характеристика отражения. Свойство отражения материи обусловлено ее движением и изменением и всеобщим характером взаимодействия конкретных вещей. Взаимодействие и отражение предметов проявляются только в движении, поэтому мы вправе считать, что они есть следствия движения материи. Материалистическая философия утверждает, что отражение неразрывно связано с взаимодействием материальных тел. Можно даже сказать, что отражение и взаимодействие – это стороны движения материальных тел.

Отражение играет очень существенную роль в развитии природы. Если бы материя не обладала свойством отражения, то тогда в процессе взаимодействия тела не оставляли бы друг у друга никакого следа, ничего не меняли бы друг в друге, следовательно, материя не имела бы способности к развитию. Не изменялись бы свойства и качества вещей.

Суть отражения заключается в воспроизведении свойств отражаемых объектов. В зависимости от уровня организации материальных объектов изменяется и характер отражения. В соответствии с формами движения и развития материи отражение принято делить на:

1) отражение в неживой природе;

2) отражение в растительном мире;

3) отражение в животном мире;

4) отражение в сознании людей.

Отражение в неживой природе обусловлено механическими, физическими, химическими видами взаимодействия. Отражение присущее телам, вступающим во взаимодействие в процессе пространственного перемещения по законам механики, называют механическим. Результатами механического отражения являются деформации тел, изменение направления движения, разрушение структуры тел, соединение различных тел в одно целое, механическое перемещение тел и т.д. Физическое отражение присуще телам, взаимодействующим на уровне физической формы движения материи. Это проявляется в температурном взаимодействии, в возникновении звуковых волн, в изменении электромагнитных полей, в поглощении и отражении света, в радиационном влиянии явлений друг на друга, в изменении атомарной структуры тел и т. д. Результатами химических взаимодействий могут быть деформации тел, изменения их температуры, образования химических соединений веществ.

Отражение в живой природе появляется вместе с возникновением свойства раздражимости живых организмов. Раздражимость предполагает возбуждение организма и формирование обратной избирательной реакции на внешнее воздействие. Она имеется уже у простейших живых организмов, предпочитающих перемещаться в более благоприятную среду обитания. Живой организм реагирует на воздействие тем, что меняет свою форму. Например, раскрытие и закрытие цветка в соответствии с освещением, поворот растения в сторону солнца, распускание листьев весной – все это результат такого свойства живой природы как раздражимость.

Свойство отражения играет большую роль в понимании отличия живого от неживого. Во второй половине ХХ века известный отечественный исследователь П.К. Анохин предложил концепцию опережающего отражения. Согласно данной концепции живые организмы в своем развитии обладают способностью опережать во времени течение внешних событий. При воздействии начальных этапов последовательности событий, способных повлиять на организм в будущем, в живом организме с помощью биохимических реакций происходит воссоздание данных возможных событий в настоящем. Воздействие еще не стало полной реальностью, но организм уже опережает поток событий своей реакцией. Таким образом, организм приспосабливается или реагирует на внешний ход событий заранее.

Эта способность живых организмов есть результат сохранения опыта прошлых воздействий, т.е. отражения воздействующих тел. Таким образом, мы можем сделать вывод, что отражение в живой и неживой природе проявляется совершенно по-разному.

У высокоразвитых животных организмов появляется такой вид отражения, как чувствительность. Отражение внешних воздействий у них приобретает вид ощущений, восприятий, представлений. Благодаря данным видам отражения в живой природе сформировались организмы, оказавшиеся способными к комплексной реакции на внешние раздражители. Благодаря этой способности они обрели большую степень свободы выбора действий и увеличили собственную жизнестойкость.

Человек вместе с чувственностью обладает еще одной формой отражения – рационально-психическим отражением. Воздействие предметов творчески перерабатывается сознанием. Это означает, что оно запечатлевает не только образное содержание, повторяющее во многом внешние характеристики воздействующего предмета, но добавляет к нему смысловое содержание. Сознание человека способно сопоставлять это воздействие с другими, раскладывать его на составляющие, производить его синтез с воздействиями иных вещей, насыщать свойства воздействующего объекта дополнительной информацией о принадлежности к какому-либо классу вещей, придавать каким-то характеристикам повышенное или пониженное значение, добавлять или устранять какие-то характеристики и т.п.

Внешнее воздействие преобразуется и сохраняется в человеке в виде абстрактных нематериальных образований – вымышленных образов, понятий, суждений, умозаключений. Психическое отражение содержит в себе момент активного преобразования внешних воздействий. Человек, благодаря имеющемуся у него психическому отражению, выбирает вид реакции на влияние извне, продуцирует в сознании новые образы, понятия, идеи, проекты, программы действий. Философы-материалисты всегда отмечали, что психическое отражение является социальным по своей природе.

Отражение и взаимодействие диалектически взаимосвязаны, т.е. обусловливают и переходят друг в друга. Можно сказать, что всякое отражение завершается сохранением свойств воздействующего тела. Если бы тело не сохраняло никаких изменений от воздействия, это означало бы, что взаимодействие тел совсем не повлияло друг на друга, то есть взаимодействия как такового не было. Итак, в материалистическом понимании отражение – это всеобщее свойство, проявляющееся на всех уровнях организации материи: от элементарных механических взаимодействий до сложных психических и социальных реакций. Оно результат взаимодействия.

Со свойством отражения связано такое явление, как информация. В философии сложилось несколько интерпретаций данного понятия. Некоторые полагают, что информация проявляется в любых взаимодействиях, поэтому она имеется у всех предметов. Такой подход можно назвать универсальным. Другой подход основывается на понятиях "самоуправление", "самоуправляющаяся система". Они считают, что информация присуща только живым организмам. Его следует назвать биосоциальным. Надо иметь в виду, что информационные изменения – это особый класс изменений, независимый от энергетических и вещественных свойств и характеристик.

В универсальном подходе информация представляет собой специфическую форму всеобщей связи явлений и объектов мира. Существование любой вещи осуществляется через ее связь с другими вещами и с собственным предшествующим состоянием. Ученые раскрывают понятие информации через онтологические категории связи, взаимодействия, пространства, времени.

Рассматривая категорию связи, мыслители пришли к выводу, что связи можно классифицировать на внешние и внутренние. В философской литературе внешние и внутренние связи материальных объектов называют пространственными (синхроничными) и временными (диахроничными) связями. На самом деле это деление носит условный характер, ибо все связи вещей происходят сразу и в пространстве, и во времени. Тем не менее, мы вправе подчеркнуть приоритетность пространственных или временных характеристик в существующих связях какого-то объекта.

В процессе установления единства, сходства, тождественности различных вещей между собой каждая вещь участвует во внешних по отношению к себе пространственных взаимодействиях, поэтому в этих случаях мы говорим о синхронических связях вещи. В том случае, когда материальное тело соотносится с собственным предшествующим состоянием, т.е. рассматривается как результат собственного развития, мы говорим о диахронических связях вещи. Они, безусловно, являются внутренними.

Взаимодействие предмета всегда ведет к каким-либо изменениям. В соответствии с пространственными и временными взаимодействиями и связями выделяют синхроничные и диахроничные изменения в предмете. Изменения в виде отражения, т.е. воспроизводящие свойства и структуру воздействующего объекта, обусловлены как раз синхроничными связями и действиями. Но они не единственные. Есть еще те изменения, которые вызваны диахроническими связями с предшествующим состоянием объекта. Временные связи характеризуют не столько сходство, сколько различие объекта с собственным предыдущим состоянием.

Информация характеризует приобретенное изменение объекта. Она включает в себя и то, что отражается, т.е. пространственные приобретенные изменения, и то, что изменяется в рамках саморазвития вещи. Но приоритет здесь, несомненно, у диахронических изменений. Синхронические изменения являются импульсом, толчком, дополнительным фактором для превращения внешних изменений в информацию. Но определяющими все же являются внутренние диахроничные изменения в предмете. Одно и то же внешнее воздействие для одного предмета может оказаться информацией, а для другого- нет, поскольку внутреннее строение первого будет адекватным для диахроничных изменений, а внутреннее строение второго будет для них не пригодно.

Другие философы и ученые, придерживающиеся биосоциального подхода к анализу информации, предлагают ограничить область ее существования миром живой природы. В неживой природе соотношение внешнего и внутреннего влияния далеко не всегда выявляет преимущественную сторону внутренних факторов над внешними. Неживому объекту совершенно безразлично внешнее влияние. Он участвует во взаимодействии без внутреннего выбора, без возможности сделать движение в ту или иную сторону, подчиняясь сложившимся необходимым обстоятельствам. Поэтому в неживой природе о преимуществе вообще нельзя говорить.

В живой природе внутренние факторы в процессе взаимодействия всегда занимают доминирующее положение, ибо живое существо обладает способностью к активному выбору – предпочтению или отрицанию внешнего влияния. Вероятно, поэтому логичнее информацию рассматривать не как всеобщее свойство, наподобие отражения во всех объектах, а использовать его только по отношению к живым существам.

Правда, есть неживые приборы, отделяющие одни сигналы от других, т.е. избирающие из разнообразия сигналов предпочтительные. Действие таких приборов дает основание некоторым ученым утверждать, что информация существует и в не живых системах. Однако специально созданный прибор, способный самостоятельно делать выбор – это фактически продолжение человека. Только поэтому он "воспринимает" информацию.

Ввиду вышеизложенного вряд ли можно согласиться с мнением, что информация – это мера разнообразия, существующего во всех вещах после взаимодействий. Любая, даже примитивная живая система, совершает активный выбор в пользу предпочтительных условий существования, т.е. использует внутренние факторы, т.е. самоуправляется. Только для живого организма внешнее изменение может выступать разнообразием, а, следовательно, информацией.

Осмысление повышающейся роли информации в развитии социальных процессов, роли средств массовой информации в жизни общества заставили ученых и философов ввести понятие информационного пространства. А развитие компьютерных технологий и Интернета позволило говорить о существовании виртуальной (информационной) реальности.

Информация обладает следующей спецификой – она есть только в живых системах и существует только для них. Вне живого информационное и вещественно-энергетическое воздействие тождественны. Только в живых организмах происходит разделение этих двух сторон объективного воздействия. Можно сказать, что кроме материального существования, живые организмы обладают еще и информационным существованием.

Системность материи

К атрибутам материи относится такое свойство, как системность. Вообще не вдаваясь в полемический разбор данного понятия, систему можно определить как объединение элементов и структуры в некоторой целостности. Любой материальный и идеальный объект можно представить как организованное целое, состоящее из частей.

Элемент - это часть объекта, выступающая как целое и являющаяся наименьшим носителем однотипного взаимодействия. Структура - это способ связи элементов. В качестве элемента может выступать только та часть объекта, которая участвует в одинаковом или однотипном взаимодействии с другими частями объекта. Например, если живой организм рассматривается как совокупность клеток, то тогда элементами организма могут быть только носители клеточных характеристик: нервные клетки, стволовые клетки, мышечные клетки и т.д. В то же время этот живой организм состоит из определенных взаимосвязанных органов, следовательно, в ином ракурсе элементом того же организма будет не клетка, а орган.

Материальная система существует, потому что связи между ее элементами сильнее любых внешних воздействий. Если внешние воздействия оказываются более сильнодействующими, то материальная система разрушается. Любой объект природы представляет собой системное целое. Системность, как свойство предмета, обеспечивает относительную устойчивость явлениям, которые, изменяясь, все же сохраняют некоторое время свое качественное постоянство. Надо, однако, помнить, что любой объект природы не сводится к одной системе, а он всегда представляет собой несколько системных целостностей, существующих в нем одновременно.

В процессе развития науки обнаружился такой факт, что всякий элемент можно, в свою очередь, рассматривать как подсистему, а система является лишь элементом более крупной системы (надсистемы). Например, атом является системой, состоящей из элементарных частиц, при этом он является элементом молекулы. Молекула выступает элементом вещества, совокупность веществ формируют макротела, которые образуют тела звездных систем: звезды, планеты, кометы, астероиды, метеориты. Звездные системы являются элементами такой надсистемы, как галактика. Совокупность галактик образует метагалактику. Пока можно утверждать, что системность прослеживается в диапазоне от 10-15 см до 1027 см.

Что происходит за пределами данных пространственных величин, пока экспериментально не обнаружено. Но логика подсказывает, что за указанными границами объекты должны сохранять относительную устойчивость, а, следовательно, они должны формироваться из устойчивых структурно-связанных элементов. В противном случае мы должны будем допустить существование хаоса и неопределенности. Однако такое допущение сделает проблематичным объяснение появления и существования стабильных объектов в мире.

Данное рассуждение совсем не противоречит синергетическому подходу, согласно которому порядок возникает из хаоса. Дело в том, что в разных частях Вселенной периоды стабильности и нестабильности должны попеременно сменять друг друга. Процесс нестабильного видоизменения может охватывать огромное пространство, продолжаться достаточно длительный срок, однако даже в этих изменениях имеет место процессуальное постоянство, приобретающее вид тех или иных устойчивых тенденций. Кроме этого, у нас нет достаточных оснований утверждать, что нестабильность могла распространяться на всю бесконечную Вселенную.

С системностью материи связан известный парадокс иерархического строения Вселенной. Идею иерархического строения высказывали И. Кант и Г. Ламберт.1 Если наша Метагалактика является только элементом более крупной системы, которая в свою очередь тоже является элементом еще более крупной системы и т. д., то тогда возникает вопрос о влиянии такой огромной гравитационной массы на тела в нашем мире. Весь наш видимый мир в этом случае оказывается такой крупинкой, которую огромные внешние массы должны были бы двигать в разных направлениях так же, как морские волны двигают молекулы воды. Это влияние выражалось бы в огромных разнонаправленных ускорениях, которые мы должны были бы постоянно испытывать на себе и наблюдать в перемещениях звезд. Однако этих эффектов не существует. Следовательно, надо либо отбросить идею бесконечной иерархии материальных систем, либо предложить объяснение для относительной гравитационной стабильности мира.

Принцип системности материи, с одной стороны, исключает разрывы пространства, ибо каждая вещь принадлежит какой-либо системе и не существует изолированно. Отделившись от одной системы, она тут же становится элементом другой. Он показывает сложную организацию мира вещей, поскольку каждая вещь оказывается и надсистемой, и подсистемой одновременно. Принцип системности объясняет устойчивость и постоянство материальных объектов, образующих сложную иерархию взаимозависимостей макро-, микро- мега- миров в бесконечной Вселенной.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 2278 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...