Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 3. Педагогическая культура и педагогическое мастерство



3.1. Педагогическая культура, ее основные компоненты

Во все времена профессия учителя была наиважнейшей. Благодаря педагогической деятельности не «прерывается связь времен», культурные ценности становятся достоянием новых поколений, в диалоге учителя и ученика рождаются новые идеи и новые отношения, новые духовные и материальные ценности.

Термин «культура» появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Постепенно это понятие утратило свой пер­воначальный смысл и стало обозначать самые разные сто­роны человеческого поведения, а также видов деятельно­сти. Очень часто в общепринятом значении культура по­нимается как духовная сторона жизнедеятельности людей.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

Культура существует в двух основных формах:

объективной (в виде реальных предметов, созданных порой не одним поколением людей и несущих человеческий смысл, в продуктах духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе)

субъективной (в виде деятельностных способностей человека, его общественно развитых чувств и возможностей индивида овладеть этим предметным богатством).

Культура характеризует все формы жизнедеятельности людей: материальное производство, социально-политические отношения, духовное развитие общества, быт, человеческие взаимоотношения. Культуру рассматривают как жизнедеятельность человека в единстве ее процесса и результата.

Человек является объектом и субъектом культуры, и в то же время личность каждого человека – это феномен культуры, так как формируется при воздействии разнообразных культурных явлений: традиций, форм общественного сознания, образа жизни, быта, содержания деятельности, воспитания, образования.

Культура общества создается людьми и каждым отдельным человеком. Подлинная культура призвана развивать личность, делать ее совершенной.

Культура личности складывается из знаний, умений, ценностных ориентаций, потребностей и проявляется в характере ее общения и созидательной деятельности.

Культура личности – это гармония культуры знания, культуры творческого действия, культуры чувств и общения. Культура личности – это достижение ею некоторой гармонии, дающей личности социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. Можно также сказать, что культура – это гармония внутреннего мира человека и внешней деятельности.

По своей структуре культура личности (ее называют общей, базовой культурой) состоит из двух уровней: внутренней, духовной культуры и внешней, проявляющейся в культуре общения, поведения, внешнего вида.

Внутренняя культура личности – совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, идеалов, убеждений, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести, чувстве собственного достоинства и самоуважения.

Внешняя культура личности – это способ проявления духовного мира человека в общении и созидательной деятельности. Через проявления внешней культуры человека мы можем понять и почувствовать уровень его духовного развития. Высшим уровнем развития внутренней культуры является духовность.

Духовность – это высшая ступень эмоционально-нравственного развития человека, гармония его идеалов с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками. Духовность определяет потребность человека служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованиюб.

По своему содержанию культура человека многогранна, так как отражает все связи человека с миром, обществом, все отношения, в которые он вступает.

Базовая (общая) культура человека складывается из культуры жизненного самоопределения, экономической культуры, культуры труда, политической, демократической и правовой культуры, интеллектуальной, нравственной, экологической, художественной, физической, культуры общения и культуры семейных отношений. Формирование базовой культуры в единстве всех направлений приводит к формированию мировоззренческой культуры, культуры гражданственности, творческой индивидуальности.

Центральным звеном базовой культуры является культура жизненного самоопределения, которая включает в себя формирование культуры отношения человека к обществу, себе, своему здоровью, образу жизни, своим талантам, свободному времени.

Профессиональная культура – это определенный уровень способностей, знаний, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения специальной работы. Профессиональная культура включает в себя общие представления о социальной значимости данного вида труда, представление о профессиональном идеале, путях и средствах его достижения, развитые чувства профессиональной гордости, профессиональной чести и ответственности.

Единство профессиональной морали и профессиональной культуры выражается в профессиональной этике. Общая культура и профессиональная культура личности взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Педагогическая культура – профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью. Педагогическая культура – это гармония высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.

Педагогическая культура является частью общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления, становления) личности.

Главной ценностью педагогической культуры является ребенок – его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Однако в культуре, в том числе и педагогической, не всегда действуют силы, обеспечивающие ее направленность на удовлетворение потребностей человека. В истории не раз возникали ситуации, в которых актуализировались силы, враждебные культуре, отодвигавшие личность, ее интересы на периферию общественной жизни. Такая ситуация возникла и обострилась в нашей стране в период глобального тоталитаризма.

Педагогическая культура определяет характер осуществления всех основных функций учителя: образовательной, воспитательной, развивающей.

В содержании педагогической культуры можно выделить совокупность стержневых компонентов, таких как культура педагогического мышления, духовно-нравственная культура, культура педагогического общения, культура поведения и внешнего вида.

1. Культура педагогического мышления включает высокое развитие способности научной обработки педагогических явлений и фактов, относящихся как к личности школьника (его сознанию, поведению), так и к воспитательному процессу, к личности самого учителя. Рефлексия учителя как компонент культуры мышления побуждает его к постоянному самосовершенствованию в личностном и профессиональном отношениях. Интуиция как элемент культуры педагогического мышления способствует мгновенным верным решениям в сложных педагогических ситуациях.

Интуиция учителя – это чутье, догадка, озарение, основанные на богатом предшествующем опыте и психолого-педагогических знаниях. Культура педагогического мышления обогащается и развивается на основе информационной культуры. Получение новой информации, ее отбор, обработка и затем своевременное использование – залог успешного творческого мышления и творческой деятельности педагога. Культура умственного труда как элемент культуры педагогического мышления позволяет учителю эффективно и долгие десятилетия осуществлять познавательную деятельность, реализовывать свои творческие планы.

Одна из важнейших черт педагогического мышления – творчество. Творческое мышление характеризуют ряд признаков: гибкость мышления, зоркость в видении проблем, парадоксов, способность к свертыванию мыслительных операций, способность к переносу, цельность восприятия, легкость генерирования идей.

2. Духовно-нравственная культура педагога определяет гуманистическую направленность его личности. Это критерий профессионального мастерства учителя, так как только нравственная личность воспитывает нравственного ребенка. Гармония нравственных знаний, нравственных чувств и нравственного поведения личности учителя становится притягательной для детей, стимулирует формирование нравственного идеала у воспитанников. Духовно-нравственная культура – это нить, связывающая духовность учителя с духовным миром ребенка. От нравственной позиции педагога во многом зависит наше будущее.

3. Культура педагогического общения – это взаимодействие педагогов и воспитанников, в процессе которого создается благоприятная атмосфера, способствующая развитию личности ребенка. Знание нравственных норм и правил общения, культура речи, виртуозное, мастерское владение приемами и методами взаимодействия и воздействия на личность ребенка в сочетании с педагогическим тактом– элементы культуры педагогического общения.

4. Культура поведения и внешнего вида учителя – это не только средство пробуждения симпатии учащихся к учителю, средство налаживания контактов, но и действенный способ воспитания и воздействия на нравственные и эстетические чувства ребенка. Повышенные требования к внешнему виду учителя (одежда, выражение лица, мимика, жесты, пантомимика) обусловлены социально-психологическими и профессионально-эстетическими особенностями его труда. Эмоциональное впечатление, которое производит учитель, память чувств, которые он оставляет ученику – все это факторы, способствующие созданию благоприятной атмосферы, взаимопонимания между учителем и воспитанником.

Признаками педагогической культуры учителя являются: интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство.

3.2. Духовно-нравственная культура педагога

Духовная культура педагога – интегративное качество личности, характеризующееся мерой и способом творческой самореализации субъекта, направленной на формирование духовности. Она создает ту ауру, которая притягивает ребенка к педагогу. Чистота помыслов и чувств создает условия для искреннего диалога между учителем и учеников. Любовь к ребенку облегчает взаимопонимание. «Зорко одно лишь сердце», – писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Центральным компонентом духовно-нравственной культуры педагога являетсяего педагогическая позиция – ценностное отношение личности к определенным сторонам действительности, проявляющееся в соответствующем поведении.

Про­блема сформированности духовно-нравственной культуры учителя связана с системой социальных норм. Для того чтобы полноценно существовать в социальном мире, человек общается и сотрудничает с другими членами об­щества. Есть определенные социальные нормы поведения, соблюдение которых облегчает взаимодействие, совмест­ное решение проблем. Культурная норма является систе­мой поведенческих ожиданий, образцом того, как люди предполагают действовать. Когда культура предписывает, как и что мы должны или не должны делать, т.е. когда она указывает на стандарты правильного поведения, то такая культура называется нормативной. Нормативная культу­ра, не закрепленная юридически, не может быть достаточ­но устойчивой, поскольку она действует как бы с молча­ливого согласия людей. Изменения, происходящие в об­ществе, преобразуют условия совместной деятельности людей, при этом некоторые нормы взаимодействия людей перестают быть актуальными, становятся неудобными и бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом дальнейшего развития человеческих отношений. Отсюда становится очевидным, что педагогу необходимо быть достаточно динамичным в восприятии и понимании нормативной культуры.

Нравственные нормы – это идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Социальный опыт человеческого общества показывает, что нравственные нормы возникают постепенно, из повседневной жизни и групповой практики людей, без сознательного выбора и умственного напряжения. Когда нравственные нормы ус­ваиваются индивидом, вступает в силу нравственный кон­троль поведения, что создает психологический барьер для совершения запрещенных действий. В обществе с твердо установившимися нравственными нормами, четкой систе­мой передачи этих норм новым поколением нравственные запреты нарушаются редко. Нормативную культуру отра­жают и институциональные нормы. Они, в отличие от обычаев и нравственных норм, сознательно тщательно разрабатываются, и устанавливается формальный или не­формальный кодекс следования им.

Каждый социальный институт стремится создать и вне­дрить поведенческие образцы, которые отличаются от по­добных образцов других институтов. Этим объясняется существование таких понятий, как «культура школы», «культура управления», «педагогическая культура» и т.д. Культура педагога – это базисная основа его профессио­нальной деятельности.

Субкультура – это культура какой-либо социальной или демографической группы. В ряде случаев группы развивают упрощенные формы культуры, заменяющие ее нормальные, естествен­ные формы и в той или иной степени противостоящие культуре как целому. Субкультуру, вступающую в кон­фликт с культурой общества, называют контркульту­рой. В данном случае мы не рассматриваем антагонисти­ческие относительно целостной национальной культуры варианты проявления субкультуры.

Учитывая особенности педагогической деятельности, мы в большей мере делаем акцент на проявлениях суб­культуры молодежи. Молодежь развивает собственную субкультуру, более разнообразную в некоторых отноше­ниях, чем культура взрослых, в частности создает собст­венный жаргонный язык, моду, музыку, нравственный климат.

Итак, духовно-нравственная культура учителя является стержнем педагогической культуры, так как только истинно духовный человек может приобщить к культурным ценностям подрастающее поколение, помочь разобраться в культурных ценностях, научить отличать истинные ценности от суррогатов.

3.3. Взаимосвязь педагогической культуры и педагогического мастерства

Педагог – человек высокой культуры, ее носитель. К нему предъявляются высокие требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений. С этих позиций воспитание следует рассматривать как способ приобщения человека к культуре.

В воспитательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника – происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места императивности и авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно. Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания. Такое взаимодействие может организовать лишь педагог-мастер.

Мастерство педагога является результатом многолетнего педагогического опыта и творческого саморазвития личности. Восхождение к мастерству не самоцель. Педагогическое мастерство позволяет сделать учебно-воспитательный процесс увлекательным и легким как для педагога, так и для ученика. Мастерство позволяет достичь высоких оптимальных результатов при малых затратах сил учителя и ученика. Ребенок с педагогом-мастером не замечает, что его «воспитывают» и «обучают», ему просто хочется еще и еще раз встретиться с интересным, добрым и мудрым человеком – Учителем.

Педагог-мастер, обладающий высокой педагогической культурой, подходит к педагогической деятельности творчески.

Творческий учитель – это профессионал, способный создавать в педагогическом процессе качественно новые материальные и духовные ценности. Он умело сочетает в своей деятельности стереотипное, придающее процессу устойчивость, стабильность, управляемость, инвариантность, с инновационным, продуцирующим вариативность, свободу, изменчивость. Для творческого учителя характерно глубокое осмысление образовательного процесса, являющееся фундаментом творческой деятельности. Педагог должен иметь представление о тех требованиях, которые предъявляет современное общество к выпускнику образовательного учреждения. Отправной точкой в творческой деятельности является глубокое знание достижений педагогики и психологии.

К качествам личности, характерным для творческого учителя, можно отнести чувство нового, информационный голод, творческое воображение, остроумие, оригинальность, интуицию, эмоциональную возбудимость в творческих ситуациях и др. Качества творческой личности учителя представляют сложную систему. В зависимости от этапа творческой деятельности проявление каких-то из них становится доминирующим и интегрирует все остальные. Развитие этих качеств – процесс трудоемкий и требующий немалых усилий.

Между тем креативность (способность к творчеству) как качество личности необходимо развивать не только у педагогов, но и у школьников как непосредственных участников творческой деятельности. Наиболее благоприятным вариантом развития творчества учителя может быть включение его в разнообразные профессионально-инновационные ситуации, художественное творчество, решение им оригинальных проблем. Формирование творчества учителя базируется на таких его личностных характеристиках как научная и педагогическая компетентность, развитое педагогическое мышление, техника, профессиональный опыт, достаточный интеллектуальный уровень, способность к оценочной деятельности, гибкость и др.

Творческая деятельность требует от учителя знания особенностей самого творческого процесса. В его структуре можно выделить следующие этапы: интеллектуальная готовность, зарождение идеи – формулировка цели, поиск решения, получение принципа изобретения, превращение принципа в схему, техническое оформление и развертывание изобретения. Можно дать определение педагогическому изобретению – это новаторское решение по совершенствованию методов и средств обучения и воспитания.

Развитие творчества учителя связано с включением им в учебно-воспитательный процесс различных творчески ориентированных технологий, таких, как проблемное и эвристическое обучение, мозговой штурм и его модификации, проблемно-эмоциональное изложение, сократические диалоги, диспуты и т.д. Названные технологии дают учителю возможность помочь школьникам в овладении творческими процедурами. Например, в проблемном обучении обращении к таким компонентам как выдвижение гипотезы, ситуация выбора, позволяет учащимся войти в проблемную педагогическую лабораторию и одновременно требует от учителя профессионального мастерства и развитых творческих способностей.

Для организации творческого процесса принципиальное значение имеет творческое самочувствие учителя, которое задает тон педагогической деятельности, благотворно влияет на нее. Творческое самочувствие педагога складывается из следующих компонентов: глубокая проработка учебного материала, поиск ярких идей, оригинально продуманный урок, ориентированный на интересы и творческий потенциал учащихся; постоянное желание познать личность ученика и разобраться в ней; установка на успех, гармония мыслей, чувств и действий педагога.

Завершая рассмотрение вопроса о профессиональной культуре педагога, необходимо сказать, что процесс формирования педагогической культуры ши­роко исследуется в современной науке, однако реальное ее воплощение в педагогической практике имеет еще очень много нерешенных проблем. Восприятие, понимание и проявление профессиональной (педагогической) культуры имеет существенные рамки варьирования. Вопрос о культуре педагога остается весь­ма актуальным и по сей день.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 22577 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...