Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
художественные и литературные произведения музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор.
Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве,
организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами,
Посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.
Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда, привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студентов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни.
ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ.
Н.М. ТАЛАНЧУК:
Цель воспитаниязаключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.
Содержание воспитательного процесса.
Его основу составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребенку в том или ином возрасте.
Роли: семьянин, профессионал, гражданин страны, гражданин мира.
М.И.РОЖКОВ.
Целевые ориентиры воспитания можно условно разбить на две взаимообусловленные группы целей:
- идеальные (долгое время в качестве такого рода цели выступал идеал гармонично развитого человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство);
- реальные, которые конкретизируются в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития.
Содержание воспитания должно обеспечивать развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной.
В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гуманность, солидарность, любовь, представления о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за себя). В ценностно-смысловых образованиях содержится нравственное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые являются основаниями нравственных оценок. Благодаря им регулируется и организуется поведение и деятельность личности.
В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям, потребность в «другом», в контакте с себе подобными. Развитие названных элементов мотивационной сферы является главной движущей силой формирования и развития личности.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Объяснение этому положению дали психологи: тот предмет (идея, цель, отношение), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. Если общение со взрослым идет плохо, безрадостно, постоянно приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные образования у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет ради достижения целей. Принятие решений — это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие на волевой основе.
В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с поведением других, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др.
В предметно-практической сфере следует развивать способность совершать нравственные поступки, честное и добросовестное отношение к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм.
В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души; понимание морали. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми. Она характеризуется умением человека управлять своими отношениями. Позиции и ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его экзистенциальной сферы.
Н.Е. ЩУРКОВА:
Цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Жизнь, достойная Человека, — это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте.
Содержание воспитания — исходя из задач. (в «Программе воспитания школьника"). В Программе определены педагогические задачи - доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению. Такими задачами являются следующие:
- формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;
- формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;
- формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;
- формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;
- формирование образа жизни, достойной Человека;
- формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Концепция О.С.ГАЗМАНА:
ИДЕАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ – формирование гармоничной всесторонне развитой личности.
/идеальная цель недостижима. Ее нужно оставить в качестве маяка/ РЕАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ –
дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общества, государственной власти.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ: О.С.Газман:
Базовая культура есть некоторая целостность, включающая в себя минимальное (оптимальное) наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих ей развиваться в гармонии с общественной культурой (то есть, не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад).
Основу СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ составляют приоритетные направления базовой культуры:
ñ культура жизненного самоопределения,
ñ культура семейных отношений,
ñ экономическая культура и культура труда,
ñ политическая, демократическая и правовая культура;
ñ интеллектуальная культура,
ñ нравственная культура,
ñ культура общения;
ñ экологическая культура,
ñ художественная культура,
ñ физическая культура.
Центральное звено базовой культуры – культура жизненного самоопределения. Это главное системообразующее понятие, характеризующее процесс полноценного проживания жизни.
Научиться жить – значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней.
Выделяются 4 сферы самоопределения (содержание формирования мировоззрения): человек, общество, природа, интегративные продукты человеческой деятельности.
Анализируя основные сферы деятельности воспитателя /задачи /, О.С.Газман выделяет:
здоровье ребенка,
нравственность,
способности /умственные, трудовые, художественные, коммуникативные/.
Эти задачи он решает, создавая ребенку условия для того, чтобы он успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой), в общении, в сфере бытия (образ жизни, материальная и предметно-эстетическая среда) /О.С.Газман/.
+++++++++++++++++++++++++
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА РОССИИ (2009)
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности /нравственные ориентиры/ – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность»…
Концепция определяет основные понятия: нация, национальное государство, национальное самосознание (идентичность), патриотизм, гражданское общество, многообразие культур и народов, межэтнический мир и согласие, социализация, развитие, воспитание, национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, духовно-нравственное развитие, духовно-нравственное воспитание личности гражданина России.
Концепция является - методологической основой разработки и реализации ФГОС,- формулирует социальный заказ современной школе
Концепция определяет национальный воспитательный идеал. Национальные воспитательные идеалы прошлых эпох:
- Образ Иисуса Христа.
- XVIII в: «Человек государственный, слуга царю и Отечеству». Идея служения. Идеал полезного государству и Отечеству человека-патриота, гражданина.
- Советский период: идеал служения коммунистической партии. Педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.
- В 90-е гг. ХХ в.: идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
Современный национальный воспитательный идеал сохраняет преемственность по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: - семейной жизни, культурно-регионального сообщества, культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий, мирового сообщества.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе: нравственного примера педагога, социально-педагогического партнерства (между субъектами социализации — семьей, общественными организациями, традиционными российскими религиозными объединениями и учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ), индивидуально-личностное развития, интегративности программ духовно-нравственного воспитания, социальной востребованности воспитания.
Базовые национальные ценности - патриотизм, социальная, солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
В. 20. ГУМАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (основные идеи гуманистической педагогики и способы их реализации).
ПРОБЛЕМА
Российское общество находится на переломном этапе своего развития.
Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, создание условий для развития каждого человека.
Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества: в центре внимания должен находиться человек с его нуждами, интересами, потребностями.
Гуманизм – это целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.
В центре концепции гуманизма - устремленность субъекта к свободной реализации своих творческих потенций /А.Маслоу – основоположник гуманистической психологии/.
Гуманизм (от лат. humanitas - человечность) есть система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей;
считающая благо человека критерием оценки социальных институтов,
а принципы равенства, справедливости, человечности - критерием оценки отношений между людьми.
Гуманистические представления не являются чем-то постоянным и неизменным. Они меняются в процессе исторического развития.
Гуманизм, как и любая другая система взглядов, преломляясь в сфере политики, т.е. переходя от идеальных представлений о том, что должно быть или желательно, чтобы было, к тому, что есть в реальной жизни, ставит немало трудных вопросов. Например, кто более прав, более гуманен - Л.Н.Толстой, проповедовавший теорию непротивления злу насилием, или И.А.Ильин с его теорией сопротивления злу силою? Вопрос остается открытым.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – это обращенность образования к человеку,создание условий для проявления и развития его индивидуальности, на уважение прав участников образовательного процесса на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА /в противовес авторитарной педагогике / воплощается в личностно-ориентированном подходе, где в центре внимания находится уникальная целосная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных ситуациях. Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.
Отличительные признаки гуманистической педагогики.
а. смещение приоритетов на РАЗВИТИЕ психических, физических интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков.
б. сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный ВЫБОР в разнообразных учебных и жизненных ситуациях.
Гуманизация учебно-воспитательного процесса предполагает переориентацию внутренних личностных установок учителя.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ.
1. Личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения внешних целей. Человек – это самоценность.
2. Приоритетные качества личности – высшие этические ценности.
3. Ребенок – субъект педагогического процесса.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 525 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!