Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Зарождение схоластики



Начиная с V века главным направлением в развитии философии феодального общества стала так называемая схоластика (от лат. слова schola - школа). Эта философия сначала преподавалась в школах, а с середины XII в. - в университетах. Главным вопросом, которым занималась схоластика был вопрос о религиозной вере и философско-научном знании.

Философия развивалась за счет "техники" логизирования и получила название "схоластика" (от греч. sholas - ученый). Опорой служили каноны, силлогизмы формальной логики Аристотеля. Для рационализации догматов, например, о трех лицах единого Бога устраивались изощренные философские диспуты.

Примеры вопросов этих диспутов:

- Что появилось раньше курица или яйцо? (затрагивает проблему историзма);

- Есть глаза у крота? (если есть, то какие);

- Сколько чертей и ведьм уместится на булавочной головке?

Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (480-524 гг.)

Северин Боэций родился в Риме около 480 г. Еще юношей он женился на дочери Симмаха; консулом стал в 510 г. В 522—523 гг. он исполнял обязанности начальника канцелярии при дворе Теодориха. Зимой 524 г. он был осужден и затем казнен за действия "в ущерб императорской власти".

Мартин Грабман назвал Боэция "последним из римлян и первым из схоластов", Э. Рэнд увидел в нем основателя Средневековья. И в самом деле, Боэций сознавал свою миссию в том, чтобы открыть греческую культуру латинянам. Благодаря ему осуществилась передача традиционного наследия средневековой культуре, была обеспечена преемственность интеллектуальной жизни.

В одном из писем Симмаху Боэций пишет о необходимости удерживать в поле зрения все науки, приготовляющие к философии: арифметику, музыку, геометрию, астрономию. Он сам намеревался перевести на латинский язык все сочинения Аристотеля с комментариями по логике, морали и физике, а также сочинения Платона с тем, чтобы показать согласие и гармонию между двумя гениями. Но по причине преждевременной смерти Боэцию не удалось завершить свой проект. Тем не менее, он подготовил новый перевод и комментарий к "Исагога" Порфирия, перевод "Категорий" Аристотеля, его же "Об истолковании" с двумя комментариями, один в двух, другой — в б книгах, "Аналитику", "Топику". Эти тексты вплоть до XIII века были едва ли не единственным источником изучения Аристотеля.

Проблема универсалий вошла в схоластику именно через Боэция. Комментируя Порфирия, он столкнулся с тремя вопросами: 1) универсалии, т.е. роды и виды: животное, человек, существуют или нет? 2) Насколько они телесны? 3) Если они бестелесны, то едины ли с чувственным? И хотя Порфирий поставил эти вопросы, ответов на них не дал. Это сделал Боэций в фарватере, проложенном Александром Афродисийским; его решение позднее было названо умеренным реализмом. Универсалии существуют только в коллективе, в этом смысле они бестелесны. В реальности нет человека вообще, зато существуют отдельные индивиды. Если абстрагироваться от них как от отдельных существ, выделяя характерные черты вида или рода, то можно получить универсалии.

Боэций разрабатывая проблему бытия выделял два вида бытия:

1. Бытие творящее - Бог;

2. Бытие сотворенное - сама природа.

Идея творения лежит в основе средневековой онтологии.

Идея откровения составляет фундамент учения о познании. Бог - это сверхприродное, это абсолютное начало. Все остальное - его творение. Бог - это истинное бытие, а сотворенный мир - бытие преходящее.

2. Проблема универсалий. Номинализм и реализм - основные направления средневековой философии.

Теоцентризм, опирающийся на догматы христианства, давал возможность относительной свободы философского творчества. Наличие различных богословских проблем давало возможность комментатору философских текстов выбирает то или иное богословское направление и, тем самым, встать на путь полемики, интеллектуальной борьбы. Это и приводит к развитию философского мышления. Так случилось со знаменитой проблемой "универсалий".

Под универсалией понимается та или иная степень общего содержания, выраженного в мысли и закрепленного в слове, отражающего то единое, что характерно для целой группы определенных объектов. Так, например, для группы людей: Ньютон, Лейбниц, Эйлер, Гаусс, Винер и т.д. универсалией будет понятие "математик".

Проблема универсалий: существует общность содержания некоторых предметов - "универсалия" и сами предметы, как нечто отдельное, индивидуальное. Что же существует раньше, что первично: идея общности предметов или сами предметы? Далее, как существуют универсалии: реально, вне человеческой головы, или только в человеческом сознании?

а) Реализм.

"Реализм" утверждал, что универсалии существуют реально, вне человеческой головы, как самостоятельные сущности, существование которых обеспечено волей и желанием Бога. Это позиция крайнего реализма

Вещи и предметы, в которых воплощается универсалия в телесном, вещественном виде, тоже существуют, но не благодаря своей телесности, а за счет причастности к данной универсалии. Отсюда следует, что вещественность, удостоверяемая органами чувств, есть чуть ли не иллюзия, мираж. Так считал родоначальник средневекового реализма Эриугена (IX в.).

Умеренные реалисты говорили, что универсалии существуют и в конкретных вещах, как общее, что есть в этих вещах. Эта позиция нашла выражение у Фомы Аквинского.

Иоанн Скот Эриугена (810-877 гг.).

В споре об универсалиях Эриугена занял позицию реализма. Он выдвинул такой тезис, что понятие настолько существует, настолько существует, насколько оно общее. (Бог).

Иоанн Скот Эриугена - отец схоластики, автор положения о том, что между откровением и разумом нет противоречия. Он был одним из первых защитников рационализации религии, существование бога можно доказать.

Иоанн Скот Эриугена развил учение Боэция о бытии и выделил четыре вида бытия (у Бэция - два):

1. Не сотворенное, но творящее - бог, как источник всех вещей;

2. Сотворенное и творящее - божественная идея;

3. Сотворенное и не творящее - природа - это чувственно воспринимаемый мир;

4. Не сотворенная и не творящая, - конечная цель всех вещей - бог (как целеполагание).

Эриугена рассматривает весь мир как иерархию качества: качество всех качеств - наивысшее качество, есть бог. Человек перед богом - это та же обезьяна перед человеком.

Эриугену заключили в монастырь

Ансельм Кентерберийский (1033-1109)

В споре об универсалиях выступил на стороне реалистов, учил, что в общих понятиях дается сущность вещей.

Его девиз: вера ищет разума, т.е. я поверил в Бога, но моя вера должна иметь оправдание в разуме. "Credo, ut intelligum" ("Верую, чтобы понимать").

Ему принадлежит онтологическое доказательство бытия бога (из наличия субъективной идеи высшей сущности выводит ее объективное существование).

Он очень тесно связывал философию и богословие.

б) Номинализм.

Номинализм, напротив, отрицал самостоятельное существование универсалий вне человеческого сознания. Для него реально и действительно существовали только реальные вещи, а универсалии находились, так сказать, на низшем уровне существования, в форме названий, имен. По-латински nomina - имя, отсюда и название - номинализм.

Номиналисты отстаивали следующие три положения:

1. Существуют только единичные вещи;

2. Общего нет;

3. Если оно (общее) есть, то только в боге.

Иоанн Росцелин (1050-1125).

Придерживался крайнего номинализм.

Универсалии (общее) - только дуновение ветра, "пустой звук" (Росцелин).

Приписывал действительность только эмпирически воспринимаемым отдельным вещам и отказывал в действительности родам и частям этих вещей. Его произведения утрачены.

В последствие был обвинен в ереси. Из его номинализма следовало существование трех богов, три самостоятельных сущности (тритеистическая концепция). Этим самым он подрывал основы церкви. В 1092 году все его учение было отвергнуто.

Умеренные номиналисты считали, что общие понятия не существуют, но они играют определенную роль в сознании.

Нетрудно увидеть основные недостатки как реализма, так и номинализма. В реализме - это признание реального существования универсалий вне человеческого сознания и вне предметов, когда универсалии существуют как чистые идальные сущности. Можно встретить и видеть реально существующих Петрова, Иванова, Сидорова и т.д., но вот "человека вообще" встретить невозможно. Теперь перейдем к номинализму.

Если универсалий, как утверждают номиналисты, в предметах не существует, то почему они вдруг таинственным образом появляются при созерцании предметов? Каким образом номиналистам удалось догадаться о наличии универсалий?

Реализм представляет собой объективно-идеалистическое решение проблемы универсалий, а номинализм больше склонен к материализму. Неслучайно, поэтому, реализм был ведущим в споре о природе универсалий, а номинализм был в оппозиции.

Спор об универсалиях так и не получил в схолатике своего разрешения. И здесь проявилась еще одна особенность средневекового типа философии - спекулятивность, или крайняя умозрительность, установка разрешить ту или иную проблему чисто логически, отвлеченно, вне опыта и практики.

Наиболее влиятельным течением философии XIII в. явился номинализм - реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидульными качествами. Общие понятия не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

Расцвет номинализма приходится на XIII и особенно XIV века; его главные представители - Уильям Оккам (1285-1349), Иоганн Буридан (конец XIII-XIV век), Николай из Отрекура (XIV век) и др.

В номинализме пересматривается характерная для аристотеленской традиции (Альберт Великий, Фома Аквинский) трактовка бытия, предполагающая тесную связь бытия с категорией сущности. Хотя Фома и проводил различие между бытием и сущностью (ибо только в боге бытие и сущность совпадают), однако считал, что сущность стоит к бытию ближе всех остальных категорий. А поскольку сущность постигается не чувствами, а только умом, то отсюда вытекает, с одной стороны, приоритет разума, а с другой - иерархическая структура тварного мира.

Дунс Скот (ок.1266-1308)

В номинализме определяющее значение получает идеи божественного всемогущества, а творение рассматривается как акт божественной воли. Здесь номиналисты опираются на учение Дунса Скота (ок. 1266-1308), который обосновывал зависимость разума от воли и считал божественную волю причиной всякого бытия.

Уильям Оккам (1300-1350)

Однако номиналисты пошли дальше Дунса Скота: если тот считал, что в воле бога был "выбор сущностей", которые он хотел сотворить, то Уильям Оккам упразднил само "понятие сущности", лишив его того основания, которое оно имело в ранней и средней схоластике, а именно тезиса о существовании идей (общих понятий) в божественном уме.

Идеи, согласно Оккаму, не существуют в божественном уме в качестве прообразов вещей: сначала бог творит вещи своей волей, а идеи возникают в его уме уже после вещей, как представления вещей.

Номиналисты не разрывают и с Аристотелем, но дают его философии иную, чем Фома, интерпретацию, опираясь на учение Аристотеля о первичной сущности как единичном индивидууме.

Согласно Оккаму, реально существует лишь единичное; любая вещь вне души единична, и только в познающей душе возникают общие понятия. С этой точки зрения сущность (субстаиция) утрачивает свое значение чего-то самостоятельно сущего, которому принадлежат акциденции, не имеющие бытия помимо субстанций: бог, согласно номиналистам, может создать любую акциденцию, не нуждаясь для этого в субстанции. Понятно, что при этом различение субстанциальных и акцидентальных форм теряет свое значение, и главное понятие томизма - понятие субстанциальной формы - больше не признается необходимым.

В результате умопостигаемое бытие вещи (сущность) и ее простое эмпирически данное бытие ("явление") оказываются тождественными.

Номинализм не признает различных бытийных уровней вещей, их онтологической иерархии. Отсюда равный интерес ко всем деталям и подробностям эмпирического мира. Ориентация на опыт - характерная черта номинализма, которую впоследствии перенимают наследники средневскового номинализма английские философы эмпиричсского направления - Фр.Бэкон, Дж.Локк, Д.Юм.

Номинализм формирует новое представление о познании и природе познающего ума. Поскольку познание направлено не на сущность вещи, а на вещь в ее единичности, то оно есть интуитивное познание (созерцание отдельных свойств вещи), его предметом оказываются акциденции, и знание трактуется как установление связи между явлениями. Это ведет к пересмотру аристотелевской и томистской логики и онтологии, для которых субстанция есть условие возможности отношений (не случайно в томизме гносеология - учение о познании не существует независимо от онтологии - учения о бытии).

Николай из Отрекура

Теоретическая способность в номинализме утрачивает свой онтологический характер, умы болыше не рассматриваются как высшие в иерархии сотворенных сущих.

Ум, с точки зрения Николая из Отрекура, есть не бытие, а представление о бытии, направленность на бытие. Так в номинализме формируется представление о субъекте, противостоящем объекту как особого рода реальности, и о познании как субъект-объектном отношении. Такой подход способствует выделению гносеологии в самостоятельную область исследования. Но одновременно возникает субъективистское истолкование ума, человеческого духа, рождается убеждение, что явления психического ряда достовернее физических, поскольку даны нам непосредственно, тогда как физические - опосредованно. В теологии при этом подчеркивается приоритет веры над знанием, воли - над разумом, практически-нравственного начала - перед теоретическим.

В целом номинализм в значительной мере определил направление и характер развития как философии, так и экспериментально-математического естествознания XVI-XVII веков. Именно с номинализмом было связано также и развитие материализма в эпоху Возрождения и в новое время.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 691 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...