Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Апологеты



В борьбе против языческой религии и философии, еретиков и других врагов христианства выступают апологеты (греч. "апология" - защита).

Апологеты были первыми христианскими философами, которые хотели приспособить греческую философию к потребностям христианского богословия. Их деятельность приходится на II столетие.

Одним из первых апологетов был Юстин Мартир (мученик), так называемый Христос в философской ризе (ок. 100-166),, родившийся в Палестине, автор двух "Апологий" и одного "Диалога с Трифоном". Обращению Юстина в христианство способствовал пример мучеников. Таким же образом засвидетельствовал свою веру и сам Юстин. За свои проповеди он был обезглавлен в 165 г. по приказу римского префекта.

Страстные поиски истины привели его от Платона к Христу. Он отстаивал истинность провозглашенного учения и почитал философию (платонизм), ибо направлена она ко Христу. И христианство, и философия ведут, таким образом, к богу. Его позиция по отношению к христианству проясняется в следующих словах из "Второй Апологии". "Я христианин и, гордясь, признаю себя таковым. Теория Платона несовместима с христианской, и никогда более не цвесть им вместе, как не совместима ни с какой другой, ни стоической, ни поэтической, ни прозаической. Каждая из них видела мир, в коем божественный Глагол бросил свои семена, лишь в связи со своей природой, а потому любая теория могла выразить лишь истину частичную, но с тех пор, как они вошли в противоречия между собой по глубинным основаниям, обнаружилось, что ни одна из них не обладает знанием безошибочным и неопровержимым»

Учение о душе.

Юстин, вероятно был знаком со многими произведениями Платона, в том числе и с "Федоном", где тот разворачивает свою теорию души. В отличие от Платона он считает, что душа не может быть вечной и неразрушимой сама по себе, так как «все, что ни есть вне Бога по своей природе обречено на гибель. Лишь Бог никем не порожден и вечно пребудет, и лишь потому Он — Бог. Вот почему души рожденные смертны и наказуемы; когда бы не были подвержены порче, не грешили бы...". Человек не вечен, тело его не вечно соединено с душой, когда их гармония нарушена, душа покидает тело, человека больше нет. "Так душа должна перестать быть, дух жизни отделяется от нее: души больше нет, и она возвращается туда, откуда пришла". Так Юстин освобождает место для теории воскресения.

Тациан был учеником Юстина, и им же обращен в христианство. В своем "Рассуждении о греках" он выступает оппонентом греческой философии, но, в отличие от учителя объявляет себя "варваром", который нашел истину и спасение в "варварских" сочинениях. В апологии "Речь к эллинам" фанатически осудил всю языческую культуру и с ненавистью отвергал античную философию.

Он также говорит о душе, что, подобно всем вещам сотворенным, душа не вечна, но она воскрешается и вызволяется от смерти Богом вместе с телом. Здесь также речь идет о трехчастности человеческого существа: 1) тело, 2) душа и 3) дух. То, что в нас "образ и подобие" Бога, это Дух, который выше души, и лишь он делает человека бессмертным.

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан, родившийся около середины II века в Карфагене, юрист, философ и теософ, активно поддерживал тезис о несоединимости философии и религиозной веры. Он пропагандировал христианство и яростно защищал церковь от римских властей и от еретических поползновений. Среди его работ выделяются "Защита от язычников", "Свидетельство души", "Против Иудеев", "Опровержение еретиков", "Против Марциона", "Против валентинианцев", трактат "О душе", "Плоть Христова", "Воскресение плоти" и многие другие.

Его главным трудом считается "Апологетикум" ("Защита"), написан где-то в 197 г.

Принцип Тертуллиана "Credo, quia absurdum" ("Верую, ибо это нелепо") полностью выражает содержание и смысл его учения. Вера в Христа и человеческая мудрость несовместимы, взаимоисключающи. В "Плоти Христовой" он пишет: "Сын Божий был распят, нет во мне стыда, ибо это постыдно. Божий Сын мертв: это правдоподобно, ибо нелепо. И был он погребен и восстал из гроба: это определенно, ибо невероятно". (Реале)

Философии он противопоставлял религию, языческой науке - христианскую веру, против разума он ставил божественное откровение. Научные исследования становятся излишними, когда известно Евангелие - единственный авторитетный источник познания бога, а тем самым и любого знания, ибо бог все определяет и правит человеческой жизнью. Философский разум ведет лишь к ереси, философская культура не помогает, а мешает. Чтобы прийти к Богу, достаточно быть простодушным: «К ответу взываю тебя, душа простая и грубая, не подвергшаяся еще манипуляциям культурного изыска... Я нуждаюсь в твоем невежестве, ибо нельзя верить в культуру и только культуру». Тертуллианово понятие веры как высшей истины подготовило почву для подчинения философии теологии (богословию), что было характерным для всего последующего периода развития христианской философии.

Тертуллиан противопоставляет христиан философам: нет никакого сходства "между поклонником Греции и кандидатом на небо, суетным искателем земной славы и тем, кто делает веру делом жизни, между торговцем словами и вершителем дел, между тем, кто стоит на вершине скалы, и тем, кто разрушает, тем, кто охраняет и тем, кто расстраивает, между вором и хранителем истины". Христианин принимает проповедь под Портиком Соломона, где учат "искать Господа с простотой сердечной". Тертуллиан отвергает любую попытку "загрязнения" христианства стоицизмом, платонизмом или диалектикой: вера делает бессмысленной любую доктрину. Философы, по его мнению, патриархи еретиков.

3) Сближение христианской веры с античной идеалистической философией (Александрийская богословская школа).

Климент Александрийский (ок. 15О-219).

Тенденции сближения христианства с эллинистической философией усиливались с превращением христианства в религиозно-идеологическую систему. Эта линия проявляется, в частности, у современника Тертуллиана Тита Флавия Климента. Он был (вместе с Оригеном) представителем Катехизисной школы, которую основал в Александрии около 180 г. Пантен – стоик, ставший христианином.

Климент родился ок. 150 г. Был сначала учеником Пантена, затем помощником и, наконец, последователем. Александрийская богословская школа защищала и углубляла веру с помощью философии. Климент искал проявления гармонии между наукой и верой. Он считал, что лишь согласие — веры и знания — делает христианина сознательным. Начало и основание философии — вера. С другой стороны, для христианина, желающего углубления собственной веры, нет ничего важнее разума. Философия как союзница веры не делает веру более сильной, но делает бессильными атаки противников истины, а веру - неприступной. Вера остается для Климента, в любом случае, критерием истины, наука же по характеру своему вспомогательна.

Целью Климента и других представителей школы было не только защитить христианскую веру от ее противников, но и победить язычников и повлиять на них так, чтобы они сами обратились в христианство.

Ориген (184-254).

Ориген, преемник Климента, родился около 185 г. в Александрии. Его отец христианин Леонид был замучен, оставшись верным Христу. Имущество было конфисковано, и Ориген зарабатывал себе на жизнь преподаванием. В 203 г., еще молодым человеком, он возглавил Катехизисную школу, но в 231 г., из-за разногласий с епископом Деметрием, вынужден был покинуть Александрию и продолжил свою деятельность в Кесарии, в Палестине. Дециево гонение на христиан застало Оригена в Тире, где, после тяжкого тюремного заключения, разрушившего его здоровье, он скончался в 254 г. Большая часть наследия Оригена утрачена. Сохранились его труды - "Начала" (не в авторской редакции), "Против Цельса", "Комментарии к Иоанну".

Ориген, считал христианство завершением эллинистической философии, которая является наилучшим введением в христианское учение. Свое учение Ориген наполнил неоплатоническими элементами. В своем главном трактате "Об основных наставлениях" он объясняет отношение между богом и сыном божьим как отношение между светом и отблеском. Сын божий является образом света, стоит между богом и человеком как посредник. Бог по Оригену бестелесен. "Бог... это реальность интеллектуальная и спиритуальная", "простая интеллектуальная природа". Он непознаваем, превосходит все. Его природа «не подвластна уму человеческому, даже самому чистому и ясному». Единородный Сын Бога, вторая личность Троицы, это "Мудрость Бога, субстанционально сущая". Сын Божий, как утверждает Ориген, порожден "от века" Отцом. Но родился он не так, как все остальное, а посредством эманации, спиритуальной активности. Сын той же природы (homoousios) что и Отец. Ориген, тем не менее, признает определенную субординацию, подчиненность Сына Отцу. Христос обладает двумя натурами: он - истинный Бог и подлинный человек. Не только внешне он человек, а и по сути - с душой и телом. Душа Христа играет роль посредника между Божественным Логосом и человеческим телом.

Святой Дух в иерархии ниже Сына: "Бог Отец, который все обнимает, простирая могущество до каждого из существ, участвуя в его бытии, делает его тем, что оно есть; Сын, будучи ниже Отца, достигает лишь созданий рациональных; еще ниже Святой Дух, он достигает только святых. Посему потенциал Отца превосходит потенцию Сына. Он непосредственно направлен как на святых, так и грешников, на разумных людей, бессловесных животных, и на существа бездушные, вообще, на всех. Напротив, действие Святого Духа не распространяется никак на бездушные существа или тех, кто, хотя и с душой, но бессловесен, и уж совсем никак на тех, кому дан разум, но они во власти зла, абсолютно глухи к добру".

Теория творения Оригена достаточна сложна. Сначала Бог создал рациональные существа, свободные и равные между собой, по своему образу. Их конечная природа и свобода становятся источником различности, несовпадения в поведении: некоторые остаются в союзе с Богом, другие, греша, удаляются, охлаждаясь в любви к Богу, и в этом разница между ангелами, людьми и демонами, как оставшимися верными Богу, отдалившимися и покинувшими его. Тело и телесный мир родились как последствие греха. Бог одел удалившиеся души в тела, однако неверно думать, что тело негативно (как полагали платоники, особенно гностики): оно инструмент искупления и очищения. Душа, следовательно, предсуществует телу. Различия же между людьми объясняются различиями условий жизни и поведения в предыдущей жизни (в большей или меньшей удаленности от Бога).

Ориген вслед за греками считает, что мир – это серия миров, созданных не одновременно, но последовательно один за другим. "Бог не начал творения с этого мира видимого, но, полагаем, что, как по скончании этого мира будет другой, так и нашему миру предшествуют другие". Такой взгляд подразумевает, что все духовное, в конце концов, очистится от греха, однако, для полного очищения необходимо в процессе постепенного и неуклонного искупления пережить множество инкарнаций в последующих мирах. Все должно вернуться к началу, то есть финал должен быть таким же, как начало: так задумано Богом. Все существа вернуться к первоначальному состоянию (апокатастасис). Необходимо заметить, что на этом пути определяется судьба разумных существ, выбирают ли они путь прогресса, либо регресса, а значит, переход от демона к человеку или ангелу, либо обратный ход, прежде чем все вернется на круги своя, к изначальному состоянию.

По Оригену Христос воплотился в этом мире один только раз, и его инкарнации суждено оставаться уникальным невоспроизводимым событием.

Философ возводит в высшую степень свободную волю людей на всех уровнях их существования. На финальной стадии восторжествует свободный судия всякого и всех созданий в триумфе любви, исполняя его волю, все присоединятся к нему уже без угрозы нового падения.

Несмотря на то, что церковь осудила учению Оригена как еретическое, оно оказало заметное влияние на философствующих "отцов церкви".





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 575 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...