Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гностицизм и манихейство



Гностицизм исходил из религиозно-мифологических представлений Востока и философских идей античности. Ему был свойственен религиозно-философский синкретизм, проявившийся в христианской форме.

Термин "гносис" буквально означает "познание", но в то время он стал обозначать особую форму мистического познания, которая была характерна для некоторых религиозно-философских течений позднего язычества, в особенности, еретических сект, вдохновлявшихся идеями христианства.

Особой чертой гностицизма является дуалистическое объяснение мира, источник которого - в персидском зороастризме и в некоторых греческих религиозно-философских направлениях. Важной проблемой гностицизма была теодицея, т.е. решение вопроса: почему существует в мире зло, если бог добр и справедлив? Почему всемогущий бог создал мир зла, выход из которого для человека заключается лишь в искуплении греха?.

Гностики различают бога – творца (Демиург) и бога – искупителя. Таким образом, существуют два божества. Демиург подчинен искупителю, но и враждебен ему, так как создатель мира – порочен и также порочен мир, созданный им: то есть материя – это зло. Поэтому идет постоянная борьба материи с духом, носителем света и добра. Зло происходит из материи, добро - от бога. Христос — это божественное существо, которое явилось в мир лишь по-видимости в телесном обличье (он не мог, согласно гностикам иметь телесную, материальную природу, так как не мог носит в себе зло). Это обесценивало страдания, смерть и воскресение Христа. Борьба между двумя божествами (что противоречит монотеистическому принципу, ограничивает божественное всемогущество) имеет универсальное, космическое значение.

Человек, согласно учению принадлежит к изначальному благу, и поэтому его фундаментальным состоянием являются тревога и печаль, то есть человек страдает от зла, разлитого в мире. Он в «изгнании» и поэтому должен вернуться в свой мир, иной. Сделать он это может через самопознание с помощью Спасителя (Христа). Самопознание основывается на экстатическом соединении с богом. Мистическая направленность этого учения отвергает логику разума. Познание бога у гностиков не рационально, а имеет сверхъестественное содержание.

Душа человека является полем боя, на котором происходит вечный спор между добрым и злым принципами, поэтому грешность - это не вина человека. Согласно гностикам, эту борьбу между добром и злом человек наблюдает и познает.

Гностики разделяли людей на три категории: 1) "пневматических", в коих преобладает Дух (пневма); 2) "психических", с доминантой души-психэ; 3) и так называемых "гилических", в них слышен зов материи, "гиле". Эти последние осуждены на смерть, первые определены к спасению, вторые же могут спастись, если воспоследуют указаниям первых, избранных, обладающих "гносисом". (Дж. РЕАЛЕ, Д. АНТИСЕРИ. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. — ТОО ТК "Петрополис", 1994. — 368 с.).

Гностическая теория выступает как тайна, открытая Христом лишь немногим ученикам. Таким образом, гностицизм - аристократически рафинированное учение, отличное от евангельского.

К концу II столетия формирующаяся официальная церковь начинает вести борьбу с гностицизмом. Гностики весьма сложно, в аллегорической форме интерпретировали Библию, а это открывало путь к ереси. Крайний дуализм этого учения был основан на полной независимости материи от бога, ограничивал божественное всемогущество и тем самым подрывал монотеистическую сущность христианства.

Манихейство относится к еретическим учениям близким к гностицизму. Его основателем был персидский мыслитель Мани (лат. Манихеус), который жил примерно в 216-270 гг. и происходил из царского рода. Мани начал свою проповедь ок. 240 н.э. в Ктесифонте, столице правителей династии Сасанидов. Первоначально Шапур I, царь Персии, покровительствовал его религиозной деятельности, однако позднее Мани пал жертвой зороастрийских жрецов, которые, завидуя его славе, казнили его ок. 270. Взгляды Мани были основаны на идее дуализма добра и зла, которые стали причиной возникновения мира и останутся главными действующими силами в этом мире вплоть до его конца. Согласно его версии, существует извечный конфликт между князьями света (Богом и божественным посланцем света) и демонами тьмы (дьяволом, олицетворяющим материю, и его посланцами, архонтами), владения которых были первоначально отделены друг от друга.

Царство добра и света состоит из пяти чистых стихий: огня, воздуха, света, воды и земли, где властвует добрый Бог (Отец света). Царство зла и мрака состоит из пяти нечистых стихий: бури, тины, тумана, дыма и бессветного жара; властителем в нем является злой демон.

Для защиты границ царства добра Отец света произвел из себя эона - Матерь жизни, которая, в свою очередь, для борьбы с духами тьмы произвела еще одного эона (у гностиков э он – это некое духовное существо, персонифицирующее один из аспектов абсолютного божества) - первого человека, явившегося в мир как Иисус Христос. Христос вместе с пятью чистыми стихиями борется с демонами, но демоны овладевают частью его светлого существа, поэтому Отец света вынужден породить еще одного эона, помогающего Христу в борьбе - Животворящего духа. Животворящий дух является демиургом, творящим мир. Он освобождает не поглощенную царством зла часть Христа, называемую бесстрастным Христом, и помещает ее в солнце. Часть же, поглощенная царством зла, называется страждущим Христом.

Посредством страждущего Христа в пространстве между двумя царствами происходит смешение светлой и темной материй. Страждущий Христос, став, при помощи Животворящего духа, душою мира, образует видимый мир, в котором смешаны духовное и материальное. Так как светлая материя стремится к освобождению от тьмы, князь тьмы (Сатана) приказывает демонам похитить оставшиеся в царстве тьмы частицы света в одно место, и творит человека по образу Христа-эона. Частицы света, сосредоточенные в человеке, составляют его душу.

Манихейство преобразует ветхозаветные идеи таким образом, что именно Сатана запрещает человеку вкушать от древа познания добра и зла, а бесстрастный Иисус учит человека вкусить запретный плод и раскрывает ему тайну духовного происхождения. Для противодействия Иисусу Сатана создает из злой материи и незначительных остатков частиц света женщину, чтобы она раздробила разумную душу человека. Манихейство считает развитие природы, которое должно завершиться окончательным поглощением тьмы светом, частью духовного развития человека, цель которого заключается в освобождении себя от зла, принесенного Евой. Таким образом, человеческая душа дуалистична: одна ее часть произошла из света, другая из тьмы.

Манихейство указывает и путь преодоления зла. Человек для спасения должен отдаться наистрожайшему аскетизму, напоминающему буддийский. "Ведающему" человеку предписаны многие строжайшие запреты (запрет употреблять мясо, запрет сексуальных удовольствий, занятий обычным физическим трудом), в то же время лишь "слушающему" (послушнику) эти запреты смягчены, что напоминает буддийское деление на монахов и светских последователей.

Откровение о его собственной истинной природе и его роли в судьбах мироздания, получаемое человеком, может осуществиться через учения Будды, Зороастра и, прежде всего, Иисуса Христа. Иисус в манихействе выступает в качестве вестника света, по значению в деле приближения окончательной победы света его превосходит только сам Мани, последний из великих пророков.

От христианской церкви манихейство отличается отбрасыванием Ветхого завета, дуалистическим учением о двух царствах и особой идеей искупления, которая предписывает человеку, согласно указанию Иисуса, самому реализовать свое искупление.

Манихейское учение распространилось на Востоке, в Южной Европе и Северной Африке, где его приверженцы образовали самостоятельную религиозную общину и одно время было опасным для христианства. Манихейские общины удерживались почти в течение всего средневековья.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 2117 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...