Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учителя музыки



Музыкально-инструментальное исполнительство является фундаментом профессиональной подготовки и компетенции учителя музыки. Педагогическая направленность учебного плана подготовки бакалавров по специальности «Музыкальное образование» осуществляется в рамках дисциплины «Основной музыкальный инструмент баян», куда в качестве обязательного компонента входит раздел «Школьно-педагогический репертуар». Содержание урока музыки в современной школе, помимо пения и музыкальной грамоты, включает раздел «Слушание музыки», на котором осуществляется ознакомление школьников с вершинными образцами отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

Величайшим достижением русской музыкальной культуры конца ХIХ – начала ХХ века является творчество Петра Ильича Чайковского, изучение которого является обязательным в рамках программы по музыке в общеобразовательной школе.

Как считает академик Д. Б. Кабалевский, разработавший концепцию музыкального воспитания учеников в школе, на уроке музыки в разделе «Слушание музыки» учитель может использовать технические средства обучения, музыкальные аудио-, видео- и магнитофонные записи, но без личного инструментального исполнительства и музицирования учителя музыки обойтись невозможно. Визуальный контакт и общение средствами музыкального исполнительства, игра учителя на музыкальном инструменте имеет большой воспитательный эффект. Живая игра на баяне с учетом детской аудитории в классе на уроке музыки, возможность повторов и остановок для анализа и разбора музыкальной ткани и музыкального образа – это мощный педагогический инструмент музыкального воспитания. Д. Б. Кабалевский подчеркивает: «…Из всех учений, которыми должен обладать учитель музыки, надо выделить владение инструментом. Без механической записи на уроке музыки, конечно, не обойтись, особенно когда в классе должны прозвучать хор, оркестр, оперная сцена и т. п., но она должна быть дополнением к живому исполнению учителя, а не заменой его. Это очень важно по крайней мере с трех точек зрения: во-первых, живое исполнение всегда создает в классе более эмоциональную атмосферу; во-вторых, при живом исполнении учитель может, если надо, остановиться в любой момент, повторить любой эпизод, даже отдельный такт, вернуться к началу и т. д.; в-третьих, учитель, играющий на музыкальном инструменте (и к тому же поющий), служит хорошим примером для своих питомцев, показывая на практике, как важно и интересно самому уметь исполнять музыку» [1, с. 51].

Мы рассматриваем инструментальную подготовку учителя музыки, специализирующегося по классу баяна-аккордеона. П. И. Чайковский музыку для баяна не писал, он, прежде всего, пианист, симфонист, оперно-оркестровый композитор. Поэтому исполнение музыки Чайковского на баяне составляет определенную проблемную задачу – сохранить стилевые, жанровые особенности и тембро-динамическую звуковую палитру в максимальном приближении к оригиналу. Для выхода из данной проблемной ситуации предлагается использовать изданное в прошлом веке и проверенное в полувековой учебной практике учебное пособие.

Отделение народных инструментов Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова выпустило сборник «П. Чайковский. Избранные пьесы», который составил и переложил для баяна П. Говорушко. Петр Иванович Говорушко – профессор Ленинградской консерватории, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, концертирующий исполнитель-баянист, педагог. Как практикующий концертный исполнитель П. Говорушко в совершенстве изучил выразительные возможности баяна, исполняя большой репертуарный пласт мировой музыкальной культуры, произведения различных эпох и стилей. Произведения мировой классики с разнообразной насыщенной фактурой, многозвучного аккордового склада и многоголосного полифонического склада, благодаря исполнительскому творчеству П. Говорушко стали доступными для исполнения на многотембровом выборном баяне без заметных искажений оригинала. Богатый исполнительский и педагогический опыт позволил П. Говорушко создать высококачественные переложения музыкальных произведений П. И. Чайковского для баяна.

Предлагаем использовать в качестве учебного репертуара по программе «Слушание музыки» следующие пьесы П. Чайковского в переложении П. Говорушко:

Из Детского альбома для фортепиано. Соч. 39:

1. Русская песня [2, с. 3 – 4].

2. Итальянская песенка [Там же, с. 4 – 5].

3. Немецкая песенка [Там же, с. 5 – 8].

4. Неаполитанская песенка [Там же, с. 6 – 8].

5. Марш деревянных солдатиков [Там же, с. 8 – 10].

6. Вальс [Там же, с. 10 – 12].

7. Мазурка [Там же, с. 12 – 14].

Из оперы «Евгений Онегин»:

8. Куплеты Трике [Там же, с. 14 – 18].

9. Экоссез [Там же, с. 15; 3, с. 27 – 32].

Из оперы «Пиковая дама»:

10. Дуэт Лизы и Полины [2, с. 18].

11. Дуэт Прилепы и Миловзора [Там же, с. 19].

Из оперы «Лебединое озеро»:

12. Танец маленьких лебедей [Там же, с. 21 – 24].

13. Испанский танец [Там же, с. 70 – 83].

15. Русский танец [3, с. 17 – 27].

16. Чардаш [Там же, с. 37 – 40].

Из балета «Щелкунчик»:

17. Танец пастушков [2, с. 35 – 38].

18. Марш [Там же, с. 38 – 46].

19. Арабский танец [3, с. 32 – 37].

20. Танец феи «Драже» [2, с. 37 – 40].

Из сборника характерных пьес «Времена года» для фортепиано. Соч. 37 – bis:

21. Апрель. Подснежник [Там же, с. 46 – 50].

Голубенький, чистый Последние слезы

Подснежник – цветок, О горе былом

А подле сквозистый И первые грезы

Последний снежок. О счастье ином…

А. Майков

22. Октябрь. Осенняя песнь [Там же, с. 50 – 51].

Осень, осыпается весь наш белый сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…

А. К. Толстой

23. Декабрь. Святки [Там же, с. 54 – 59].

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

В. Жуковский

24. Сентиментальный вальс. Соч. 51, № 6 [Там же, с. 24 – 28].

25. Мазурка. Соч.40, № 5 [Там же, с. 28 – 32].

26. Русская пляска. Соч. 40, № 10 [Там же, с. 32].

27. Вальс. Соч. 40. № 40 [Там же, с. 42 – 59].

28. Ната – вальс. Соч. 51, № 4 [Там же, с. 59 – 63].

30. Вальс из балета «Спящая красавица» [Там же, с. 63 – 70].

Указанные произведения П. И. Чайковского могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе подготовки учителей музыки не только в разделе «Слушание музыки в школе», но и в качестве педагогического репертуара по дисциплине «Основной инструмент баян», поскольку эти пьесы требуют разного уровня музыкально-художественного и инструментально-исполнительского мастерства.

Указанное выше позволяет сделать следующие выводы:

1. Творчество П. И. Чайковского занимает центральное место в музыкально-инструментальной подготовке современного учителя музыки.

2. В программе подготовки учителя музыки по дисциплине «Основной инструмент баян» в разделе педагогического репертуара по школьной программе «Слушание музыки» предлагается использовать «Сборник избранных пьес П. И. Чайковского» в высококачественном переложении П. Говорушко.

3. Изучение и исполнение музыкальных произведений П. И. Чайковского из сборника переложений П. Говорушко, анализ и творческое применение методики переложений представленных в сборнике фортепианных и оркестровых пьес дают возможность будущему учителю музыки получить опыт самостоятельного выполнения переложений для баяна с учетом собственных исполнительских возможностей применительно к восприятию детской школьной аудитории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления: Избр. статьи и доклады: Библиотечная серия / Д. Б. Кабалевский. – М.: Педагогика, 1986. – 192 с. – (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).

2. П. Чайковский. Избранные пьесы / сост. и переложил для баяна П. Говорушко. – Л.: Музгиз, 1963. – 84 с.

3. Играй, мой баян: сборник произведений для баяна. Вып. 8 / ред.-сост.: П. Гвоздев, В. Мотов. – М.: Воениздат, 1960. – 160 с.

УДК 792.01:785.6:78.01 Е. В. Покладова,





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 672 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...