Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В западноевропейской и Русской музыке



(НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Ф. ШУБЕРТА И П. ЧАЙКОВСКОГО)

Романтизм объединил в себе целый ряд достаточно противоречивых художественных явлений, что продиктовано особенностями времени страшной реакции, наступившей в результате объединения всех монархов Европы против идей Великой французской революции. Среди европейской интеллигенции в эту мрачную эпоху обостряется конфликт художника с окружающей действительностью. Отсюда и особая утончённость эмоциональной сферы романтического художника и романтического искусства в целом.

Ф. Шуберт, Р. Шуман, Г. Вольф, Г. Малер, П. Чайковский, С. Рахманинов стремились воплотить в своей музыке лирико-философские образы современной поэзии, глубже и многограннее раскрыть внутренний мир человека, что выразилось в тяге к жанру вокального цикла с раскрытием мотивов одиночества, тоски и разочарования, стремления к простым чувствам.

Первым представителем нового романтического направления стал Ф. Шуберт. Его лирическое кредо определило отношение к вокальной музыке как к основе своего творчества. Опираясь на наследие композиторов венской классической школы, и прежде всего И. Райхардта, К. Цельтера и И. Цумштега, Шуберт поднял на новую ступень песенный жанр. Самым важным в шубертовской реформе песенного жанра было углубление музыкального образа и более тесная связь с текстом. Это обусловило рождение вокального цикла с единой сюжетной линией.

Одной из основных особенностей вокального цикла является переосмысленное и взаимообогащённое подчинение музыки слову или выдвижение на первый план содержания, семантики стихов, их интонации и ритмического строения.

В создании своих произведений он был «первооткрывателем как по линии неслыханного расширения выразительных возможностей песни, так и по линии наполнения её новым содержанием, отвечающим стремлению романтиков…» [1, с. 43].

Возникновение вокального цикла в начале зарождения романтизма было обусловлено потребностью непосредственного эмоционального самовыражения, воспроизведением «мелодии души». Шуберта не удовлетворяла возможность самодостаточности существования его песен независимо друг от друга. Он находит принцип цикличности и взаимодействия их.

Вокальные сочинения Шуберта были написаны на стихи гениальных поэтов: В. Гёте, Г. Гейне, Ф. Шиллера, В. Шекспира, В. Скотта и других. Стихотворные циклы В. Мюллера, Г. Гейне были стихотворной основой и творческим стимулом для музыканта. Из поэзии заимствуются принципы образования формы – наличие и развитие сюжетной линии. Композитор, как и поэты, вносит в произведение элемент автобиографичности, приобретающего характер исповеди, дневника.

Два цикла песен Шуберта – «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», написанные на стихи В. Мюллера с героем-странником, – новая страница в истории вокальных жанров. В этот период вырисовываются очень глубокие связи музыки с литературой. Но отличие заключается в том, что мотив социального протеста в музыке выражен в соответствии со сложившимися законами выразительности через особый круг образов, олицетворяющий определенную идею в своеобразно замаскированной форме. У Шуберта – первого венского романтика, оказавшего своим творчеством мощное влияние на музыкальный язык всей романтической эпохи, – строй мелодии, гармонический язык, фортепианный стиль сложились в результате стремлений воплотить с максимальной точностью и выразительностью образы поэтического текста. В обоих вокальных циклах главный герой ищет счастья и любви, но непонимание встречающихся в жизни людей обрекает его на одиночество и горе. В «Прекрасной мельничихе» это юноша, полный радости и надежд в начале его жизненного пути. В «Зимнем пути» – уже разочарованный человек, у него нет будущего и веры в завтрашний день. В этих циклах жизнь и чувства героя тесно переплетаются с картинами природы. События первого цикла разворачиваются на фоне весенней природы, а второго – на фоне холодного и сурового зимнего пейзажа. Трагическое в искусстве Шуберта отражает не бессилие, а скорбь о человеке и веру в его высокое предназначение. К циклам композитора-романтика можно отнести семь песен из «Девы озера» В. Скотта (1825), четыре песни из «Вильгельма Мейстера» Гёте (1826), пять песен на тексты Гейне, вошедшие в сборник «Лебединая песнь».

Не все песни последних лет творчества Шуберта были полны трагических настроений – многие вновь, как в юности, возвращают образы веселья, непосредственности и радости жизни. Синтез поэзии и музыки, тяготение к свободе формы, гармоническая и тембровая окраска, интонационный склад нашли продолжение в наследии многих композиторов, в числе которых П. Чайковский.

Петр Чайковский был одним из русских художников, кто связал себя с европейской традицией, не стесняясь этого родства. Общая тема и «сюжет» связывают Шестую Чайковского с «Неоконченной» симфонией Шуберта, раскрывая тему борьбы героя поэта и безжалостной судьбы, которую романтики называли Фатумом. У Чайковского, как и у всех романтиков, главенствуют три набоковские «не»: невозвратимость, несбыточность, невозможность. Однако его романтизм имеет ярко выраженное национальное обличие, и оттого трагизм и эмоциональность, обнажённость эмоций сильнее, чувство обреченности фатальнее.

Композитор писал вокальную музыку всю свою жизнь, внеся огромный вклад в область романсового творчества. Всего он создал 103 романса.

Чайковский обращался к текстам самых различных поэтов: А. К. Толстого (12 романсов), А. Фета (5 романсов), Я. Полонского (3 романса), А. Майкова, А. Плещеева (20 романсов), А. Пушкина, Д. Ратгауза (6 романсов), Г. Гейне, В. Гёте. Кроме того, были написаны романсына собственные стихи под псевдонимом Н. Н. В поэзии, которую выбирал автор, его привлекали родственность основных психологических мотивов, контраста счастья и одиночества, любви, единения с природой, правдивость «чувств и настроений», правдивость образов.

Ведущее место в камерной вокальной музыке Чайковского принадлежит лирической теме. Можно сказать, что лирика Чайковского наиболее искренняя, личная, сокровенная. Яркость интонаций, смелость использования музыкальных «бытовизмов», танцевальных ритмов (вальс, мазурка), элементов речи, многообразия нюансов для передачи богатого спектра чувств делают музыку романсов Чайковского своеобразным дневником композитора, что сближает его с творчеством других художников-романтиков. Многое в его наследии воспринято от композиторов-соотечественников А. Алябьева, М. Глинки, А. Даргомыжского и от мастеров немецкой романтической Lied, особенно Р. Шумана с его страстной взволнованностью и обнаженностью психологических образов и характеристик. Но всё это самостоятельно и творчески реализовано и не лишено субъективизма и своеобразия.

Чаще всего автор объединял вокальные сочинения в группы, опусы по 6, 7, 12, 16 произведений. Они обладали внутренним единством, формирующим их в цикл: «16 песен для детей» ор. 54; 6 романсов ор. 65 на тексты французских поэтов; ор. 38 и ор. 47, более насыщенные драматическим настроением романсы ор. 57 и т. д.

Вскоре после окончания Шестой симфонии Чайковский создал свой последний цикл романсов на слова Д. Ратгауза, ор. 73, на котором хочется остановиться более подробно. Цикл составляют 6 романсов: «Мы сидели с тобой», «Ночь», «В эту лунную ночь», «Средь мрачных дней», «Закатилось солнце», «Снова, как прежде, один». Бесцветные эпигонские стихи молодого поэта привлекли Чайковского эмоциональной созвучностью того настроения, в котором он находился. Романсы этой серии не равноценны по своему значению: некоторые являются «перепевами» старых мотивов («В эту лунную ночь», «Средь мрачных дней»). Новые грани лирики обнажаются в двух первых романсах («Мы сидели с тобой», «Ночь») и в заключительном («Снова, как прежде, один»). Они полны трагического настроения, терзающего одиночества, беспроглядного уныния и душевной тоски. Музыкальный язык предельно выразителен: каждый мелодический ход, гармонический оборот приобретают весомость, наполнены смыслом и чувством. Отсюда и сжатость формы, и лаконизм основного интонационного зерна, являющегося назойливым мотивом, подобно неотвязной мысли.

Более развёрнут и разнообразен по материалу романс «Мы сидели с тобой», передающий состояние погружения в окружающую тишину и покой, а затем чувство трагического безысходного отчаяния, также выраженного в романсах «Ночь» и «Снова, как прежде, один».

Таким образом, несмотря на разные временные рамки, национальные тенденции в творчестве Ф. Шуберта и П. Чайковского вокальный цикл XIX века является отражением духовной сущности художника-романтика.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вульфиус П. А. Гуго Вольф и его «Стихотворения Эйхендорфа». К проблеме романтизма и реализма в музыке XIX в. / П. А. Вульфиус. – М.: Музыка, 1970. – 72 с.

УДК 78.01:782:785.11 С. А. Стасюк,





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 987 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...