Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Народная песня родины Чайковского



В одном из писем к Надежде Филаретовне фон Мекк Петр Ильич Чайковский писал: «Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то есть родственных с народной песнью приемов мелодии и гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства, с самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова…». Это высказывание П. И. Чайковского позволяет установить национальные истоки его музыки – русские народные песни его родины.

П. И. Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в Воткинске (Удмуртия). Здесь он провел первые годы своей жизни, здесь впервые услышал чудесные русские песни.

Песенное творчество русских в Удмуртии до последнего времени мало изучено. Между тем оно богато и своеобразно.

Цель данной работы – общая характеристика песенного творчества русских в Удмуртии на основе анализа записей, произведенных Ириной Константиновной Травиной в начале 60-х годов ХХ века в фольклорных экспедициях, организованных Союзом композиторов РСФСР. Песни записаны в основном в Кизнерском и Воткинском районах Удмуртии, непосредственно на родине великого композитора, и частично в соседних с Удмуртией районах Кировской области (в междуречье Вятки и Камы).

В сборнике И. К. Травиной «Русские народные песни родины Чайковского» представлено 66 песен различных жанров: трудовые лесосплавные (9 песен), календарно-обрядовые (2), хороводные (13), свадебные (26), шуточные песни и частушки (5), лирические (4), рекрутские и солдатские (6) и исторические (1).

Из общего объема представленных в сборнике песен наибольший цикл представляют собой свадебные песни. Если проводить параллель с народным музыкальным творчеством Луганщины, собранным в течение 40 лет автором этих строк, то и здесь обрядовый фольклор более всего представлен свадебными песнями.

В Удмуртии русские исполняли их в связи с различными моментами предсвадебного и свадебного обрядов. Предсвадебный обряд состоял из сватовства, смотрин, сговора и девичника.

Во время сватовства договаривались о приданом. Смотрины, как и сговор («запой»), происходили в доме невесты в присутствии жениха. Непосредственное отношение к смотринам имеет песня «Ты не вылетай-ка, сера утица» (№ 25):

Пример 1

Песня поется в унисон с эпизодическим расхождением голосов в двухголосие. Такой вид многоголосия, возникающий при совместном исполнении мелодии, когда в одном или нескольких голосах происходят отступления от основного напева, является гетерофонией. Именно гетерофония представляет собой общие для многих народных музыкальных культур корни многоголосия. Развитие русского народно-песенного многоголосия вылилось в совершенно особую ветвь гетерофонии самобытного склада – подголосочное многоголосие.

На сговоре («запое») исполнялась песня «Ой, из горы, гор» (№ 26), имеющая ясный хоровой склад. Между сговором и днем свадьбы, во время приготовления к ней подруги невесты обычно собирались у нее и под пение песен принимали участие в этих приготовлениях. До самого дня свадьбы невеста «голосила», то есть причитала, оплакивая свою русую косу и девичью красу. Два причета невесты – «Ты, свет ли, ты, да подруженька» (№ 28) и «Уж ты, свет, ты родимая тетушка» (№ 29) – дают представление о содержании песен этого рода. В первом из них невеста приглашает подружку помыться «белешенько» при своей «раздевьей кра'соте», во втором рисует картину безрадостной жизни в чужой семье. Следующий причет – «Ой, да вы не пойте-ка рано, петушки» (№ 30), – исполняемый подругами невесты от ее лица, приближается к протяжным лирическим песням. К тому же типу относится причет-припевание «Ой, да приступись-ка, родимая мамонька» (№ 31), в котором невеста спрашивает благословения у матери, брата и сестры.

Пример 2

Свадебный обряд происходил сначала в доме невесты, а затем в доме жениха. Та часть его, которая сопровождалась исполнением песен, связана с приездом поезжан в дом невесты («Ой, не было ветру», № 32), с обрядом расплетания косы невесты, с угощением в доме невесты, предшествовавшим свадебному пиру в доме жениха. Большинство песен могут быть отнесены к типу величальных («Ой, друженьки», № 34; «Край дороженьки черемушка стоит», № 42; «На калине соловеюшко сидел», № 44 и другие).

Свадебный обряд в доме невесты заканчивался проводами невесты в дом жениха. Ей посвящалась прощальная песня «Как у нашего у батюшки» (№ 49), относящаяся к группе величальных песен.

Пример 3

В доме жениха устраивался свадебный пир, на котором исполнялись песни различного содержания.

В сборнике Травиной большую группу бытовых песен представляют хороводные, исполняемые в весенне-летний период, после окончания весенних полевых работ, до начала летних уборочных работ. Содержание их связано с мотивом выбора пары.

Хороводные песни исполняются у русских в хороводах, связанных с движением по кругу (ходьбой по кругу и игрой). В соответствии с двумя видами хороводов они разделяются на собственно хороводные и хороводные игровые.

К собственно хороводным относятся песни «Как по улочке по Шведской» (№ 12), «Ой, стой, мой милый хоровод» (№ 13), «Перепелка» (№ 14), «Э, цветочек мой» (№ 15). За исключением первой песни, исполняемой двух-, трехголосным хором, все остальные имеют развитый многоголосный склад, вообще свойственный произведениям такого вида.

Пример 4

Хороводные игровые песни можно разделить на три группы. Первую составляют песни трудовой и лирической тематики: «Я на стулике сижу» (№ 16), «Гуляет молодец» (№ 17), «Девки лен-то сеяли» (№18).

Во вторую группу входят песни игровой и семейной тематики. В их числе – широко распевные песни «Ой, гулял барин» (№ 19), «Как по морю» (№ 20), «Винный-то наш колодец» (№ 21). В первой из них говорится о выборе невесты, тестя, тещи, шурина и свояченицы; во второй – о подневольном положении женщины в старой крестьянской семье; в третьей – о богатом хозяине, который вывозит из разных городов – Казани, Москвы, Питера – «умниц» и заставляет их прислуживать себе.

К третьей группе могут быть отнесены песни игровой и шуточной тематики. В одной из них – «У воробушка головушка болела» (№ 22), исполняемой многоголосным женским хором, рассказывается о выборе девушки «по мысли, по нраву, по любви»; в другой – «Как за двором, за двором» (№ 23) – об ухаживании парня за девушкой; в третьей – «Вышел молодец за ворота» (№ 24) – о шутливой борьбе девушки с парнем.

Пример 5

Особый интерес представляют трудовые песни, записанные в Малмыжском районе Кировской области, так называемые «уханья» или «разы», связанные с рабочими процессами лесорубов. Они разделяются на «короткие», или «малые», и «долгие», или «большие».

Примером «короткого раза» является песня «Ой, еще!» (№ 1 и 2). Ее активный, волевой характер подчеркивается восходящими секундовыми интонациями, четкой двудольной ритмикой, краткостью, повторностью музыкальных фраз. К тому же типу относятся песни «Ой, ульнем!» (№ 3), «О, ух!» (№ 4).

Пример 6

Примеры «долгих разов» более многочисленны. Среди них такие песни: «О гом, берем!» (№ 5), «Ой, раз берем!» (№ 6), «И ох, да раз еще!» (№ 7), «Ой, ухнем раз!» (№ 8), «Ох, молодчики, раз да!» (№ 9). Четкая мерность ритма, присущая трудовым песням, сочетается в них с широким мелодическим развитием, богатством ладовых красок. Речитативная декламация периодически сменяется широкими распевами слогов.

Группу бытовых песен представляют шуточная «Тёща для зятюшки пирог испекла» (№ 51), в которой ряд строк текста поется на одну и ту же слегка варьируемую мелодию, и частушки «Пойду, выйду за ворота» (№ 52), «Ягодиночка моя» (№ 53), «До свиданья, конь вороный» (№ 54), «Ох не видать такого лета» (№ 55), имеющие четкую двудольную ритмику.

Пример 7

Разнообразны протяжные лирические песни. «Несповадно было времечко» (№ 56) – о чувствах влюбленного парня – привлекает широтой строгого в своих очертаниях напева, неожиданными гармоническими сочетаниями двух-, трех-, четырехголосной фактуры женского хора.

Пример 8

Песня «Куда девался тот цветочек» (№ 57) повествует о разлуке с милым. Использование в ней двухрегистрового хорового диапазона обусловливает необычность аккордово-гармонического звучания. Песня «Мальчишечка, разбедняжечка» (№ 58), приближающаяся к типу городских песен романсного склада, представляет собой замечательный образец полифонического двухголосия, в котором большую роль играют имитации, синкопы, паузы и движение мелодии в одном голосе на фоне выдержанного звука в другом.

К лирическим песням близки по характеру казачьи песни. В песне «Бежит речка-невеличка» (№ 59) говорится о разлуке казака с любимой. Музыкальный склад ее основывается на частом противопоставлении декламации размеренного и распевного видов.

Необычайно выразительны рекрутские и солдатские песни. В них раскрываются горестные чувства рекрутов в связи с отъездом из родного дома. Таковы песни «Вот указ» (№ 60) и «Из Москвы-то в Питер слышно» (№ 61). В первой из них говорится о том, как отправили в рекруты двух, а во второй – трех братьев. Драматический характер первой песни оттеняется свободной импровизационной ритмикой одноголосного зачина, противопоставлением декламации речитативного и распевного вида, кульминационными взлетами и спадами мелодии, акцентной мелизматикой коротких распевов. Речитативная декламация во второй песне сменяется временами широкими распевами слогов. Особую выразительность ей придают острые хроматические последования высокой и низкой секунды, высокой и низкой сексты, восходящий ход на уменьшенную квинту в начале зачина во втором куплете.

В песнях «Ванюшка невесел» (№ 63) и «Не по реченьке лебедушка плывет» (№ 64) отражены чувства солдатской жены, расстающейся с мужем. В первой из них содержатся характерные для рекрутских песен образы «чужедальней сторонки», «петербургской большой дорожки», разлучающей близких людей «невольки». Во второй присутствует так же часто встречающийся образ быстрой речки, что протекла «со горючих со слёз». Музыкальный склад первой песни основывается на противопоставлении речитативной и распевной декламации текста. Интонационная специфика второй песни связана с обилием мелизмов и частым противопоставлением в мелодии хроматизмов терции и сексты на близком расстоянии.

Интересна солдатская песня «Вы, поля ли, поля» (№ 65), распетая в изящном гармоническом стиле многоголосных песен западных районов Удмуртии.

Пример 9

Близка к ней по характеру известная историческая песня «Соловей кукушку уговаривал» (№ 66), исполняемая у русских в Удмуртии с новой мелодией, широко распевной и красочной.

Такова общая характеристика русских народных песен родины Чайковского – Воткинского и других близких районов Удмуртии и России. Можно отметить близость песенного фольклора, записанного И. К. Травиной на родине Чайковского, с русским фольклором Луганской области как в жанровом отношении (кроме лесосплавных трудовых), так и в особенностях поэтического и музыкального языка. Некоторые песни (в частности «Вы, поля ли, поля») в основном совпадают с вариантами, записанными на территории Луганщины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мюллер Т. Ф. Гетерофония / Т. Ф. Мюллер // Музыкальная энциклопедия. Т. 1. – М.: Сов. энцикл., 1973. – С. 973 – 976.

2. Травина И. К. Русские народные песни родины Чайковского / И. К. Травина. – М.: Сов. композитор, 1978. – 192 с.

3. Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк. 1876 – 1878 / П. И. Чайковский. – М.: Academia, 1934. – 236 с.


УДК 781.5 Н. Ф. Тихомирова,

г. Луганск





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1959 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...