Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Применение клавиров симфонической музыки в курсе чтения партитур



Клавиры симфонической музыки, то есть её переложения для фортепиано в 2 или в 4 руки, широко используются во многих областях музыкальной педагогики (курсы истории музыки, анализа музыкальных форм, гармонии, и т.д.). Однако же применение их в курсе чтения партитур – вопрос дискуссионный. Некоторые педагоги полностью отрицают возможность применения клавиров, считая, что клавиры провоцируют учащегося на недобросовестное отношение к предмету. Другие настаивают на весьма ограниченной сфере их использования. Типичные доводы противников использования клавиров обыкновенно сводятся к тому, что учащийся, предпочтя выучить нотный текст по клавиру, не окажет должного внимания партитуре изучаемого произведения. Тем не менее, для квалифицированного педагога не составит большого труда отличить произведение, выученное по клавиру, от разобранной партитуры. Таким образом, вопрос сводится к педагогическому контролю – сфере, актуальность которой не должна зависеть от применяемых средств обучения.

Вместе с тем, клавиры в курсе чтения партитур дают возможность реализовать сразу несколько разнообразных форм занятий. Укажем на некоторые из них. Наиболее популярной формой является ознакомление с клавиром изучаемого произведения на той стадии, когда партитура уже выучена. Это даёт возможность сравнить фактурные решения в партитуре и в фортепианной версии, что не только способствует лучшему восприятию разбираемого произведения, но и положительно сказывается на формировании представления о взаимосвязи фортепианных и оркестровых решений в рамках одинакового музыкального материала. Также клавир в этой ситуации позволяет учащемуся проверить и скорректировать результат своей работы по преобразованию оркестровой фактуры в фортепианную, что весьма важно при самостоятельных занятиях.

Однако вполне возможным представляется и знакомство с клавиром на ранних стадиях работы над партитурой либо вообще до начала этой работы. Облегчение представления о реальном звучании хотя бы некоторых фактурных пластов и об их возможном воспроизведении на фортепиано может дать положительный эффект в дальнейшей работе над партитурой. Особенно это актуально для учащихся, не обладающих развитой техникой игры на фортепиано.

Применение клавиров для фортепиано в 4 руки позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на тех или иных пластах фактуры разбираемого произведения. Также исключительно важной стороной такой формы занятий является необходимость соблюдения правил ансамблевой игры, прежде всего – забота о метрической ровности исполнения (сторона, которая чаще всего страдает при исполнении партитуры на фортепиано). При этом четырёхручные переложения могут исполняться учащимися как совместно с педагогом, так и друг с другом, что расширяет сферу применения этой формы занятий. Не следует исключать и возможность индивидуальной работы с четырёхручным переложением, как с целью его анализа, так и для попыток исполнения сразу обеих партий на фортепиано.

Наконец, следует упомянуть о ситуациях, когда клавир произведения существует в нескольких вариантах (в качестве примера укажем на Четвёртую симфонию П.И.Чайковского, четырёхручное переложение которой существует в двух вариантах – авторском и С.И.Танеева). Такие случаи дают возможность сравнить варианты и лучше осознать вывод об относительности любых трактовок оркестровой музыки на фортепиано и о необходимости применения творческого подхода при чтении партитур.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 205 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...