Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А. Н. ПАПЕНИНА,



доцент кафедры звукорежиссуры СПбГУП,

кандидат искусствоведения, член Союза композиторов РФ

ОБОГАЩЕНИЕ СЛУХОВОГО ОПЫТА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА»

Как подтверждает многолетняя практика, студенты, поступившие на специальность «Музыкальная звукорежиссура», имеют весьма разный уровень слухового опыта в восприятии произведений академических стилей. Причем, речь идет не только о так называемой «классической» музыке, но и о музыке других стилей и направлений. Это зависит как от уровня преподавания музыкальной литературы в музыкальных школах/училищах/колледжах, где обучались студенты, так и от уровня культурной жизни города, общей гуманитарной подготовленности студента, его способностей и желания к самообразованию.

А. Сохор справедливо утверждал, что способность «слушателя понять музыку того или иного стиля и жанра, той или иной степени сложности зависит в первую очередь от его предшествующего опыта восприятия произведений такого же рода, от уже имеющейся у него,,музыкальной воспитанности”» [Сохор А. Воспитательная роль музыки. Л.: Музыка, 1975. Изд. 2-е, доп., с.59].

В СПбГУП, на кафедре звукорежиссуры, задача повышения этой «музыкальной воспитанности» у студентов является практически первоочередной. Звукорежиссер без должного слухового опыта, без объемного и разнообразного музыкального багажа не состоится как профессионал. Безусловно, лекционные и семинарские занятия по циклам «Истории музыки», «Истории оркестровых стилей», «Чтению партитур», «Слухового анализа звукозаписи», «Звукорежиссуры» и др. подразумевает прослушивание и анализ академических произведений. Но, помимо аудиозаписей, крайне полезно совершать вместе со студентами выездные занятия на концерты различной стилевой и жанровой направленности, где есть возможность оценить «вживую» акустические особенности залов, тембральные характеристики всевозможных ансамблевых составов, а также услышать новейшие произведения, еще не существующие в записи.

К примеру, 24 октября 2013 года, в рамках выездного заседания клуба молодых звукорежиссеров «Sound», функционирующего при кафедре звукорежиссуры СПбГУП, студенты 1 курса были приглашены на концерт авангардной музыки под названием «Вам! Контразвуки композиторов Санкт-Петербурга», организованный Всероссийским музеем А.С. Пушкина, Русским факультетом университета Вассар Колледж (Нью-Йорк), Санкт-Петербургским обществом музыки и искусств «Аполлон» и Ассоциацией современной музыки Союза композиторов Санкт-Петербурга. В частности, прозвучали сочинения таких мэтров как Сергей Осколков («Клоун Осени». Фантазия памяти Леонида Енгибарова»; «Заклятие зверей», Фантазия по гравюре Михаила Шемякина), Сергей Слонимский (Вокальная сцена для высокого голоса и фортепиано «Прощание с другом» из «Эпоса о Гильгамеше»), Георгий Фиртич («Контрасты» для флейты и ф-но; Рыжая пантера», пьеса для Четырех. «Прощание с Репино по материальным причинам», монетарный скетч для скрипки и фортепиано).

Музыкальный язык этих сочинений очень яркий, самобытный, порой насыщенный китчем и эпатажем. Практически для всех первокурсников он стал своеобразным «откровением», по отзывам студентам они были буквально ошеломлены и захвачены выразительными средствами и экспрессией современного музыкального языка. Посещение этого концерта вызвало волну интереса к изучению истории музыки, творчества авангардных композиторов, отдельные студенты выразили желание участвовать в Студенческой научной конференции с исследованием траекторий развития музыкального авангарда, что, бесспорно, можно расценивать как положительную тенденцию.

А.А. ПРЕДОЛЯК,

доцент кафедры «Музыкальных медиатехнологий» Краснодарского государственного университета культуры и искусств,

кандидат искусствоведения

«ОСНОВЫ MIDI-ТЕХНОЛОГИЙ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курс «Основы MIDI-технологий» является составной частью профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности 073002 «Теория музыки» и предусматривает приобретение практических навыков, необходимых для деятельности будущих специалистов. Данный предмет в системе воспитания будущего специалиста относится к дисциплинам профессионального модуля.

Цель дисциплины: овладение знаниями, методами и навыками применения MIDI-технологий в преподавательской и концертно-просветительской деятельности будущего специалиста – преподавателя в учреждениях дополнительного музыкального образования.

Задачи дисциплины:

- изучение специфики данного предмета, его отличие от курса музыкальной информатики;

- изучение свойств звука и его компьютерного моделирования;

- изучение различных программ компьютерного моделирования звука;

- приобретение навыков работы с музыкальными редакторами;

- приобретение умений при создании презентаций, составлении музыкальных викторин;

- приобретение умений и навыков при создании собственного мультимедийного проекта.

Структура курса включает три формы работы: лекция – основной видобязательной аудиторной работы, направленный на формирование у студента профессиональных компетенций; практические занятия – вид обязательной аудиторной работы, являющийся непосредственным продолжением курса, где происходит практическое освоение материала; самостоятельная работа – вид внеаудиторной работы, выполняемой студентом самостоятельно в соответствии с заданиями преподавателя и подкрепленный необходимым учебно-методическим и информационным обеспечением.

Содержание курса состоит из двух разделов. Первый посвящен истории возникновения MIDI-технологий. В нем раскрываются:этимология понятия MIDI-технологии и ряда специализированных терминов; причины их возникновения; цель и задачи применения MIDI-технологий в современной педагогической практике, просветительской и профессиональной научной деятельности. Затрагиваются вопросы физического свойства звука и особенностей его восприятия; классификация музыкальных инструментов; история создания электромузыкального инструментария; вопросы, связанные с компьютерными технологиями создания и обработки звука.

Второй раздел посвящен изучению программ, позволяющих будущему специалисту свободно и профессионально применять их в собственной педагогической, научно-методической и просветительской деятельности. Дается теоретическое и практическое освоение интерфейса таких программ как Sibelius, Finale, Power Point презентации, Sound Forge, Sony Vegas и т.д.

Результатом освоения курса является создание мультимедийного проекта на выбранную студентом искусствоведческую тему, а также формирование профессиональной базы, необходимой для профессиональной деятельности по специальности «Теория музыки».

Н.Н. РАХМАНОВА,

преподаватель кафедры «Музыкальная звукорежиссура», Нижегородской Государственной Консерватории (академии) им. М.И. Глинки

(Нижний Новгород)

ДВА АСПЕКТА АНАЛИЗА ФОНОГРАММ: ЭСТЕТИЧЕСКИЙ И ТЕХНИЧЕСКИЙ

Анализ фонограмм – одна из основных дисциплин в подготовке звукорежиссеров: именно в процессе анализа происходит наработка слухового опыта, роль которого невозможно переоценить в дальнейшей работе звукорежиссера. В новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте в дополнении к предмету «Слуховой анализ фонограмм» появилась такая дисциплина как «Развитие технического слуха», что обозначило существование двух векторов слуховой «тренировки», имеющих различные задачи:

· Развитие технического слуха, направленное на приобретение навыков определения на слух частотных полос, динамических и пространственных характеристик и т.д.

· Анализ фонограмм, изучающий: традиции построения виртуального звукового пространства академической, джазовой или эстрадной музыки и их направлений; особенности звукорежиссерских традиций американской, европейской и русской школ и стилистические черты их наиболее ярких представителей.

Соответственно, каждый из восьми пунктов небезызвестного протокола AES может быть рассмотрен как с той, так и с другой стороны. Например, «тембр»: с «технической» точки зрения мы оцениваем то, насколько он соответствует действительному звучанию инструмента, какая область частот в нем наиболее насыщена и насколько это соответствует современным тенденциям; с «эстетической» – соответствие общей звуковой картине, то, какую роль он занимает в восприятии композиции в целом, насколько он способствует музыкальной выразительности и соответствует общей концепции музыкального произведения.

Определение этой концепции происходит в процессе выявления стилистических особенностей музыкального материала, что, в сущности, сводится к определению следующих составляющих:

· Время создания произведения – отношение к той или иной эпохе (Соната для скрипки и фортепиано эпохи Венского классицизма и XX века)

· Композитор (автор) и его стиль (Соната для скрипки и фортепиано Й. Гайдна и В.А. Моцарта, Д.Д. Шостаковича и С.С. Прокофьева)

· Жанр произведения (Соната для скрипки и фортепиано и Пьеса для скрипки и фортепиано)

· Исполнитель и его прочтение (Д.Д. Шостакович Симфония №5, в исполнении симфонического оркестра под управлением Г. Рождественского и К. Кондрашина)

Таким образом, наиболее полная оценка звучания фонограммы может быть осуществлена лишь при детальном анализе обеих сторон, при четком представлении границ между «техникой» и «эстетикой» и выявлении их внутренних взаимосвязей.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 238 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...