Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Десять энесидемовых тропов



Первый троп исходит из разнообразия живых существ. Коль скоро их организмы различны, то и качества вещей воспринимаются ими неодинаково. Например, морская вода непригодна сухопутным животным для питья и подобна яду, а для рыб – приятна и составляет среду их обитания.

Второй троп говорит о различии между людьми и проистекающем отсюда несходстве их восприятий и мнений об одном и том же. В зависимости от индивидуальных особенностей, характера, привычек, образованности и т. д., каждый человек имеет свои представления о вещах, которые не согласуются с представлениями других людей. Это разноречие и разномыслие наглядно свидетельствует о неопределимости вещей.

Третий троп учитывает, что разные органы чувств по-разному представляют нам одни и те же предметы: например, картина на вид имеет возвышения и неровности, а на ощупь гладкая. Так что даже в одном человеке разные чувства говорят о вещах различное.

Четвертый троп обращает внимание на то, что наше мышление и восприятие изменяются в зависимости от обстоятельств. От того, спим мы или бодрствуем, голодны или сыты, спокойны или взволнованы, зависят наше восприятие и оценки.

Пятый троп апеллирует к расположению вещей. Так, плывущий корабль кажется издали маленьким и неподвижным, а вблизи – большим и движущимся.

Шестой троп фиксирует то, что ни один предмет не существует и не воспринимается обособленно. Мы не знаем его "чистого вида", к которому воздействие других вещей как бы примешивает разные "примеси". Например, в воде мы без труда передвигаем камень, который бы не подняли на суше.

Седьмой троп говорит о величине и строении предметов, которые в зависимости от этого выглядят различно и оказывают разное воздействие. Серебро белое, но его опилки выглядят черными. Яды в малых дозах действуют как лекарство, в больших – убивают.

Восьмой троп учитывает, что вещи всегда существуют относительно чего-нибудь: и относительно воспринимающего, и относительно всего, что воспринимается вместе с вещью. Ни от того, ни от другого невозможно отвлечься. Следовательно, существование вещи мы знаем не само по себе, а лишь в отношении к иному. Нам даны не столько сами вещи, сколько их взаимная связь, в которой вещи нераздельны друг с другом.

Девятый троп отмечает то обстоятельство, что редко встречаемое явление, (скажем, комета), производит более сильное впечатление, чем привычное, хотя бы и более удивительное (например, Солнце).

Десятый троп состоит в констатации того, что все наши оценки определены обычаями, культурными условиями, складом мировоззрения и другими общественными влияниями. Поэтому "мы не можем сказать, каково по природе подлежащее суждению, но только можем сказать, каковым оно является по отношению к данному поведению, жизни, к данному закону, к данному обычаю" (Секст Эмпирик, Пирроновы основоположения, I, 163). Например, у одних народов двоеженство рассматривается как преступление, а у других составляет норму жизни.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 216 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...