Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предел осмысления сущего



Эйдосы являются не только первоначалами бытия. Они также выполняют логическую роль пределов осмысления сущего. С проблемой пределов осмысления бытия мы столкнулись уже в учении Демокрита. В атомизме то, дальше чего мы не можем помыслить бытие – предельная, непроницаемая и неделимая форма. Само введение такого предела как бы подводило итог всем предшествующим исканиям мысли, стремившейся открыть первоначала сущего. Эмпедокл свел воедино все решения относительно первоосновы бытия, создав учение о четырех основных стихиях (корнях) сущего. Демокрит делает следующий шаг: он вводит умозрительные (хотя небестелесные) начала сущего. Продолжением этого движения станет платоновское учение об идеях, где умозрительные первоначала освободятся от своей телесности, будут связаны с конкретными формами вещей и в то же время вынесены за пределы "мира сего".

Здесь перед нами весьма примечательный момент развития мысли. Часто философское творчество представляют в виде создания своеобразных и грандиозных пониманий мира. Но гораздо чаще подлинный переворот во взгляде на действительность производится простой переменой тональности рассуждения, изменением лишь одного элемента прежней конструкции. И от этой как будто частичной перемены меняется вдруг, как от волшебного заклинания, все понимание реальности. Платон, с внешней точки зрения, "всего лишь" лишил, во-первых, "неделимые эйдосы" (идеи, образы, формы) Демокрита посюсторонности, превратив непосредственные слагаемые всех сущих вещей в их первообразы. Во-вторых, заменил отвлеченные и не связанные с видом зримых вещей первоначала (атомы) на их (вещей) конкретные формы. И этой логически весьма простой метаморфозой радикальным образом изменил весь взгляд на мироздание.

Платоновское "царство идей" четко определило область умопостигаемого, отделив ее от "зримого мира". Тем самым теория идей положила начало понятию идеального, которое с тех пор стало одним из самых употребительных в философском языке. В множественном, изменчивом, текучем мире образы эйдосов как бы колеблются, дробятся, проступают смутно и неотчетливо. Их трудно различить и распознать их подлинный смысл в пестрой совокупности конкретных вещей и отдельных существований.

СХЕМА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНИЯ

Таково в самом общем и схематическом виде Платоново представление о бытии. Разумеется, в самой платоновской философии оно имеет гораздо более глубокое и сложное содержание. Выделив три основных элемента онтологии Платона – мир идей, чувственный космос и равную небытию материю – мы ничего не сказали о бытии чисел, которые занимают промежуточное положение между чувственным и идеальными мирами, образуя как бы третью реальность; ни о Душе мира, через которую совершается взаимосвязь посюстороннего мироздания и подлинного бытия (царства эйдосов); ни о сложных космологических построениях, ни о ряде других важных онтологических сюжетов.

Краткое изложение неизбежно упрощает и схематизирует подлинное философское учение и в целом процесс развития мысли. Это само собой разумеется, но об этом постоянно следует помнить, знакомясь с историей философии по обобщающим обзорам и различным учебным пособиям. Изложение учения Платона о бытии в данном случае преследовало цель наиболее лаконично и отчетливо представить основную диспозицию его онтологии, а также сконцентрировать сознание на значении, которое внесло это учение в сам способ философствования, в человеческую способность сознавать вообще.

КОММЕНТАРИЙ: О ЗНАЧЕНИИ ПЛАТОНОВСКОЙ ОНТОЛОГИИ





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 221 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...