Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исток мышления



Импульсом к началу Сократового философствования послужило изумление, в которое повергло его божественное откровение. Друг философа обратился к дельфийской пифии с вопросом: "есть ли кто мудрее Сократа", и получил ответ, что нет такого. Сократ был поражен, поскольку вовсе не считал себя мудрым и решил проверить прорицание, обратившись к почитаемым носителям мудрости. Он общался с государственными деятелями, поэтами, искусными мастерами. В результате с удивлением обнаружил: будучи умелыми в своей области, они на этом основании неправомерно мнят себя мудрыми во всем. Сравнивая себя с ними, философ приходит к выводу: они так же мало достойны считаться мудрыми, как и я. Но "я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю. На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее", – полагает Сократ (Платон, Апология, 21d). Тогда становится понятным и изречение Бога, которым Он "желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит" (Апология, 23b).

Таков зачин сократовского мышления: все, что претендует на мудрость и осведомленность – опровергнуто и показало свою тщетность. Не осталось ничего, о чем с уверенностью можно было сказать: "это истина". А раз так, то сознание открывается для познания; ибо только тот, кто ощущает себя незнающим и несведущим, стремится узнать. Знающий уже не познает – он только учит, передавая свое знание.

ПОИСК ИСТИНЫ: МЕТОД МАЙЕВТИКИ

Итак, ничье мнение не оказывается настолько состоятельным, чтобы признать его истинным. Разум оказывается среди односторонних, поверхностных или очевидно ошибочных суждений. Но Сократ не просто отбрасывает их. Своими беседами философ, через преодоление недостоверности и ограниченности воззрений, дает возможность прийти к более глубокому и точному взгляду на вещи. Вопросами, репликами и замечаниями Сократ ведет общий ход рассуждения, в котором постепенно проступают контуры достоверного знания. Он как бы "наводит" сознание собеседников, и вместе с ними свое собственное, на след истины. Этот способ рассуждения философ называл "майевтикой", то есть повивальным искусством, по аналогии с занятием своей матери. Только она принимала роды детей, а Сократ своей беседой принимал роды познания, помогая истине явиться на свет.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 160 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...