Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел третий. Рациональность и свобода 282 4 страница



дующую культуру. Вместе с тем абсолютно иррациональными

могут оказаться самые изящные научные проекты и не по при-

чине технических или теоретических просчетов, но в силу про-

счетов социокультурных.

Сказанное отнюдь не имеет целью дискредитировать концепцию

классической рациональности. Нелишне еще раз повторить, что

она была необходимой и оправданной реакцией на гнет

узурпировавшей разум, известной духовной силы, подлинной

интеллектуальной революцией.

Таким образом проблема типов (или форм) рациональности не

только реальна, но и весьма актуальна. Вместе с тем заслужи-

вает внимания и концепция единства рациональности, понимае-

мая, однако, как диалектическое единство многообразия прояв-

лений разума. Рациональность научная, философская, религиоз-

ная и т.д. - не альтернативы, но грани единого и многоликого

человеческого разума. Все дело в акцентах, приоритетах:

научных, нравственных, художественных и т.д., сменяющих, но

не отменяющих друг друга в силу объективных условий

исторического и логического развития человеческой культуры.

Выявляя специфику этих особенностей рациональности, вполне

допустимо использовать понятия "форма" или "тип"

рациональности тем более, что сама рациональность имеет

целый ряд критериев, ни один из которых не обладает

абсолютной значимостью. Ценностный критерий рациональности

не менее актуален, чем, например, критерий логический.

В контексте сказанного представляется неправомерным

скептическое отношение к "доклассическим" типам (формам) ра-

циональности, рассматриваемым лишь в качестве подготови-

тельного материала становления рационалистической доктрины

Нового времени. На самом деле платоновская или, скажем, эпи-

куровская экспликации рациональности не менее содержательны

и классичны, чем рационалистические концепции Декарта,

Ф.Бэкона, Лейбница, Мальбранша. Все это - особые типы рацио-

нальности, отличающиеся не только различными критериями, но

и различными названиями.

***

Вопрос об истоках рационализма (рациональности) - в из-

вестной мере вопрос об истоках самой философии как истори-

чески первой отчетливо рационалистической формы обществен-

ного сознания. И хотя отдельные элементы рациональности (в

частности вопрос о смысле) достаточно явно обнаруживают себя

уже в мифологии и первобытном искусстве, оба эти явления ми-

ровой культуры абсолютно не нуждались ни в доказательности,

ни в аналитическом рассудке, ни в критическом разуме вообще

- подлинных и необходимых, как принято считать, критериях

истинной рациональности. Вот почему мнение о том, что

философия (античная философия в частности и прежде всего)

является лишь "рационалистически стилизованной" мифологией,

представляется по меньшей мере спорным. Философское мышление

изначально отличается от мифологического и религиозного и по

целям, и по методам. Влияние мифологии на философию (и не

только на нее) конечно огромно и исторически объективно. Оно

на столетия проникло в ткань позднейших типов мировоззрения.

Мифология, равно как и религия, будет, видимо, сопровождать

человечество до конца его истории, оказывая определенное

влияние на все формы общественного сознания. Однако

качественная граница между ними останется неустранимой. Что

касается взаимосвязи античной философии и древнегреческой

мифологии, то правильнее, пожалуй, будет говорить о

мифологической стилизованности и соответствующем

традиционализме раннефилософского мышления. Для последнего

это было столь же естественным и неизбежным, насколько

опасным для классической мифологии и языческой религии была

философическая их рационализация: превращение, например,

античных богов в философские категории, "рациональные вещи".

Таким образом, при всей насыщенности мифологией, античная

философия решительно переключает свое внимание к истинно

сущему и апеллирует к понятию, логике, факту. У философа,

свидетельствует один из первых историков философии Альбин,

изначально проявляется природная склонность к наукам, т.е.

сфере умопостигаемого, интерес к объективному и законо-

мерному, а не случайному и изменчивому. Это ясно поняли,

хотя и по разному интерпретировали, уже Филолай, Парменид,

Зенон, Гераклит, Анаксагор. Философия, утверждал Сократ,

начинается с изумления и требует логического разрешения

проблем. При всем мифологизме платонизма (а от элементов

мифологии и даже мистики объективный идеализм не смог

освободиться даже в своем "абсолютном" варианте) приоритет

его основоположником безусловно отдавался доказательству.

Философ, считал Платон, лишь тот, кто готов "отведать от

всякой науки", кто ненасытен в учебе и истине. Мифы же

полезно знать и использовать как инструмент нравственного

регулирования общественной жизни, как устрашение неизбежной

расплатой в потустороннем мире за совершенное при жизни зло

и потому мифотворчество - удел художников и поэтов, но не

философов и не государственных мужей.1

____________________

1 Неоднозначное отношение Платона к мифологии

находит у историков философии разные объяснения. Это,

видимо, и нежелание порывать с культурными традициями

Эллады, и невозможность найти научное объяснение многих

явлений и процессов, и, наконец, элементарная осторожность

В пользу изначальной и сознательной рационализации, за-

родившейся в лоне мифологии, но отпочковавшейся от нее новой

формы общественного сознания, говорит и тот факт, что введе-

ние Пифагором самого понятия "философия" (свидетельство

Аэция) совпало с рождением античной математики. Число, как

"орган суждения Бога", оказалось и самой рациональной из

всех известных людям чуственно-воспринимаемых и умопостигае-

мых "вещей". С его помощью "мудрейший из эллинов" впервые

обнаружил объективную реальность иррационального (пифагорова

теория иррациональных величин). Арифметика и особенно

геометрия оказались не только стимулами и средством развития

естествознания, но стали, как образно выразился Диоген

Лаэртий, "двумя рукоятками" древнегреческой философии. По

убеждению многих историков науки и историков философии

первые философские программы античных мыслителей были

программами математическими. Опираясь на пифагорейское

учение о числах и безоговорочно отдавая ему приоритет в

науке и воспитании, Платон не только создал свое знаменитое

учение об Идеях2, но и попытался объяснить с их помощью все

многообразие природной и общественной жизни. Во всяком слу-

чае эта новая для античности чисто теоретическая

(умозрительная) "числовая мудрость" своей аналитической и

конструктивной потенцией существенно раздвигала границы че-

ловеческого познания и возможности общественной практики.

Без искусства счета, как самой "изощренной мудрости", не

могут, утверждал Платон, обойтись даже политики. По его

мнению человечество вообще разделилось однажды на два

лагеря: тех, кто причастен к математике и тех, кто не

пользуется ее могуществом3.

Итак, Новое время - эпоха не зарождения, но возрождения

философского рационализма - прежде всего как высочайшей

культуры и самодисциплины разума его исторически новая ин-

терпретация. Картезианская математизация знания лишь восста-

навливала одну из ранних традиций античной философии, во-

плотившуюся в том, что принято называть "научным духом",

традицию чрезвычайно значимую, но не единственную и, пожа-

луй, не главную. Новый ("классический") рационализм оказался

своего рода "снятием" рационализма античного, но "снятием",

увы, не диалектическим. К некоторым, утраченным позднейшей

европейской философией и культурой ценностям античной экс-

____________________________________________________________

(печальный опыт учителя и друга) в отношении к доктринам

официальной мифо-идеологии.

2 Во избежание возможной двусмысленности, условимся

в дальнейшем в написании этого термина использовать

заглавную букву, дабы отличать его от широко используемого

понятия "идеи" как мысли о чем-либо.

3 Оценивая значение математики и ее роли в развитии

человеческой культуры, Ницше впоследствии назовет ее

средством "высшего человековедения", ибо математика, по его

мнению, представляет собой не столько орудие познания,

сколько орудие очеловечивания познаваемого. Думается, что

под этой чрезвычайно значимой и изящно сформулированной

мыслью подписались бы многие античные философы.

пликации рациональности, имеет смысл вернуться не только

ради восстановления исторической справедливости, но прежде

всего с целью лучшего понимания существа и границ этого фе-

номена.

***

Характерной чертой античного рационализма, определившей и

суть первой европейской интеллектуальной революции, следует,

видимо, считать формирование культуры дефиниции, которую

начали еще досократики (в первую очередь софисты) и

завершили представители греческой философской классики. Этот

первый тип европейского рационализма, отмечает

С.С.Аверинцев, от всех предшествовавших ему состояний мысли

и познавательных форм, в которых предмет полагается не через

определение, но главным образом через уподобление (мифы,

притчи), "резко отделяло наличие методологической рефлексии,

обращенной, во-первых, на самое мысль, во-вторых, на

инобытие мысли в слове. Рефлексия, обращенная на мысль, дала

открытие гносеологической проблемы и кодификацию правил

логики; рефлексия, обращенная на слово, дала открытие

проблемы "критики языка" и кодификацию правил риторики и

поэтики"4.

Превосходство критической рефлексии над обыденным сознанием,

понятий над чувственными образами, умозаключений над

впечатлениями и мнениями, дедукции над индукцией лучше и

раньше других уловил и использовал Сократ - первый

"теоретический человек". И хотя в его известном признании

относительно того, что сам он ничего не знает, но лишь

стремится говорить "всего... только правду" и иметь "самые

общие понятия", содержится известная доля показного

простодушия, общая ориентация предложенного им нового стиля

философствования была безусловно наиболее прогрессивной и

перспективной.

Ничуть не умаляя роли софистики как "античного просвещения"

в интеллектуальном прорыве древнегреческой культуры из

классической мифологии и целиком мифологизированной

гомеровской и гесиодовской поэтики в сферу самосознания

духа, следует признать, что именно Сократ начинает

кардинальный поворот всей философии в сторону переосмысления

природы разума и оснований достоверного знания. Более того,

выросший и сформировавшийся в лоне софистической культуры,

он решительно разводит истинную философию, как высшую форму

умозрения, и с традиционной мифологией, и с "суетным многоз-

нанием" софистов. Философия не всезнайство и не цветистая

риторика, но знание сущего и причины, понимание законов ста-

новления явлений, торжество разума и справедливости. Это

переосмысление возможностей и целей философии, было, по

мнению А.Ф.Лосева, окончательным прощанием с дорефлексивным

мифологическим сознанием и переходом к "доподлинному рацио-

нализму", к "восторгу теоретического мышления".

____________________

4 Аверинцев С.С. Два рождения европейского

рационализма // Вопр. философии. 1989. N 3. С. 10.

Одним из важнейших принципов разума Сократ считал принцип

целесообразности и объективной нормативности. Софистический

релятивизм относительно понятий и норм жизнедеятельности для

него абсолютно неприемлем. Разумеется, нельзя стать не

становясь, но вещи не только изменчивы, но и устойчивы,

иначе они были бы в принципе не познаваемы. В любой из них,

даже находящейся в стадии становления, есть некоторое

объективное и устойчивое ядро, фиксируемое в имени

(понятии). Имя не тождественно вещи, но зная его, имея поня-

тие вещи, и, тем самым, выходя за ее пределы, можно постичь

ее сущность. Имя не случайно и не субъективно, как полагали

софисты; в нем есть "какая-то правильность от природы"5.

Именно имена-понятия выполняют роль посредников между

божественным разумом и разумом человеческим, делая вещь

интеллектуально зримою. Критически переосмысливая мифо-

поэтическую концепцию природы и статуса древнегреческих

богов, Сократ интерпретирует последних в качестве

телеологических принципов разума и родо-видовых сущностей

всех вещей и процессов. Не человек, как уверял Протагор, а

Бог-разум есть мера всех вещей6.

По достоинству оценив объективную значимость и рациональный

смысл имен-понятий, Платон создает свою философскую систему

прежде всего как систему понятийную. В этой ситуации даже

слово, как материальная оболочка имени-понятия, способно

исказить смысл и значение последнего. "Всякий, имеющий

разум: никогда не осмелится выразить словами то, что яв-

ляется плодом его размышления и особенно в такой негибкой

форме, как письменные знаки"7. Истинно понятийное мышление -

в сущности "беззвучная беседа" души с собой. Но, чтобы

убедить в этом других, Платон, поясняют его античные

биографы и толкователи, вынужден был нарушить

провозглашенную им заповедь, взяв на душу маленький грех во

имя великого блага. И потомки, надо признать, по достоинству

оценили эту "жертву" и безоговорочно простили великому

мыслителю его литературные "прегрешения". Более того

искусство устной и письменной речи, доведенное Сократом и

Платоном до совершенства, по праву отнесено человечеством к

высшим достижениям античной культуры.

____________________

5 Исходя из идеи природного (объективного) статуса

понятий, Сократ и Платон первыми сформулировали концепцию

Анамнесиса (знания-воспоминания), оказавшую колоссальное

влияние на всю европейскую философию и предвосхитившую, в

частности, известную картезианскую теорию врожденных идей,

как одного из основополагающих начал "классического

рационализма".

6 Вряд ли следует считать совершенно беспочвенным

мнение о Сократе, как "первом истинном христианине" (если,

конечно, не понимать его буквально). Однако не

теологическая, но рационалистическая (квазирелигиозная)

интерпретация Бога стала характерной чертой сократо-

платоновской философии и была унаследована классическим

рационализмом Нового времени.

7 Платон. Соч. М., 1972. Т. 3(2). С. 544.

В истории становления и развития культуры речи и рацио-

нального мышления вообще трудно найти более значимое звено,

чем то, что древние греки называли диалектикой. При всей

неоднозначности понимания и оценки этого феномена

рационального мышления, Платон считал его подлинным "венцом

наук", "царским искусством". Лишь диалектика, как

способность "чистого мышления" проникать в сущность вещей и

процессов, высвобождать из "варварской грязи зарывшийся туда

взор нашей души"8 и направлять его "ввысь", могла

претендовать на право именоваться подлинной наукой,

поскольку имела дело не с преходящим и изменчивым, но с

"божественным и постоянным", умела "видеть все сразу".

Демонстрируя и развивая потенциальные возможности диалектики

в системе рационального мышления, Платон первым ввел особый

диалектический род суждения, дополнив им широко

практиковавшиеся в античной философии этический,

эстетический, эротический и другие виды суждений. Искусство

"хитросплетения речей", ведущих к истине через поиск и

разрешение противоречий, особенно наглядно проявилось в

знаменитых платоновских диалогах - прекраснейших видах сло-

весности, изобретенных отнюдь не Платоном, но доведенных им,

по мнению Диогена Лаэртия, до совершенства9.

Критически оценивая сенсуализм ионийцев и субъективизм

софистов, решительно настаивая на трактовке философского

мышления как умозрительного искусства, Платон, также как и

его "старший друг" Сократ, вовсе не отрицал значения

человеческих чувств и страстей и отнюдь не считал наличие

"воска в ушах" - условием истинного философствования. В ряде

своих сочинений он говорит о естественной и необходимой

гармонии чувственного и рационального. Ни жизнь в одних лишь

чувственных удовольствиях, ни жизнь рассудительная, лишенная

этих удовольствий, не достойны человека именно в силу своей

неразумности. Удовольствие, игнорирующее рассудок -

иррационально и пагубно; разум, не приносящий наслаждения и

подавляющий страсти - ущербен. Достойна и оправдана,

утверждал Сократ10, лишь "смешанная" жизнь, где разум

____________________

8 Платон. Соч. М., 1971. Т. 3(1). С. 545.

9 Платоновские диалоги стали впоследствии предметом

особых лингвистических, филологических, этических,

логических и прочих исследований. Известны и различные виды

их содержательно-структурной классификации.

10 При вполне естественном различии взглядов великого

реформатора античной философии и его гениального

последователя по целому ряду обсуждаемых ими вопросов, их

философские воззрения столь близки по духу и аргументации,

что разделить их порой не представляется возможным.

Последнее усугубляется и тем обстоятельством, что с мыслями

Сократа мы знакомы в основном по их платоновским

интерпретациям. И хотя Диоген Лаэртий уверяет, что все

излагаемое Платоном от лица Сократа, есть его собственные

взгляды, сам Платон утверждает обратное: "нет и не будет ни-

какой платоновской записи; а то, что теперь читают, - это

речи Сократа..." (Платон. Соч. Т. 3(2). С. 513.) Отдавая

разбавлен "примесью" чувств, а чувства - "примесью" разума

"перед нами, точно перед виночерпиями, текут две струи; одну

из них - струю удовольствия - можно сравнить с медом, другая

- струя разумения - отрезвляющая и без примеси вина, походит

на суровую и здоровую воду. Вот их-то и нужно постараться

смешать как можно лучше"11. Речь идет именно о рациональной

"смеси" (а не "беспорядочной массе" контролировать которую

должен все-таки Ум (или Разум). "Существует лишь одна

правильная монета - разум и лишь в обмен на нее должно все

отдавать"12.

Итак, чувства и разум имеют различную природу и ведут к

различным результатам. Вещи (явления), конечно, доступны

чувствам, но их сущности постигаются только размышлением. К

становлению человек приобщается телесно и чувственно, к по-

длинному же бытию - лишь с помощью разума. В первом случае

он приобретает мнение и веру, во втором - обогащается истин-

ным и прочным знанием. Мнения (равно как и вера) могут со-

впадать с истиной, но в любом случае они нуждаются в

рассудочной рефлексии. Не связанные последней и не

основанные, таким образом, на понимании, они походят на

слепцов, ощупью бредущих по проторенной дороге. С утратой

физического зрения усиливается "зрение рассудка". Последнее

следует беречь пуще тысячи "телесных очей". Таким образом,

при всей привлекательности и неизменной силе чувств и

естественных страстей человек с их помощью не достигнет в

жизни многого. И истинный любитель мудрости, если он хочет

чего-то достичь своим учением, должен взять власть над

удовольствиями и вожделениями, найти на них своеобразную

узду. Такую узду Платон видит прежде всего в рассудочности,

как основе могущественного разума.

Известная ограниченность роли чувств в познавательной де-

ятельности становится абсолютной при столкновении субъекта

познания с вещами "безвидными", бестелесными, реальность и

значимость которых превосходит, однако, реальность и значи-

мость всех чувственно воспринимаемых природных и искус-

ственных объектов и явлений. Речь идет об Идеях - наиболее,

пожалуй, ярком и загадочном феномене платоновской, да и

античной философии вообще, оказавшем огромное влияние на

формирование всей мировой философской и, отчасти, научной

мысли.

Термин "Идея", означающий "вид", "род", "форму", "образ",

"начало", "причину", "цель" и т.п. широко использовался не

только в обыденном и поэтическом языке древних греков, но и

в раннеантичном философском лексиконе, в частности - учении

Демокрита, где он фигурирует в качестве единого и неделимого

элемента - атома. Однако особый категориальный статус этот

термин впервые приобретает в философии Платона. Именно Идея

____________________________________________________________

должное скромности (или разумной осторожности) Платона,

примем во внимание оба эти заявления и будем

персонифицировать те или иные идеи там, где это уместно и

правомерно с точки зрения истории философии.

11 Платон. Соч. Т. 3(1). С. 79.

12 Платон. Соч. М., 1970. Т. 2. С. 28.

оказалась, пожалуй, исходной ступенью становления философии

как метафизики - особой и самостоятельной формы об-

щественного сознания, отличающей себя и от мифологии, и от

науки.

Почти все платоноведы сетуют на то обстоятельство, что одни

и те же понятия имеют у него множество терминологических

вариантов и смысловых значений. Не составляет исключения и

понятие Идеи. И все же основной ее платоновский смысл до-

статочно прозрачен. Идеи представляют собой феномены суб-

станциального характера, эксплицируемые как сугубо рацио-

нальные (смысловые) предпосылки всех чувственно воспринима-

емых вещей и олицетворяющие собой закон и основу их природ-

ного и искусственного конструирования. Платон убежден, что

Идеи пребывают в природе как бы в виде образцов,

парадигматических причин всех вещей13. Идея - носитель и

хранитель вечных и неизменных свойств и характеристик

последних, она - их родовая квинтэссенция. Когда Платон

говорит, что каждая вещь имеет свою собственную Идею, то

имеется в виду родо-видовое состояние вещи, а не отдельные

ее экземпляры. И тот, и другой стол (стул) есть продукт

единой и общей Идеи стола (стула), т.е. Идеи "стольности"

("стульности"). Идея, таким образом, - это единство многого,

познать которое можно лишь познав это единое.

Руководствуясь объективно существующей и от него не зави-

сящей Идеей какой-либо вещи, как бы "вглядываясь" в нее, ма-

стер изготавливает те или иные чувственно-материальные пред-

меты с максимально возможным соответствием их собственным

Идеям. Аналогичным образом поступает и природа. Все, что она

творит, есть подражание соответствующим сверхприродным

Идеям. Природа, следовательно, не причина самой себя, как

полагали атомисты. В ней все изначально озарено божественным

Разумом. Весь космос создан Богам с оглядкой на Идею

космоса. Идея, таким образам, и порождает вещь и наполняет

ее смыслом, никогда, однако, не растворяясь в ней до конца,

как, впрочем, и в какой угодно сумме вещей-копий. Вещь, как

явление, доступна органам чувств; вещь со стороны ее

сущности (Идеи) воспринимается лишь "очами разума".

Рассматривая вещи как продукты "истечения" Идей, Платон,

вместе с тем, осознавал недостаточность одних лишь идеальных

средств в создании всего многообразия внешнего мира. Идеи,

содержащие в себе сущностные начала конкретных вещей, должны

в чем-то воплощать эту сущность, овеществлять ее, "истекая"

на какую-то реальную почву. Идея, как "разумная

необходимость", как абсолютно "рациональная вещь", нуждается

для своей реализации в некоем нерациональном компоненте -

материи. В своем философско-категориальном оформлении Идея

предстает под именем "Одного", а материя под именем "Иного".

"Иное" - это "чистая" или "первая" материя, т.е. "материя

вообще". Чувственные же вещи, будучи конкретно оформленной

____________________

13 Характеризуя соотношение платоновских Идей и

чувственного мира, русский философ П.Д.Юркевич сравнивал их

соответственно с законодательной и исполнительной властями.

материй, сохраняют природу последней, но предстают уже в

качестве "второй" или низшей материи.

Платоновская экспликация Идей в качестве родовых сущностей

сыграла, безусловно, важную роль в формировании одного из

важнейших направлений философского рационализма - реализма с

его культом общих понятий. Вместе с тем понятийный статус

Идей не имел еще ярко выраженного логико-категориального

звучания и уж тем более не абсолютизировался Платоном. На

Идеях, как априорных формах сущего, нисходящих на землю из

"занебесной области" и представляющих собой в конечном счете

вечные и самодовлеющие акты божественного мышления,

отчетливо видна печать мифотворчества, теологии и языческого

пантеизма. Отягощенная этим архаичным грузом, Идеалогия14

еще не обеспечивала понятиям самостоятельного движения и по-

тому не представляла собой действительную "диктатуру

понятий". Именно в этом Аристотель и особенно Гегель видели

слабость и логическое несовершенство платоновских Идей.

Последние, по мнению - Гегеля, были еще крайне наивны,

абстрактны и бессодержательны, что делало Идеалогию слишком

мало идеалистичной, но вместе с тем чрезвычайно мистичной и

мифологичной.

Что касается мистики и мифологии, то тут Гегель прав. С

мнением же о бессодержательности и абстрактности платонов-

ской Идеи вряд ли можно согласиться. На самом деле она не

менее содержательна, чем Абсолютная идея Гегеля, но

совершенно в ином, отличном от гегелевского понимания

содержательности, смысле. Идея в ее интерпретации абсолютным

идеализмом - чисто логическая конструкция. Что же касается

Платона, то свою Идею он рассматривал прежде всего через

призму ее прагматической, аксиологической и нравственной

функций. Отсюда - и два различных типа философской

рациональности, сложившихся в рамках системы объективного

идеализма. Идея - это объективный природный и социальный

(нравственный, эстетический, эротический, политический и

т.п.) закон, идеал для подражания. По законам пользы,

справедливости, красоты, содержащимся в Идеях-нормативах,

творит и природа, и человек. Критерий совершенства (идеала)

есть первый и подлинный критерий и принцип Идеи. Отстаивая

эту мысль, Платон готов даже признать возможность, так

сказать, без-Идейного, беспредпосылочного существования





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 115 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.048 с)...