Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава VII. О трех видах вещей



Ведь среди вещей есть такие, что не имеют ни конца, ви нача-
ла, и они называются вечными; другие же имеют начало, но не ог-
раничены концом, и они зовутся бесконечными; а у третьих есть и
начало и конец, и они являются временными. К первому разряду


 

 



мы относим то, что обладает самостоятельным бытием, чья при-
чина и следствие совпадают, то есть существование обеспечивает-
ся само собой, как у творца и создателя единой природы.

Есть также то, чье бытие несамостоятельно, но оно существует
само по себе, то есть истоки бытия лежат вне его, и, чтобы начать
существование, ему потребовалась предшествующая причина. Та-
кова природа, объемлющая весь мир. Вещи этого вида бывают дво-
якими. Есть такие, что начинают существовать по собственной
причине, не побуждаемые к тому ничем, кроме божественной воли,
и они становятся неизменными, неподверженными переменам и не
имеющими конца. Ими являются вещи субстанциальные, которые
греки называют ουσίας. К ним относятся все тела надлунного мира,
которые считаются божественными, поскольку они неизменны.

К третьему разряду относятся вещи, имеющие начало и конец
и возникающие не сами по себе, а будучи творениями природы, появ-
ляющиеся на земле, в подлунном мире благодаря особому огню, ко-
торый, как некая сила, нисходит на зарождающиеся одушевленные
существа. И о них сказано: «Ничто в мире не умирает, поскольку ни-
какая сущность не погибает». Погибает ведь не сущность вещей, а
форма. И когда говорится о смерти формы, то это не значит, что ка-
кая-то вещь погибает полностью и перестает существовать, следует,
скорее, полагать, что ее бытие изменяется. И изменение может про-
изойти так, что в составной вещи разделяются ее части, либо ранее
разделенные части соединяются, либо время или место бытия изме-
няется, и во всех случаях бытие вещей не претерпевает никакого
ущерба. Поэтому об одних, формах, сказано: «Все растущее стареет,
и все зарождающееся умирает»1, ибо все творения природы, имеющие
начало, не избегают и конца. О других же, сущностях, говорится: «Из
ничего ничто не происходит, и ничто в ничто не превращается»2. Ибо
всякая природа имеет и первоначальную причину и бесконечное су-
ществование. О первых также сказано: «И вновь обратилось в ничто
то, что ранее ничем и было»3, поскольку всякое творение природы
лишь на время возникает по скрытой причине, и должно вернуться
обратно, откуда возникло.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 181 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...