Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава IV. О троякой силе души и едином человеке, наделенном разумом



В одушевленных телах можно обнаружить троякую силу души.
Одной силой обеспечивается только жизнь — так, чтобы зародив-
шееся тело росло, а выросши, существовало. Другая — наделяет спо-
собностью чувствовать, а третья — является силой ума и рассудка.
Функция первой из них состоит в том, чтобы помогать зарождению,
питанию и росту тел, но она не дает ни рассудка, ни чувств. Она
присуща травам и деревьям, всему, что корнями уходит в землю.
Вторая же является составной и сложной, она охватывает первую
и частично ее определяет и потому обладает по возможности разно-
образными свойствами. Ведь всякое наделенное чувством животное
и рождается, и питается, и растет. Чувства бывают различные, и их
насчитывается до пяти. То, что только растет, не может чувствовать,
а способное чувствовать в то же время и растет, и ему присуща так-
же и первая сила души, обеспечивающая рождение и питание. На-
деленные чувствами не только ощущают формы тел в их присутст-
вии, но и сохраняют образы познанных с помощью чувств тел, когда
те исчезают из поля ощущения, и таким образом вырабатывают па-
мять, которая может быть долгой или короткой в зависимости от
вида живого существа. Но животные собирают эти смутные и неви-
димые образы так, что ничего не могут соединить и составить из
них, а потому неспособны все вспомнить в равной мере, и когда за-
бывают, то не в состоянии восстановить забытое. И они не имеют
никакого понятия о будущем.

Третья же сила души влечет за собой две первые силы и пользу-
ется ими как подчиненными и прислуживающими ей, и она целиком
заключена в рассудке, проявляя себя либо в твердых суждениях
о присутствующих вещах, либо в размышлениях об отсутствующих,
либо в изысканиях неизвестных вещей. Она присуща только челове-
ческому роду, который способен с ее помощью не только чувство-


 

 



вать и создавать законченные и упорядоченные представления,
но и благодаря размышлению, питаемому воображением, давать
также объяснения и умозаключения. Природе человека для позна-
ния недостаточно лишь восприятия чувствами, ибо она способна
с помощью воображения составлять понятия об ощущаемом и да-
вать названия отсутствующим вещам, и то, что она постигает си-
лой рассудка, она делает понятным, давая ему наименования.
Свойственно такой природе и то, что она через известное исследу-
ет неизвестное, стремясь узнать, существует ли что-либо, что оно
собой представляет, равно как и почему существует.

Такую троякую силу души получила в удел, как сказано, одна
лишь природа человека. И третья сила души движет разумом, по-
буждая его продвигаться по четырем разным направлениям. Или
расследует существование чего-либо, а установив, что существует,
стремится понять, что оно собой представляет; обретя же познания
относительно всего этого, душа с помощью разума изучает качест-
ва познаваемого предмета, в том числе и случайные признаки. По-
знав это, она обращается к причинам и изучает их, прибегая все
к тому же разуму. Поскольку эти действия присущи человеческо-
му духу, что проявляется и в способности понимать видимые вещи,
и размышлять о невидимых, познавать и открывать неизвестные,
то на это есть и две причины, почему сила разумной души соверша-
ет такие труды: во-первых, чтобы познать природу вещей, а во-вто-
рых, чтобы овладеть наукой до того, как придет смерть.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 197 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...