Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава XVIII. О том, что Бог есть жизнь, премудрость, вечность и всякое истинное благо



Вот вновь смятение; вот вновь взыскующий радости и веселия
встречен горестью и печалью! Уже чаяла душа моя насытиться
и вот вновь алкает. Уже мнил я, что вкусил явств, и вот глад мой
сильнее, нежели прежде. Усиливался я взойти к свету Божию,
и ниспал вспять, во тьму мою. Вернее же сказать, не теперь ниспал
я в нее, но лишь восчувствовал свое в нее погружение; ниспал же я
прежде, нежели зачала меня матерь моя. Воистину, во тьме я зачат
(Пс. 50, 7) и погруженным во тьму родился. Воистину, все мы па-
ли в лице того, «в ком все согрешили» (Рим. 6, 12). В нем все мы
утратили то, что он имел без труда, утратил же на горе себе и нам;
ныне, когда мы хотим искать утраченное, мы его не ведаем, когда
ищем, не обретаем, а когда обретаем, это не то, что мы искали. «Гос-
поди, взыскал я лица Твоего; буду искать лица Твоего, Господи;
не скрой от меня лица Твоего!» (Пс. 26, 8-9). Подними меня от ме-
ня к Тебе. Очисти, исцели, изощри, просвети око ума моего, да воз-
может оно воззреть на Тебя. Пусть соберет расточенные свои силы
душа моя, и всем разумением своим пусть сызнова вперится она
в Тебя, Господи.

Что Ты есть, Господи, что Ты есть, как должно сердце мое ра-
зуметь о Тебе? Воистину Ты есть жизнь, и премудрость, и прав-
да, и благость, и блаженство, и вечность, и всякое истинное бла-
го. Блага эти множественны, и бедный ум мой бессилен узреть их
все единым взглядом, дабы усладиться ими всеми одновремен-
но. Как же, Господи, Ты еси все это? Быть может, это части Твои?
Или, вернее, каждое из них есть Ты во всей Твоей целокупности?
Все, что составлено из частей, не являет собою безусловного
единства, но до некоторой степени множество, не тождествен-
ное самому себе и могущее быть разъятым либо в действии, либо
в мысли; но Тебе, совершеннее которого нельзя ничего помыс-
лить, это чуждо. Итак, нет в Тебе частей, Господи, нет в Тебе и
множественности, но Ты столь целокупен и самотождествен, что
ни в чем не являешь неподобия самому себе; Ты — само Единст-
во, не делимое ни для какой мысли. Следовательно, и жизнь,
и премудрость, и прочие совершенства — не части Твои, но все
они суть едино, и каждое из них есть вся Твоя целокупность, объ-
емлющая все остальные. Но коль скоро ни Ты не имеешь частей,
ни вечность Твоя, которая есть Ты же сам, их не имеет, следствен-
но, нигде в пространстве и никогда во времени ни Ты, ни вечность


Глава XXIV. Умозаключение о том, каково свойство





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 181 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...