Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О деяниях судят по обстоятельствам



18. Все, что несведущим кажется словно бы постыдным, — толь-
ко ли сказанное или уже содеянное, от Лица ли Бога или от лица
людей, святость которых дорога нам, — все это фигурально, их тай-
ный смысл нужно обстоятельно разбирать, услаждаясь этим ради
любви. Кто пользуется преходящими вещами более умеренно, чем
позволяют нравы тех, с кем он живет, тот или воздержан, или суе-
верен; но кто пользуется ими так, что преступает границы обыкно-
вения добрых [людей], среди которых он вращается, тот или сам не-
что означает, или бесчестен. Ибо во всем этом виновно не употреб-
ление вещей, но похоть употребляющего. Никоим образом ни один
благоразумный человек не станет думать, что ноги Господа были
помазаны женщиной драгоценным миром (Ин. 12,3), как это в обы-
чае людей, жаждущих роскоши и беспутных, чьих пиршеств мы
гнушаемся. Ведь благоприятный запах означает добрую славу, ко-
торую каждый может заслужить делами доброй жизни, пока следу-
ет по стопам Христа; он как бы умащает Его ноги драгоценным ми-
ром. Таким образом, то, что для других лиц большею частью позор-
но, то в Лице Божественном или пророческом является знаком
какого-то великого дела. Одно дело связь с блудницею у людей
с распущенными нравами, другое — в прорицании пророка Осии
(Ос. 1, 2). И если позорно обнажаются тела на пиршествах пьяных
и похотливых [людей], то из-за этого не позорно быть обнаженным
в банях.

19. Итак, поэтому нужно внимательно следить, что подобает ме-
сту, времени и лицам, чтобы нам не осудить чего-нибудь случайно
как преступление. Ведь может статься, что мудрый может употреб-
лять обильнейшую пищу не имея порока гурманства или прожорли-
вости, а безрассудный будет пламенем пылать от жутчайшего чрево-
угодия при самой скромной пище. И каждый здравомыслящий захо-
чет по примеру Господа питаться скорее рыбою (Лк. 24, 43), чем
чечевицей, по примеру Исава, внука Авраама (Быт. 25, 34), или яч-
менем, по обыкновению рабочего скота. Ведь большая часть зверей,
поскольку они питаются скромной пищей, по этой причине не воз-
держаннее нас. В самом деле, во всех такого рода вещах, которыми
мы пользуемся не по природе этих вещей, но по [некоей] причине,


 

 



[побуждающей к их] использованию и по способу поиска их, нуж-
но или одобрить то, что мы делаем, или отвергнуть это.

20. Ветхозаветные праведники представляли и предвещали не-
бесное царство как земное. Обычай, по которому из-за необходи-
мости иметь достаточное потомство одному мужу позволялось
иметь многих жен вместе, считался невинным (2 Цар. 5, 13); и по
той же причине почиталось бесчестным одной жене иметь многих
мужей; ибо жена от сего не делается плодовитее, но скорее пред-
ставляет постыдное позорище, публично добывая деньги, или де-
тей. Что бы ни делали святые в те времена при таких нравах, хотя
бы то, что ныне сделать нельзя, разве что по вожделению, Писание
не осуждает. И что бы в нем ни повествовалось такого, это нужно
интерпретировать не только исторически или в собственном смыс-
ле, но принять и фигурально и пророчески в целях любви или к
Богу, или к ближнему, или к тому и другому вместе. Ибо, напри-
мер, у древних римлян почиталось бесчестьем носить длинные
с широкими рукавами туники, а ныне, когда они одеты в туники,
благородным людям позорно их не носить; так, нужно отметить,
что при прочем использовании вещей следовало бы находиться на
расстоянии от похоти, которая не только сама с легкостью злоупо-
требляет обычаем тех, среди кого она обитает, но часто выходя за
его пределы, обнаруживает постыднейшим проявлением мерзость
свою, которая скрывалась среди твердынь установленных обычаев.
<...>





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 132 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...