Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава XXXIX. С помощью каких из вышеназванных дисциплин или с каким намерением нужно создавать произведения



58. Вот почему, как мне кажется, юношей, страстно стремящихся
к знаниям, талантливых, боящихся Бога и взыскующих блаженной
жизни, целесообразно заблаговременно наставить, чтобы они не увле-
кались, помимо [учения] Христовой церкви, никакими иными учени-
ями, как если бы они побуждали безопасно направляться к желаемой
блаженной жизни, но обсудить их трезво и тщательно. И если они об-
наружат их среди человеческих изобретений, варьирующихся из-за
разных намерений изобретателей и неведомых из-за подозрений этих
изобретателей в заблуждении, особенно если у них есть обдуманная
связь с бесами с помощью каких-то словно бы условий и договоров от*
носительно неких обозначений, то их должно внутренне отвергнуть
и презреть. Нужно отклонить желание заниматься и теми человечес-
кими установлениями, которые преизбыточны и рассчитаны на рос-

' Августин приводит пример отнюдь не кажущегося способа изменения чело-
веческих установлений на основании изменения ударения, что Аристотель, счи-
тавший это одной из видимостей софистических опровержений, полагал тем,
на основании чего «нелегко в устных беседах выдвигать доводы, скорее в писа-
ниях и стихотворениях» (Аристотель. О софистических опровержениях // Ари-
стотель.
Сочинения. Т. 2. С. 539).

2 Здесь: нечетные числа.


кошь. Те же уставы человеческие, которые содействуют жизнеспособ-
ности общества, они не должны оставлять без внимания из-за их жиз-
ненной необходимости. Что же до прочих учений, которые обнаружи-
ваются у язычников, то они, по-моему, совершенно бесполезны, кроме
истории событий (res) прошедшего или настоящего времени, относя-
щихся к телесным чувствам, в которые включаются опыты, произве-
денные полезными для тела искусствами, и толкования, и кроме спо-
соба рассуждения и счисления. Во всем этом и главным образом в том,
что относится к телесным ощущениям (они разворачиваются во вре-
мени и содержатся в пространстве), нужно придерживаться [правила,
которое гласит]: Ничего лишнего!'

59. Некоторые уже дали толкование всем по отдельности еврей-
ским, сирийским и египетским словам и именам или же тем [выраже-
ниям], которые можно обнаружить в Священном Писании на другом
языке и которые в нем оставлены без толкования. Поэтому Евсевий
написал историю времени2, связанную свопросами к Божественным
книгам, в которых была его потребность. Следовательно, они сделали
все это для того, чтобы у христианина не было необходимости тру-
диться над многим ради малого. Так, я вижу, что можно сделать, если
бы кто-то из тех, кто в состоянии, посвятил бы поистине щедрый труд
братской пользе, чтобы, по родам распределив какие бы то земные ме-
ста, или каких бы то ни было животных, травы, а также деревья, камни
или неизвестные металлы и те виды, о которых упоминает Писание,
только письменно изложил бы это распределенное. То же можно сде-
лать и с числами, о которых упоминает Писание, чтобы только запи-
сать выявленное значение (ratio) этих чисел. Кое-что из этого или даже
все уже сделано, так как мы обнаруживаем, что мы не ценили многого
из того, что было тщательно отделано и записано добрыми образован-
ными христианами. Либо из-за толпы равнодушных [людей], либо из-
за сокрытия их завистниками, но они неизвестны. Не знаю, можно ли
сделать это же относительно способа обсуждения, — мне кажется, что
нельзя, ибо он тесно, как нервами, связан со всем текстом Писания,
и потому он гораздо более помогает читателям в разрешении и объяс-
нении двусмысленных знаков (о чем мы еще будем говорить), чем в
познании знаков неизвестных (о чем теперь ведем речь).





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 152 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...