Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

И растительного мира и т. д. и особенно звезд ведет к пониманию Писания



45. Есть повествование, подобное показу (demonstratio), в кото-
ром несведущим открывается не прошлое, но настоящее. К такому
роду относятся повествования о местоположении и природе живот-
ных, деревьев, трав, камней или же записи о других телах. О таком
роде [вещей] мы рассуждали выше и учили, что знание о нем способ-
ствует разгадке загадок Писания не для того, чтобы их употреблять
вместо каких-либо знаков, словно бы в качестве лекарства или сред-
ства от какого-либо суеверия; ибо и этот род мы уже выделили, отли-
чив от того — дозволенного и правомочного. Ибо одно дело сказать:
у тебя не будет болеть живот, если ты будешь пить [настой] из обмо-
лоченной пшеницы, и другое — сказать: у тебя не будет болеть живот,
если ты повесишь эту траву на шею. Ведь в первом случае рекомен-
дуется полезная для здоровья смесь, а в последнем осуждается ее су-
еверное обозначение. Но там, где нет ни чар, ни заклинания, ни осо-
бых примет, возникает большое сомнение, а может ли вещь, которая
привязывается или каким-то образом прикладывается к исцеляемо-
му телу, содействовать здоровью силой природы, чтобы ее можно бы-
ло свободно прикладывать, или она является неким значимым руча-
тельством, так что христианину следует остерегаться ее тем более, чем
более она будет казаться полезной. Но тут и скрыто, по какой причи-
не, важно то, что содействует здоровью, в каком духе и кто пользует-
ся этим в медицине или земледелии, — для исцеления ли тела либо,
по крайней мере, для поддерживания его.

46. Есть не повествование о звездах, которые нужно знать, но их
описание (demonstratio); о немногих из них упоминает Писание.

' У Августина снято различие между историей и анналами: именно послед-
ние долгое время считались повествователями прошлых событий, в то время
как первая полагалась повествующей о событиях, современных автору. Это про-
изошло в силу изменения статуса истории, которая была представлена главной
книгой христиан — Священным Писанием.


 

 



Как, например, многим известно движение Луны, которое еже-
годно используют по установленному обычаю для возвеличива-
ния страстей Господних, так весьма немногим безошибочно изве-
стно время восхода, заката небесных светил или что-либо другое.
Само по себе это знание, хотя и не связано с суеверием, однако не
слишком, а, пожалуй, и ничем не помогает толкованию Священ-
ного Писания, и при бесплодном усилии скорее даже мешает;
и поскольку тупые прорицания заклинателей ведут к опаснейше-
му заблуждению, гораздо полезнее и достойнее им пренебречь.
Помимо описания нынешних [положений] это знание включает
также нечто подобное повествованию [положений] прошедших;
поэтому исходя из настоящего положения и движения звезд мож-
но, правильно идя по их следам, вернуться назад. Оно также со-
держит правильные, основанные не на суевериях и злом роке, а
на точных расчетах предсказания будущего не для того, чтобы мы
попытались извлечь из них что-то [существенное] ради наших
дел и приключений (таковы бредни прорицателей судьбы), но ра-
ди самих звезд. Ведь как тот, кто умеет делать расчеты [движения]
Луны, если знает, какой сегодня месяц, может сказать, какой был за
несколько лет перед этим и каким будет несколько лет спустя, так
и звездочеты имели обыкновение отвечать со знанием дела по по-
воду каждой из звезд. Я сказал все, что мне показалось [нужным
сказать] относительно такого знания, насколько это относится к
его использованию.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 143 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...