Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А что-то благоприятно и небходимо



38. После [рассмотрения] того, что нужно отсечь и даже искоре-
нить из христианской души, должны быть рассмотрены человечес-
кие создания (institutio), не основанные на суеверии, т. е. созданные
в союзе с людьми, а не с демонами. В самом деле, все, что имеет вес
среди людей, что им нравилось и может цениться, есть установления
(institutio) человеков; часть их избыточна и основана на жажде на-
слаждений, часть благоприятна и основана на необходимости. Ибо
если бы те знаки, которые жестами выражают гистрионы, имели вес
у людей по природе, а не по установлению и соглашению, то в преж-

' Фактически с этого момента Августин рассматривает возможности дву-
смысленных выражений, что у Аристотеля классифицировано как омонимия,
амфиболия, синтез, диайрес, просодия, форма выражения (см.: Аристотель.
О софистических опровержениях // Аристотель. Сочинения. Т. 2. С. 538, 663).
В русском переводе этого трактата Аристотеля только амфиболия передана как
«двусмысленность», в то время как все эти выражения и каждое могут стать ос-
нованием двусмысленного понимания (см.: Там же. С. 663).

2 Говори.

3 Читай.


 

 



ние времена глашатай не мог бы объявить карфагенянам, что именно
хотел жестами выразить танцовщик в пантомиме. Об этом все еще
помнили старики, рассказ которых об этом мы обычно и слушаем.
Что поэтому надо думать, если и теперь неопытный в таком вздоре
придет в театр, он будет совершенно напрасно стремиться [понять] те
движения, и если кто-то другой не расскажет ему, что означают те
движения. Однако все желают некоторого подобия при обозначении,
чтобы сами знаки, насколько возможно, были схожи с вещами, кото-
рые ими обозначаются. Но поскольку нечто может уподобиться че-
му-то другому многими способами, то такие знаки остаются устойчи-
выми у людей, только при достижении согласия.

39. Что касается произведений живописи, ваяния и других по-
добных искусств, главным образом опирающихся на опытность ху-
дожников, то никто не ошибется, если увидит [с чем-то] схожее, по-
тому что он знает, каким вещам они подобны. И весь этот род [произ-
ведений] нужно считать среди избыточных человеческих созданий,
если только что-то из этого не представляет особого интереса по су-
ти, по некоей причине, месту, времени и по чьей воле (auctoritas) он
создан. Наконец, к числу человеческих произведений (institutio) от-
носится множество лживых россказней и подделок, и этими выдум-
ками наслаждаются люди. И нет у людей ничего более подходящего,
чем они владеют и что ими более ценится, чем то, что лживо и под-
дельно. Удобное же и необходимое людям, созданное людьми, — это
разнообразные отличия в одежде и в уходе за телом для распознава-
ния пола и звания, и бесчисленные виды обозначений, без которых
человеческое общество или вовсе быть не может, или было бы не со-
вершенным: каким весом и мерой выражает свою собственность, ка-
кой чеканкой монет и по какой цене, какому обществу и народу оно
принадлежит и прочее того же рода, так что если бы это не относи-
лось к человеческим созданиям, то и разным оно не было бы у раз-
личных народов, да и в каждом отдельном народе не менялось бы по
решению его правителей.

40. Но всей этой области человеческих созданий, которые спо-
собствуют необходимой жизненной пользе, никоим образом не
нужно бежать христианину, более того, это, насколько возможно,
надо обдумывать и хранить в памяти.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 163 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...