Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Детская поэзия конца 1950—1990-х гг



Значение перемен в общественной жизни страны для судьбы детской книги (отказ от обязательной «полезности» и «идейной направленности», возвращение детскому писателю прав на выбор темы и художественной формы своего произведения). Приход в литературу нового поколения детских поэтов и писателей (Б. Заходер, В. Берестов, Я. Аким, И. Токмакова, Р. Погодин, А. Алексин, Ю. Яковлев, В. Крапивин, В. Железников, В. Драгунский). Индивидуальность таланта и общность настроения в произведениях писателей-шестидесятников.

Особый интерес к детской поэзии на фоне поэтической волны конца 50—60-х гг. Соседство поэтических мастеров (С. Маршак, А. Барто, Е. Благинина) и поэтической молодежи (Б. Заходер, И. Токмакова, В. Берестов и др.). Традиции опальных поэтов (К. Чуковский, Д. Хармс, А. Введенский) в творчестве молодых авторов. Возвращение в поэзию звуковой и смысловой игры. Путаницы, перевертыши, эксперименты со звуком и словом в стихах Б. Заходера, И. Токмаковой, Э. Мошковской, Г. Сапгира, Ю. Мориц и др. Популярность сказочных образов в поэзии для детей. Стихотворные сказки в творчестве Б. Заходера, И. Токмаковой, Я. Акима («Песенка в лесу), Э. Мошковской («Вежливое слово»), Г. Сапгира («Четыре конверта», Ю. Мориц (Сб. «Попрыгать, поиграть»).

Творчество Б. Заходера —начало новой поэтической эпохи в детской литературе. «Буква Я» - поэтически дебют Б. Заходера. Необычность звукового и ритмического характера стиха. «Кит и кот» - «программная» путаница Б. Заходера. Перекличка с традициями К. Чуковского и Д.Хармса. Стихотворные рассказы из жизни школьников («На задней парте»). Цикл «Строители» - рассказы для самых маленьких.

«Моя Вообразилия» - страна, созданная поэтом. Разнообразие поэтических ритмов в стихах Заходера, богатство звуковой игры («Мохнатая азбука», «Чудак судак», «Диета термита»). Остроумные сюжеты его стихотворений («Считалочка», «Собачкины огорчения», «Кискино горе», «Мой лев»).

Прозаические сказки Б. Заходера («Серая Звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза»)

Мастерство поэтических переводов Б. Заходера (Переводы из польской поэзии: Ю. Тувим «Про пана Трулялинского», Я Бжехва «На Горизонтских островах» и английской детской прозы: А. Милн «Вини Пух и все, все, все», П. Треверс «Мэри Поппинс», Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес»).

Лирическое звучание поэзии для детей 60—70-х гг. Близость поэтов к миру детства. Восприятие жизни глазами героя-ребенка. Форма детского монолога в стихах И. Токмаковой, В. Берестова, Я. Акима.

Поэзии В. Берестова. Разнообразие поэтических сборников (от стихотворений для самых маленьких до школьной и взрослой лирики). Юмор и образность детских стихов В. Берестова («Про машину», «Читалочка», «Кошкин щенок», «Сказка про выходной день», «Приятная весть», «Заяц-барабанщик», «Петушки», «Где право, где лево»). Воспоминания о детстве и раздумья о жизни в лирике для юношества («Школьная лирика»).

Поэтический мир И. Токмаковой. Фольклорное начало поэзии поэтессы. Переводы шотландских песенок («Крошка Вили Винкин»)—начало литературной деятельности писательницы. Простота и ясность поэтического слова, выразительность образов, доступность стихотворений для самых маленьких. Цикл «Деревья» - игра в мир русской природы. Детский быт стихах И. Токмаковой (цикл «Поиграем»). Поэзия колыбельных песен («Где спит рыбка», «Усни-трава») —утверждение права поэта и ребенка на свободу играы и вымсла. Стихотворные путаницы Токмаковой («В чудной стране»). Азбука и счет как предмет поэтической игры («Сколько», «Букварищик»). Образность стихотворных правил поведения («Гном», «Крокодилы»). Детские монологи в стихах И. Токмаковой. Искренность и доверительность детских жалоб (цикл №Весело и грустно»). Обращение поэтессы к взрослым через детские стихи («Новая квартира», «Бабушкина сказка»). Стихотворные сказки И. Токмаковой («Вечерняя сказка», «Котята»).

Сказочные повести И. Токмаковой («Аля, Кляксич и буква А», «Счастливо, Ивушкин»). Повести о детстве («Сосны шумят», «Ростик и Кеша»).

Поэзия Г. Сапгира. Парадоксальность взгляда на мир («Нарисованное солнце», «Месяц», «Лимон», «Одинокие буквы», «Лесная азбука», «Озорное море», «Уезжаю», «Людоед и принцесса»). Игра с поэтическим словом, использование его звуковых и смысловых возможностей.

Песенные и плясовые ритмы в стихах Ю. Мориц («Веселая лягушка, «Пони», «Резиновый ежик» и др.). Закономерное превращение стихотворений Ю. Мориц в песни. Большая стихотворная форма стихотворений для самых маленьких («Малиновая кошка, «Это—да! Это—нет!», «Баллада о фокусах шоколада»).

Стихи и сказки Г. Остера. «Вредные советы». Юмористическое творчество «плохого» героя. Современный вариант поэтических перевертышей. Недопонимание детьми взрослой речи как источник смешного («Котенок по имени Гав», «Легенды и мифы Лаврового переулка»). Научное и юмористическое в сказках Остера («Петька-микроб» и др.). Детское понимание сложных научных истин и выражений. Литературные приемы в учебниках Г. Остера («Физика, ненаглядное пособие»).

Разнообразие поэтических сюжетов и ритмов в творчестве поэтов 70—90-х гг. (И. Мазнин, Ю. Кушак, Г. Кружков, М. Яснов, И. Шевчук, М. Бородицкая и др.).

Стихи для детей О. Григорьева. Абсурдные ситуации и поступки, остроумные путаницы. Форма стихотворного диалога и мрачноватый юмор («Яма», «Конфеты» и др.). Обыгрывание разных смыслов, столкновение их в одном поэтическом стихотворении.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 2154 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...