Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Своеобразие поэзии С. Я. Маршака



1.Жизнь и творчество С.Я. Маршака (1887 – 1964): Краткий обзор. Начало литературной деятельности – переводы из английской детской поэзии (Сб. «Дом. который построил Джек», 1923). Склонность Маршака к поэзии абсурда, путанице, игре.

2.20 – 30-е гг. – период расцвета поэтического творчества Маршака. Широкий жанровый диапазон его поэзии: подписи к картинкам, сказки, стихотворные истории, поэмы.

3.Тематическое разнообразие поэзии Маршака: публицистическая («Война с Днепром», 1931; «Мистер Твистер», 1933; «Рассказ о неизвестном герое», 1937); игровая («Цирк», 1925; «Мороженое», 1925; «Мяч», 1926; «Усатый-полосатый», 1929); обучающая («Посадка леса», 1930; «Про все на свете», 1934). Оригинальность поэтической формы и художественного содержания в стихах различной тематики. Смысловые возможности ритма в поэзии Маршака.

4. «Рассеянный с улицы Бассейной» (1930) – шедевр творчества Маршака. Необычный герой в обстановке реального города. Путаница в речи и поступках Рассеяного. Прототип главного героя. Традиции образа чудака в стихотворении поэта.

5.Повести в стихах – поэтические рассказы о социальных событиях («Пожар»», 1923; «Почта», 1927 и др.)

6. «Детки в клетке» – поэтическая экскурсия по зоопарку для детей. Стремление к краткости и выразительности в разных редакциях стихотворения.

7.Сказки в творчестве Маршака. «Сказка о глупом мышонке», 1923; «Сказка об умном мышонке», 1955 и др.

Детская литература 1940—1950-х гг.

Повести и рассказы периода Великой Отечественной войны. «Девочка из города» Л. Воронковой. Гибель семьи—главное горе военного ребенка. Трагизм сиротства и трудности обретения новой семьи. Образы «городской» дочери и «деревенской» матери. Послевоенные циклы рассказов Л. Воронковой о деревенских детях («Солнечный денек», «Снег идет»).

Повести о войне Л. Кассиля. «Дорогие мои мальчишки». Новый вариант придуманной детской страны в условиях военного быта. Сказочное и реальное в повести. Образ главного героя. «Великое противостояние». Переплетение в книге исторического, мирного и военного сюжетов. Образ главной героини.

«Сын полка» В. Катаева. Детское и взрослое в характере главного героя. Семейные черты в полковой жизни. Законы этой жизни, место в ней «сына полка».

Рассказы о войне Л. Пантелеева —свидетельства очевидца («На ялике», «Маринка» и др.).

Повести о пионерах-героях (Л. Кассиль и М. Поляновский «Улица младшего сына», В. Смирнова «Саша Чекалин» и др.). Упрощенный показ войны, преувеличение физических и психологических возможностей детей. Поэтизация жертвенности и героической смерти.

Создание идеологизированных детских характеров в произведениях послевоенной детской литературы. Трудовая и социальная активность детей в условиях послевоенного восстановления страны. Картины жизни в духе социалистического реализма (И. Ликстанов «Малышок» и др.).

Рассказы В. Осеевой. «Васей Трубачев и его товарищи». Идеальный герой (отличник, коллективист) и идеальный детский коллектив. Надуманность в изображении детских конфликтов. Рассказы В. Осеевой из детского быта («Волшебное слово», «Синие листья», «Сыновь я»). Краткость и очевидность нравственных уроков. Приключенческая повесть «Динка». Мастерство писательницы в построении увлекательного сюжета. Убедительные образы юных участников исторических событий.

Жанр приключенческой повести в творчестве В. Каверина («Два капитана») и А. Рыбакова («Кортик»).

Юмористическая литература. Рассказы и повести Н. Носова. Смешные случаи из детской жизни как сюжетная основа его произведений («Живая шляпа», «Телефон», «Дружок», «Мишкина каша»). Непосредственность и живость детских разговоров у Н. Носова. Популярность деятельных героев среди детей. Принцип полезности литературы в повестях писателя («Веселая семейка»). Остроумное и назидательное в произведениях Н. Носова («Витя Малеев в школе и дома»). Сказочная трилогия Н. Носова о Незнайке («Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»). Детские типы в образах сказочных героев. Разнообразие приключений и путешествий в их жизни. Мастерство писателя в построении первой книги трилогии. Усиление идеологических элементов во второй и третьей книгах.

Юмористические рассказы Ю. Сотника. Привлекательность его предприимчивых и самостоятельных героев. Комизм ситуаций и положений. Оригинальность сюжетов произведений Ю. Сотника («Архимед Вовки Гришина», «Исследователи», «Невиданная птица», «Как я был самостоятельным»).

Литературная сказка 50-х гг. Сказочные повести об исправившихся детях. В. Губарев «Королевство кривых зеркал». Сказка-урок в творчестве Е. Пермяка. Тема общественно-полезного труда в его сочинениях. Наглядность морального урока («Рассказы и сказки»).

Драматическая сказка. Творчество Е.Л. Шварца и Т.Г. Габбе.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 2988 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...